Партнеры журнала:

Лесопиление

Краткий обзор состояния рынков продаж хвойных пиломатериалов. Часть 2

В текущей публикации мы продолжим рассматривать состояние мировых рынков продаж хвойных пиломатериалов, начатое в одном из предыдущих номеров журнала. Предлагаем вниманию читателей обзор рынков продаж пиломатериалов во II квартале и в начале III квартала 2015 года.

Ситуацию с продажами пиломатериалов в этот период для российских лесопильных производств можно было бы охарактеризовать как стабильную с точки зрения формирования цены и спроса на продукцию на разных рынках.

Российский рынок пиломатериалов

Стабилизация курса рубля по отношению к основным мировым валютам, а также платежеспособный спрос со стороны переработчиков необработанных пиломатериалов сыграли позитивную роль в предложении хвойных материалов на внутреннем рынке. В начале II квартала 2015 года наблюдался эффект возврата рублевых цен на уровень октября-ноября 2014 года. Цены, предлагаемые на внутреннем рынке лесозаводами в рублях и фиксируемые на короткий контрактный срок, в начале II квартала уже стали конкурировать с ценой экспорта.

Ожидания переработчиков пиломатериалов на внутреннем рынке оправдались лишь отчасти. Многие компании, традиционно ожидающие сезонное увеличение спроса на готовую продукцию деревообработки, жаловались на снижение объема заказов на 15-20% в сравнении с тем же периодом 2014 года при неизменной цене на конечную продукцию.

В ситуации сниженного спроса на конечную продукцию деревообработки при высокой кредитной нагрузке на бизнес наблюдалась серия банкротств предприятий, традиционно ориентирующихся на внутренний рынок. К таким предприятиям можно отнести заводы по производству погонажных изделий, клееного бруса, строительной деревянной балки. «На плаву» остались лишь предприятия с низкой кредитной нагрузкой, производства, ориентирующиеся на государственные заказы в области строительства, а также предприятия, сумевшие частично переориентироваться на работу на экспорт.

Рынок пиломатериалов стран Балтии

Во II квартале рынок стран Балтии находился под ценовым прессингом со стороны рынков Европы и стран Юго-Восточной Азии.

В условиях избытка предложения со стороны местных лесопильных предприятий, а также российских экспортеров необработанной хвойной доски, балтийские переработчики в период II-III кварталов уверенно снижали закупочные цены - в среднем на 5 евро за кубометр по сравнению с ценами I квартала 2015 года. При этом внутренний объем переработки пиломатериалов в странах Балтии в период II-III кварталов остался неизменным.

Рынок пиломатериалов Центральной Европы

В течение рассматриваемого периода на европейском рынке предложения пиломатериалов наблюдалась стабилизация цен. Объемы переработки пиломатериалов, так же, как и в балтийских странах, не претерпели значительных изменений в силу стабильного спроса со стороны индустриальных сегментов, работающих в разных областях глубокой деревообработки.

Рынок пиломатериалов Юго-Восточной Азии

Японские компании после некоторого сокращения объема закупок импортных пиломатериалов во II квартале увеличили объемы закупок традиционных для этого региона материалов - ламины и мабасиры, стараясь одновременно снизить закупочные цены. В общем и целом внутренняя цена на пиломатериалы, применяемые в деревянном домостроении (в йенах), в период II-III кварталов осталась неизменной.

Экспортеры, ориентирующиеся на китайский рынок, продолжали испытывать ценовое давление со стороны китайских импортеров пиломатериалов. Продолжающаяся активность со стороны скандинавских и российских лесопильных заводов в Китае вызвала снижение цены во II квартале 2015 года. Одновременно со снижением цен китайские импортеры ужесточили свои требования к спецификации на закупаемые пиломатериалы.

Корея была и остается стабильным потребителем хвойных пиломатериалов для каркасного домостроения, а также лесоматериалов упаковочного качества. В ситуации избытка предложения лесоматериалов на рынке со стороны скандинавских и европейских лесопереработчиков наблюдалось снижение цен на импортируемые пиломатериалы.

Стоить отметить увеличение фрахтовой составляющей, которую наблюдали, по сути, все российские лесоэкспортеры при продаже продукции на удаленные рынки Юго-Восточной Азии. Этот фактор непосредственно повлиял на доходность бизнеса российских производителей пиломатериалов.

Выводы

Во многих регионах продаж хвойных пиломатериалов имеет место избыток предложения скандинавских, европейских и российских производителей. Этот фактор вызывает дальнейшее снижение цен на пиломатериалы при неизменных объемах внутреннего потребления. При стабилизации цен в период II-III кварталов 2015 года, IV квартал, вероятнее всего, будет наиболее сложным для российских производителей пиломатериалов с точки зрения продаж их продукции.

Петр СИНИЦКИХ