Партнеры журнала:

Тема страницы

Долго будет Карелия сниться...

Безмолвные каменные валуны, загадочные белые ночи, «остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер» и, конечно, бездонное небо над головой - так ярко и поэтично был описан этот край в популярной некогда песне! Появившаяся в 1960-е, тогда она звучала буквально из каждого радиоприемника. К счастью, и сегодня, больше чем через полвека, Карелия по-прежнему ассоциируется у нас с уникальной северной природой. И до сих пор здесь сохранились не тронутые цивилизацией уголки, где, вполне может статься, не ступала нога человека.

А меж тем Карелия - ближайший сосед Санкт-Петербурга, расстояние до которого на машине вполне можно преодолеть за каких-нибудь пару часов. Многим обитателям мегаполиса, наверное, сложно представить, что всего в двух сотнях километров течет совсем другая жизнь: размеренная и неторопливая, спокойная и созерцательная. Нет-нет, техника туда дошла, да такая, какую не все жители большого города и в глаза видывали! Однако это скорее поправка на местные особенности - край-то испокон веку лесной, здесь издавна занимались заготовкой и обработкой древесины.

История Карелии

Территория Обонежья была заселена еще в доисторические времена. А еще известно, что в самом начале новой эры сюда проникли племена финно-угорской группы: карелы, вепсы и саами - и почти одновременно с ними славяне. Поэтому можно говорить о довольно давних отношениях народностей, которые и по сей день составляют основу этноса края. Упоминания Карелии в сагах эпохи викингов, описания в новгородских берестяных грамотах и многочисленные исторические гипотезы, связанные с этимологией здешних названий, - все это тоже говорит в пользу славной и многовековой истории земли карельской.

Уже в начале XVIII века часть ее территории вошла в состав Санкт-Петербургской губернии, а после победы армии Петра I в Северной войне в 1721 году Карелия была полностью присоединена к России. В самом начале XIX века образовалась Олонецкая губерния, административным центром которой стал город Петрозаводск - современная столица республики. В начале XX века была создана Карельская трудовая коммуна, включавшая в себя части Олонецкой и Архангельской губерний; в 1923 году, согласно декрету, она была переименована в Автономную Карельскую Советскую Социалистическую республику. Дальнейшая история края тесно связана с первыми пятилетними планами развития народного хозяйства, насильственными переселениями, раскулачиванием, массовыми репрессиями и т. д. Словом, жила республика в ритме, соответствующем ритму большой страны. Не исключением стали и 1990-е годы - начало эпохи суверенитетов, когда Карельская Автономная Советская Социалистическая республика была переименована в Республику Карелия, которая по настоящее время в статусе суверенного государства входит в состав Российской Федерации.

Статистика по Республике Карелия

Площадь региона 180 520 км2


Западная граница Карелии совпадает с государственной границей России и Финляндии, а ее общая протяженность почти 800 км. На востоке республика соседствует с Архангельской областью, на юге - с Вологодской и Ленинградской областями, а на севере - с Мурманской. Русский язык считается государственным, наряду с ним господдержкой пользуются карельский, финский и вепсский; распространены белорусский и украинский.

Административное деление Карелии включает в себя 18 административно-территориальных единиц, в том числе два городских округа и 16 муниципальных районов, в составе которых 22 городских поселения и 87 сельских. В республике насчитывается 818 населенных пунктов, в том числе 13 городов, 11 поселков городского типа. По данным Госкомстата, население на начало 2017 года составило 627 083 человек, из которых чуть больше 80% (503 426 чел.) - горожане. На сегодня в республике отмечается естественная убыль постоянного населения, причем во всех районах; в некоторых, например, в Суоярвском, Пудожском, Медвежьегорском, Сегежском и ряде других, демографическая проблема особенно острая. В целом в Карелии уровень смертности превышает уровень рождаемости почти в два раза.

Этническую основу населения республики формируют русские (более 80%), на втором месте карелы (около 7,5%). Остальные 12,5% приходятся на белорусов, украинцев, финнов, вепсов и другие народности. Средняя плотность населения составляет 3,47 чел./км2. Наиболее населенной является южная часть республики, где проживают 73% жителей (плотность 8,7 чел./м2). В центральной части Карелии плотность населения 2 чел./км2 (13% жителей). Самым незаселенным считается север республики, где плотность населения 1,5 чел./км2 (14% жителей); так, например, в Калевальском районе в 2016 году было зарегистрировано всего 7063 чел. Самый крупный город Карелии - Петрозаводск с населением чуть меньше 300 тыс. чел. Примерно по 30 тыс. чел. проживают в Кондопоге и Костомукше; меньше в Сегеже, Сортавале, Медвежьегорске, Кеми, Питкяранте, Беломорске, Пудоже, Суоярви и Олонце.

География и климат Карелии

Карелия расположена на северо-западе России, площадь территории республики более 180 тыс. км2. Протяженность территории с севера на юг - около 660 км, с запада на восток - 424 км. На западе и северо-западе находится хребет Манселькя (576 м над уровнем моря) и Западно-Карельская возвышенность. На северо-востоке Карелия омывается Белым морем, побережье которого испещрено множеством бухт и заливов. Основные низменности - Прибеломорская, Олонецкая и Водлинская.

Рельеф территории носит преимущественно характер холмистой равнины. Республику справедливо называют краем лесов и озер, ведь примерно половина территории покрыта лесом, а четверть занимает вода - здесь насчитывается более 60 тыс. озер и тысячи больших и малых рек и речушек. Озера Ладожское и Онежское, площадь которых 17,7 тыс. км2 и 9,9 тыс. км2 соответственно, являются самыми большими не только в России, но и в Европе. Наиболее крупные реки: Водла, Выг, Ковда, Кемь, Суна, Шуя и другие; многие реки порожисты и текут в каменных берегах. Общая протяженность речной сети почти 83 тыс. км.

Умеренно-континентальный с чертами морского климат республики формируется под влиянием Арктики и Северной Атлантики. Для региона характерна неустойчивая погода с частыми циклонами, что зимой нередко вызывает оттепели, а летом - понижение температуры и обильные осадки. Зима в Карелии долгая, но довольно мягкая. Лето же, напротив, короткое и довольно прохладное, а больше половины дней в году пасмурные. Самым солнечным месяцем в Карелии считается март, а уже в апреле становится облачно. Для республики, как и для Севера России вообще, характерны изменения продолжительности светового дня: самый короткий он в декабре - от шести часов на юге до четырех в Приполярье. Зато уже с середины января продолжительность дня интенсивно растет, и к июню-июлю солнце светит почти круглосуточно - наступает время знаменитых белых ночей. Средняя температура самого теплого месяца - июля - 14ºC, максимальная - выше 30ºC. Зимой столбик термометра показывает до -8-14ºC, однако дыхание Арктики зачастую может опустить его до отметки 30ºC.

Полезные ресурсы Карелии

В Карелии более 600 разведанных месторождений, в том числе торфа и подземных вод, включая минеральные. Здесь добывают железную руду, благородные металлы и даже алмазы. Из строительных материалов, например, граниты, мрамор и диабаз, а также полевой шпат, апатит, асбест и другие минералы. Карелия славится месторождениями природного облицовочного камня, кварца, глины, строительного камня, который используется для производства щебня. Ряд предприятий республики разрабатывают месторождения песка и песчано-гравийного материала для дорожных и строительных предприятий. Разведаны месторождения урановых руд, титана, ванадия и молибдена.

Уникальные залежи полезных ископаемых находятся в восточной части республики, в Пудожском и Медвежьегорском районах. Несколько лет назад был дан старт так называемому «Пудожскому мегапроекту», в рамках которого планируется освоение нескольких месторождений титаномагнетитовых и урано-ванадиевых руд, строительство сразу трех горнообогатительных комбинатов, энергетической и транспортной инфраструктуры. По сути, речь идет о создании мощного горнопромышленного кластера, который мог бы стать основой экономики края. Потенциал проекта оценивается больше чем в 6 млрд т, а годовой объем продукции горнодобывающего производства составит 19-24 млн т. Общая стоимость проекта - 1,6 трлн руб., из которых около 400 млрд руб. должны составить государственные инвестиции, а 1,2 млрд руб. - частные. Возможность участия в проекте частного бизнеса обсуждалась в рамках проведения Восточного экономического форума в 2015 году, в частности, власти Карелии предложили принять участие в мегапроекте китайским инвесторам.

И конечно, одним из самых ценных стратегических ресурсов Карелии является лес. Площадь земель лесного фонда составляет почти 15 млн га, а общий запас древесины оценивается в 970 млн м3. Ежегодный средний прирост - более 14 млн м3. В настоящее время более половины всех земель лесного фонда переданы в аренду для заготовки древесины и иных видов использования лесов.

Экономика и промышленность Карелии

В промышленном комплексе республики традиционно лидируют металлургия, добыча полезных ископаемых, а также деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли. Все предприятия этих отраслей работают на местных природных ресурсах. А вот машиностроение и цветная металлургия, также получившие развитие в республике, используют привозное сырье.

Экономическая ситуация в Карелии сегодня довольно неоднозначная. В 2014 году распоряжением Правительства РФ несколько городов республики, в частности, Питкяранта, Кондопога, Суоярви, были включены в список моногородов РФ с наиболее сложным социально-экономическим положением; среди населенных пунктов, подверженных риску ухудшения социально-экономического положения, - Сегежа, Костомукша, Вяртсиля, Лахденпохья и Пиндуши.

В числе наиболее крупных предприятий республики - Онежский судостроительный завод, Онежский тракторный завод, Сегежский ЦБК, Суоярвская картонная фабрика, целлюлозный завод «Питкяранта», Надвоицкий алюминиевый завод, Вяртсильский метизный завод, «Петрозаводскмаш» (на котором производят химическое и бумагоделательное оборудование, а также оборудование для атомных станций), «Карельский окатыш», Ляскельский бумажный завод и др. ЛПК Карелии представлен тремя целлюлозно-бумажными производствами; также к крупным компаниям можно отнести около десяти лесопильных заводов и около трех десятков лесозаготовительных предприятий. В совокупности отрасль производит около трети всей промышленной продукции республики. Кроме того, целлюлозно-бумажная промышленность располагает пятью электростанциями - в Кондопоге, Питкяранте и Сегеже, общая мощность которых составляет 180 МВт; причем электроэнергия трех из пяти станций используется исключительно для производственных нужд предприятий.

Основным производителем электрической и тепловой энергии является ОАО «ТГК-1», в состав которого входят крупнейшая в республике Петрозаводская ТЭЦ, каскад из пяти Выгских ГЭС, четыре Кемских ГЭС, каскад Сунских ГЭС, шесть малых ГЭС и одна дизельная электростанция, работающая на острове Валаам. В целом каскады ГЭК объединяют 17 гидроэлектростанций суммарной мощностью 643 МВт и вырабатывают около 70% электроэнергии в республике.

В жилищно-коммунальном хозяйствае в качестве основных энергоносителей используются продукты нефтепереработки, в частности, мазут, дизельное топливо, каменный уголь и природный газ, которые поставляют в Карелию из других регионов.

Транспорт в Республике Карелия

Одна из важнейших составляющих экономической инфраструктуры Карелии - железнодорожный транспорт. Большую часть линий обслуживает Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги, которое является одним из крупнейших бюджетообразующих предприятий республики. Также перевозки осуществляют Мурманское, Волховстроевское и Санкт-Петербургское отделения ОЖД и Архангельское отделение Северной железной дороги. Пригородные перевозки обеспечивает Северо-западная пригородная пассажирская компания. Общая протяженность железнодорожных путей по территории республики - около 3 тыс. км. Эксплуатационная длина участков железной дороги в Карелии постоянно увеличивается, обеспечивая сообщение между крупными промышленными центрами не только Северо-Запада, но и других регионов России.

Интересно, что до недавнего времени в Карелии действовали и узкоколейные железные дороги, основными пользователями которых традиционно оставались предприятия горнодобывающей и лесной промышленности. Считается, что последние узкоколейки были ликвидированы здесь только в начале нынешнего века; тем не менее где-то наверняка «затерялась» не одна и не две ветки, которые обеспечивают подвоз грузов от предприятия к железнодорожным линиям.

Международные перевозки выполняются и автомобильным транспортом. Низкая плотность населения не способствовала созданию в республике разветвленной дорожной сети. Тем не менее через ее территорию проходят важные межрегиональные и международные трассы; протяженность автодорог общего пользования здесь около 8 тыс. км. Активно ведется строительство новых трасс и участков, однако асфальтированными в Карелии остаются преимущественно основные автомагистрали и небольшие участки дорог возле крупных населенных пунктов.

Наряду с грузовым транспортом активно развивается автобусное сообщение, которое обеспечивает передвижение населения по территории республики и связывает Карелию с городами Ленинградской, Вологодской областей, Санкт-Петербургом и Финляндией. В этом сегменте также можно говорить о положительной динамике (в частности, об обновлении автобусного парка) благодаря общим усилиям Минэкономразвития республики, органов местного самоуправления, транспортных компаний и частных предпринимателей.

Не так все благополучно с воздушным транспортом - по состоянию на 2015 год большая часть посадочных площадок на территории Карелии оказалась незадействованной. Кризис отрасли пришелся на начало 1990-х, когда доля авиаперевозок в общем транспортном сообщении резко сократилась, а Петрозаводское авиапредприятие было признано банкротом. Сегодня в Карелии действует единственный авиаперевозчик - государственное учреждение «Северо-западная база авиационной охраны лесов», расположенное в Петрозаводске (аэропорт Пески), у которого есть посадочные площадки в Сегеже, Калевале, Кеми, Пудоже и Сортавале (из Сортавалы, кстати, осуществляются рейсы на остров Валаам). Аэропорт Пески в столице республики связан регулярным пассажирским авиасообщением с Москвой и Хельсинки.

Водный транспорт - один из традиционных и старейших в крае, его развитие обусловлено наличием множества рек, озер (крупнейших Ладоги и Онеги), а также соседством с Белым морем. Грузовые и пассажирские пароходы разных товариществ организовали активную навигацию здесь еще в середине XIX века, составив конкуренцию гужевому, а затем и железнодорожному транспорту. В Карелии традиционно действовало большое число паромных переправ; до недавнего времени существовали внутригородские водные линии; работают туристические маршруты на Кижи и Валаам, в том числе туристов перевозят скоростные суда на подводных крыльях. Самыми крупными в Карелии перевозчиками являются сегодня компания «Орион» и Петрозаводская судоходная компания.

Наука и культура

Карелию без преувеличения можно назвать уникальной культурной ойкуменой, на формирование которой в равной степени повлияли западный и восточный миры, католичество и православие. Сегодня в республике на государственном уровне соблюдается баланс интересов более ста проживающих на ее территории национальностей, действуют несколько региональных целевых программ, зарегистрировано более 60 национальных объединений: союзов, народных движений, автономий, обществ дружбы и культуры, изучения и сохранения языков народов и народностей и т. д. Национальные языки, имеющие большое объединяющее значение, изучают в школах, вузах и научных учреждениях. Центрами изучения являются, в частности, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН и факультет прибалтийско-финской филологии и культуры Петрозаводского государственного университета. Эти два научных центра составляют сегодня основу научного потенциала республики. В системе образования Карелии также функционируют более двухсот общеобразовательных школ, десятки учреждений начального и среднего профобразования, несколько учреждений и филиалов, выпускающих специалистов с высшим техническим, гуманитарным и прикладным образованием.

Карелия неизменно ассоциируется с уникальными природными и историческими достопримечательностями, например, памятниками деревянного зодчества. Конечно, знаменитые Кижи и Валаам - это тоже Карелия с ее сохранившимися «мореными» церквями и музеями-заповедниками, которые открывают страницы истории, быта и творчества северных народов. Историко-архитектурный комплекс «Кижи» имеет статус музея федерального значения и входит в число редчайших этнографических объектов мира. Остров Валаам, еще одна жемчужина в ожерелье Карельского края, сегодня является природным, церковно-археологическим и научно-исследовательским музеем Северо-Запада. Музей изобразительных искусств, Шелтозерский вепсский этнографический музей, Национальный музей Республики Карелия заслуживают внимания не только путешественников, но и специалистов. С именем Петра Великого связан расположенный в одноименном поселке музей «Марциальные воды», считающийся первым в России курортом. Главным экспонатом здесь остается сохранившаяся с начала XVIII века церковь апостола Петра; искусствоведы придерживаются мнения, что построена она по проекту и чертежам российского самодержца.

Уникальной красотой природы привлекают туристов заповедники «Кивач» и «Костомукшский». В республике несколько национальных парков: «Паанаярви», «Калевальский» и «Водлозерский»; в списке государственных природных заповедников и карельские «Ладожские шхеры», насчитывающие около трехсот островов и полуостровов с узорчатыми каменистыми берегами с протоками и заливами. Более полутора сотен озер являются частью ландшафта еще одного знаменитого национального парка - «Койтаоки-Толваярви», расположенного на юго-западе Карелии и граничащего с Финляндией. Туризм - водный, пеший, велосипедный и конный, на автомобилях и собачьих или оленьих упряжках; водные лыжи летом и горные - зимой; охота, рыбалка и тихий отдых на берегах многочисленных озер; круизы по Онеге и Ладоге и многое другое привлекают в республику тысячи гостей - путешественников, паломников и туристов.

Яна РОССО


Другие статьи рубрики Регион номера: Республика Карелия

По нарастающей
Лесное хозяйство Карелии в цифрах
Евгений Жирнель: «ЛПК – базовая отрасль экономики Карелии»
Производители газетной бумаги не капитулируют перед «цифрой»
По финским стандартам качества
Список предприятий ЛПК Республики Карелия

На берегу Белого моря
Секрет карельского леса
Славные традиции, интересное будущее
Леса много не бывает
Инвестиции, инновации и современный менеджмент

Лесной комплекс Карелии: проблемы и перспективы

Обзоры ЛПК регионов России