Партнеры журнала:

Тема страницы

Производители газетной бумаги не капитулируют перед «цифрой»

Среди направлений лесопромышленного комплекса целлюлозное производство занимает особое место. Чтобы подобное предприятие работало эффективно, необходимо множество условий. В Карелии эти условия есть: крепкая материально-техническая база в сочетании с грамотной политикой управления обеспечили предпосылки для развития сильной компании, одного из лидеров в данном сегменте рынка.

Не каждый регион может похвастать предприятием масштаба Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината, на производственных мощностях которого выпускает свою продукцию ООО «Карелия Палп». Компания является крупнейшим в России экспортером газетной бумаги и, несмотря на кризис отрасли, сохраняет статус одного из крупных мировых поставщиков, достойно представляющего Россию на мировом рынке. В активе компании логистические и лесозаготовительные ресурсы. Сегодня карельский гигант экспортирует свою продукцию в десятки стран мира и демонстрирует стремление выходить на новые рубежи. Так, недавно компания расширила свое присутствие на рынке Южной Америки, завоевав признание производителей книгопечатной продукции еще одной страны этого региона.

Продукцию «Карелия Палп» хорошо знают в Европе; ее традиционно отличает высокое качество, чем она заметно превосходит отечественные и зарубежные аналоги, она отмечена десятками международных наград и сертификатов, в том числе считается одной из самых экологически чистых в мире. «Карелия Палп» была признана лучшим экспортером 2015 года в России, тогда же Национальный бизнес-рейтинг назвал ее лидером по показателям эффективности использования ресурсов.

Производственные мощности ОАО «Кондопога» позволили предприятию стать ведущим производителем газетной бумаги в России и странах Европы. Тем не менее, когда год назад ситуацию на рынке газетной бумаги называли кризисной, в непростом положении оказался и Кондопожский ЦБК, который летом прошлого года был признан банкротом. Комментируя сегодняшнюю ситуацию, генеральный директор ООО «Карелия Палп» Алексей Демчишин, в частности, отметил: «Изменения на отечественном рынке газетной бумаги естественным образом затрагивают и ее производителей. При среднегодовом потреблении газетной бумаги в России 5 кг на человека, читательская способность падает со скоростью 4% в год. Причин этому несколько, самая главная - стремительное развитие цифровых технологий: всеобщая компьютеризация уверенно отодвигает на задний план альтернативные информационные носители. Из этой проблемы вытекает вторая: рекламный рынок следует за своей целевой аудиторией, например, в 2016 году рекламные доходы печатных СМИ сократились на 13% по сравнению с предыдущим годом. Мировые производители массово сокращают газетно-бумажное производство, закрывают заводы. Как известно, в России работают четыре завода по производству газетной бумаги. В общей сложности отечественные комбинаты производят около 1,5 млн т газетной бумаги в год и полностью удовлетворяют внутреннюю потребности рынка: 480 тыс. т. И сегодня, несмотря на то что ни одно предприятие пока не прекратило работу, комбинаты столкнулись со сложностями. Кто-то сократил объемы, кто-то под процедурой банкротства».

Понятно, что в такой ситуации каждый выживает как может. Мировая практика предлагает варианты диверсификации бумагоделательной машины - у тех же упаковки, санитарно-гигиенических изделий и картона перспективы куда лучше, чем у газетной бумаги. И теоретически возможность подобной переналадки головного оборудования существует, однако она потребует таких колоссальных инвестиций, которые сопоставимы со строительством нового производства. Глава компании «Карелия Палп» признался, что в настоящее время на Кондопожском комбинате рассматриваются проекты модернизации, однако о конкретике говорить пока рано, поскольку вопрос требует полной и детальной проработки. Курс евро по отношению к рублю дает сегодня определенные преференции предприятиям, которым есть что предложить на экспорт. В их числе и карельский производитель. «В силу географического положения кому-то выгодно реализовывать свою продукцию внутри страны, а те, кому близость к границе позволяет экспортировать продукцию за рубеж, на отечественном рынке оставляют не больше 20% бумаги, - рассказывает Алексей Михайлович. - Например, Кондопожской комбинат около 80% своей продукции отправляет за рубеж, тем самым поддерживая жизнеспособность предприятия в условиях экономического кризиса».

Компания «Карелия Палп» на протяжении многих лет является партнером ОАО «Кондопога». По словам Алексея Демчишина, сотрудничество с комбинатом осуществляется по так называемой давальческой схеме: «Карелия Палп» предоставляет лесоматериалы и логистику, взамен на определенных условиях получает газетную бумагу. «Сегодня на комбинате работают шесть бумагоделательных машин, пять из которых задействованы на производстве газетной бумаги разного граммажа и формата, а одна - на производстве оберточной бумаги, которая используется для внутренних нужд комбината. Кроме того, в настоящее время предприятие развивает дополнительное производственное направление - коммерческий выпуск лигносульфонатов, побочного продукта деревопереработки, широко используемого в производстве стройматериалов, нефтегазовой промышленности и других отраслях».

Высокая экологичность Кондопожской газетной бумаги во многом обусловлена ее составом: древесное волокно, которое производится из хвойного баланса - верхней части дерева ели, - 80%, целлюлоза - 20%. Основной объем целлюлозы получают на предприятии, остальное докупается у компании «Монди СЛПК» и частично в Финляндии. В интервью нашему изданию генеральный директор «Карелия Палп» отметил: «Сегодня комбинат работает почти на полную мощность. Мощности позволяют предприятию производить 700 тыс. т газетной бумаги в год; в 2016 году комбинат выпустил 663 824 т газетной бумаги, что на 43 577 т больше, чем в 2015 году, и на 9791 т больше плановых показателей». По словам г-на Демчишина, данных за истекший период 2017 года пока нет, тем не менее о тенденции мы вполне можем судить по показателям прошлого года. Хочется настраиваться на оптимистический лад, тем более с учетом экспортных возможностей предприятия, которые составляют сегодня 75% произведенной продукции. В настоящее время продукция Кондопожского комбината реализуется больше чем в 60 стран мира. Основными экспортными рынками являются страны Азии, Африки, Средней Азии. Оставшиеся 25% объема продукции приходится на отечественных потребителей газетной бумаги, основными из которых являются издательские дома и типографии. Однако стоит еще раз отметить, что отечественные издатели не испытывают дефицита газетной бумаги - потребности внутреннего рынка полностью обеспечивают мощности четырех профильных предприятий страны.

Комментируя возможность введения экспортной пошлины на газетную бумагу, генеральный директор «Карелия Палп» уточнил: «Разговоры о введении экспортной пошлины начались в тот момент, когда крупные издательства стали испытывать экономические трудности, виня в этом ценовую политику производителей газетной бумаги. Однако стоимость бумаги растет в пределах инфляции. Издательства и типографии, не имея рычагов влияния на производителей краски, комплектующих для печатных машин и не имея возможности влиять на регулирование тарифов на электроэнергию, приняли решение надавить на производителей газетной бумаги, чтобы снизить себестоимость производства газет. Издатели пытаются повлиять на ситуацию, инициируя на высшем уровне введение экспортных пошлин для производителей газетной бумаги. При этом нужно понимать, что большая часть производителей существуют благодаря экспортным сделкам, таким образом обеспечивая себе жизнеспособность. Пошлины погубят производства и вынудят остановить предприятия. А издатели будут вынуждены приобретать газетную бумагу за рубежом по мировым ценам, которые превышают стоимость бумаги отечественных производителей на внутреннем рынке».

Текущее состояние отрасли и перспективы ее развития обсуждались не так давно, в феврале текущего года, на встрече министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова с руководителями предприятий лесопромышленного комплекса России. Государство делает определенные шаги и пытается поддержать лесную отрасль на законодательном уровне. Кроме того, есть масса программ для поддержания развития бизнеса в этом сегменте. Например, программы по поддержке экспортеров, снижению логистических нагрузок на компании, формированию лесных кластеров и прочие. «Карелия Палп» также является участником ряда государственных программ. Однако искать пути выхода из сложившейся ситуации каждому предприятию предстоит самостоятельно. И карельский производитель газетной бумаги - не исключение.

Увы, падение спроса на газетную бумагу неизбежно, а кризис предприятий, работающих в этом сегменте, по заверениям экспертов, лишь дело времени. Вопрос лишь в том - какого? На плаву останется тот, кто успеет за оставшийся период перестроиться на выпуск новой продукции. Впрочем, вероятность того, что газетная бумага исчезнет как вид продукции уже в ближайшей перспективе, невелика, особенно с учетом роста рынков в странах так называемого «третьего мира», которые еще не скоро достигнут высот цифровых информационных технологий Старого и Нового Света. Поэтому производители, обладающие конкурентным преимуществом, вполне смогут рассчитывать на продолжение истории своих предприятий. Не в последнюю очередь это относится к Кондопожскому ЦБК, который сегодня занимает третье место в мировом рейтинге по производству газетной бумаги.

Яна РОССО



Другие статьи рубрики Регион номера: Республика Карелия

Долго будет Карелия сниться...
По нарастающей
Лесное хозяйство Карелии в цифрах
Евгений Жирнель: «ЛПК – базовая отрасль экономики Карелии»
По финским стандартам качества
Список предприятий ЛПК Республики Карелия

На берегу Белого моря
Секрет карельского леса
Славные традиции, интересное будущее
Леса много не бывает
Инвестиции, инновации и современный менеджмент

Лесной комплекс Карелии: проблемы и перспективы

Обзоры ЛПК регионов России