Лесная наука по-прежнему «на пике»
Лесная наука России имеет более чем двухвековую историю. Её основы, заложенные ещё в XVIII веке, творчески развиты многими поколениями российских ученых. За два с лишним столетия наука о лесе накопила огромные знания о лесных экосистемах и методах управления ими. А поскольку в настоящее время в сфере лесного сектора происходят крупные перемены, то без научной поддержки в любых начинаниях не обойтись. Мы попросили рассказать о современном состоянии и развитии лесной науки директора Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства доктора сельскохозяйственных наук Сергея Анатольевича Родина.
– Сергей Анатольевич, иногда кажется, что в лесной науке за последнее десятилетие ничего существенно не изменилось. Или это ошибочное впечатление?
– Полагаю, ошибочное. В течение последнего десятилетия значительно изменилась структура научных исследований и разработок лесохозяйственного направления. Эти изменения можно проследить даже по работам нашего института. В 2005 году мы завершили разработку научно-технической продукции, имеющей характер инноваций: «Эколого-ресурсосберегающие технологии лесовосстановления», «Консервация полигонов складирования отходов промышленности методом биологической рекультивации», «Рекультивация лесных земель, подверженных нефтяному загрязнению»… Кроме того, вы знаете, со времени катастрофы на Чернобыльской АЭС прошло 20 лет. И мы подготовили карты-схемы и атлас-справочник – макет информационных материалов по радиационной безопасности лесов Брянской области. Результаты проводимого нами мониторинга радиационной обстановки в лесном фонде свидетельствуют о том, что плотность загрязнения почвы в брянских лесах радионуклидами постепенно снижается, ситуация стабилизируется. Это ценные данные, которые нужны как органам управления лесным фондом, так и населению.
Разве о перечисленных проблемах раньше говорили так часто, как сегодня? Все они стали особенно острыми именно в начале XXI столетия. Не сходят со страниц печати вопросы утилизации отходов, и только наука сможет дать рецепт их решения. Кроме того, наше столетие – это век экологии и ресурсосберегающих технологий.
– И этим тематика ваших научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, наверное, не ограничивается?
– Вы правы, тематика НИОКР достаточно широка. Наш институт разрабатывает технологии защиты леса от вредных насекомых и болезней, систему защитных мероприятий в загрязненных радионуклидами лесах, интенсивные технологии лесоводственных уходов за молодыми хвойными культурами на вырубках, работает над производством посадочного материала. В последние годы интенсивно развивается тематика НИОКР на основе современных технических средств и компьютерных технологий. Пользуясь дистанционными методами исследования лесов, мы выполняем анализ изображений, карт и наземных данных в программной среде ГИС, направленный на совершенствование методического и информационного обеспечения лесоустройства.
В 2005−2006 годах мы выполнили научные исследования и разработки по всем основным областям ведения лесного хозяйства. В области экономики и лесоуправления провели анализ организационных и экономических результатов реформирования системы управления лесным хозяйством и разработали предложения по совершенствованию процесса реформирования данной системы. Подготовили доклады о развитии лесохозяйственной деятельности в РФ (с анализом экономической эффективности проводимых мероприятий) и о финансовых потоках в лесном хозяйстве.
Разработали комплекс нормативно-технических и методических документов – регламентацию важнейших аспектов лесохозяйственной деятельности. Я имею в виду ставки платы за пользование, методику расчета стартового размера платы для предоставления участка лесного фонда в аренду, порядок реализации лесной продукции, формы плана лесного участка и требования к нему, методические указания по определению экономической эффективности различных способов лесовосстановления; лесоводственно-экологическую и экономическую оценку ведения хозяйства при устойчивом долгосрочном лесопользовании в условиях аренды и т. д.
Что мы получили в результате исследований в лесоустройстве? Проект интродукции по проведению лесо¬устройства в лесах РФ, рекомендации по уточнению границы притундровых лесов на территории Архангельской и Мурманской областей и Ямало-Ненецкого АО; справочник для таксации лесов Дальнего Востока; автоматизированную систему формирования и ведения специализированной базы данных пробных площадей при лесоустройстве. Наши разработки направлены на совершенствование лесоустроительных и лесоучетных работ в новых экономических условиях и позволяют повысить их качество и долговечность.
В лесопользовании значительная часть разработок направлена на регламентацию требований статей новой редакции Лесного кодекса РФ: «Правила пользования лесным фондом РФ для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования» и «Порядок пользования участками лесного фонда РФ для нужд охотничьего хозяйства». Эти правила устанавливают требования к проведению рубок главного пользования в лесах РФ. Данные нормативные документы позволяют конкретизировать рамочные положения статей Лесного кодекса.
Нам также принадлежит разработка ряда методик по оценке депонирующей функции лесных экосистем: баланс углерода биомассы лесных экосистем болот, тундры, лугов и сельскохозяйственных угодий; правила и средосберегающие технологии рубок главного пользования в горных лесах. Для северных лесов разработаны рекомендации по эффективному лесопользованию и повышению продуктивности лесов на Европейском Севере. Также мы проводим исследования в области мониторинга состояния лесов, лесовосстановления и лесоразведения, охраны и защиты леса, механизации лесохозяйственных работ. И это, как вы понимаете, далеко не полный перечень, всего не перечислить.
– Сергей Анатольевич, при этом вы ничего не сказали про механизацию, которая фигурирует в названии ВНИИЛМа. Кажется, это слово и его наполнение давно устарело?
– Вопросы механизации сегодня действительно не так остро стоят на повестке дня, ведь основные комп¬лексы необходимых отрасли машин разработаны ещё в советское время. Я имею в виду технологии сбора и переработки семян, выращивание посадочного материала, создания лесных культур. Разрабатывать и производить сегодня новую технику в больших объемах, как в 80-е годы, просто нет смысла. У нас налажены отношения с другими странами – производителями лесных машин, пока мы можем использовать их технику.
Кроме того, в новых рыночных условиях лесникам нужно заниматься прежде всего управлением лесами, а вопросы лесопосадок должны решать арендаторы, поэтому заказывать необходимую технику – их непосредственная задача. Но, с другой стороны, механизацию мы со счетов не сбрасываем. В лесном агентстве неоднократно ставился вопрос о том, чтобы укрупнять заводы, которые занимаются лесохозяйственной техникой.
– Трудно ли институту адаптироваться к постоянным изменениям, которые происходят в отрасли? Наверное, были сложные периоды в истории института в частности и лесной науки в целом…
– Безусловно, любая перестройка в отрасли сказывается на нашей деятельности. Сначала Федеральная служба лесного хозяйства вошла в состав Министерства природных ресурсов, потом в этом составе была создана Государственная служба лесного хозяйства, затем снова образовали Рослесхоз. Конечно, все процессы, сколь положительными они бы ни были, приводят к дополнительным нагрузкам на наш институт и науку в целом. Но самым сложным периодом для всех научно-исследовательских учреждений стал этап, который обозначил изменение в сознании: в рыночную эпоху к науке стали подходить как к творческому процессу и перешли на договорные отношения.
Я пришел в институт в 1979 году. Тогда были утвержденный штат, стабильное финансирование: деньги выделялись на исследования, содержание института, зарплаты, командировки – словом, на все. С одной стороны, это было очень удобно, а с другой – неправильно! Наука должна не просто «есть государственный хлеб», но и зарабатывать деньги на конкретных проектах. Поверьте, жесткие условия, в которые нас вдруг поставили, дали нам стимул лучше работать. Стало понятно, что писать отчеты и класть на полку, чтобы «освоить бюджет», никому не интересно. Такая работа не приносит удовлетворения.
– ВНИИЛМ – главное, координирующее научное учреждение в системе Рослесхоза. Вам, как никому другому, известно, что сейчас происходит в недрах других НИИ. Расскажете?
– Напомню, что в системе Федерального агентства лесного хозяйства РФ действуют всего 8 научно-исследовательских институтов с общей численностью 1000 человек. Они ежегодно выполняют исследования по 200 научным темам и разрабатывают более 200 проектов нормативных правовых, технических и методических документов, причем их деятельность четко разграничена и контролируется Министерством природных ресурсов и Федеральным агентством лесного хозяйства. Все они сегодня выполняют именно те работы, что востребованы отраслью.
Расскажу кратко о каждом из наших институтов. Старейший, основанный ещё в 1929 году, Санкт-Петербургский НИИ лесного хозяйства занимается научными исследованиями по широкому кругу вопросов. Это ведение хозяйства на особоохраняемых территориях, подсочка леса, выращивание высококачест¬венной древесины хвойных пород, защитное лесоразведение на основе лесной рекультивации техногенных ландшафтов и мелиорации загрязненных территорий, создание нормативно-правовой и методической базы страхования лесов, охрана от пожаров хвойных культур засушливой зоны (Волгоградской, Ростовской областей), борьба с лесными пожарами и другое.
Дальневосточный НИИ лесного хозяйства (ДальНИИЛХ) проводит исследования по оценке лесных ресурсов, выращиванию посадочного материала, рубкам главного пользования, выборочным и длительно-постепенным рубкам в разновозрастных лесах, поиску технических средств для создания лесных культур на вырубках в условиях Дальнего Востока.
Всероссийский НИИ противопожарной охраны лесов и механизации лесного хозяйства (ВНИИПОМлесхоз), что в Красноярске, проводит исследования в области охраны лесов от пожаров, как это видно из его названия. Они занимаются разработкой и внед¬рением новых технологий, способов и средств для профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров.
Северный НИИ лесного хозяйства (СевНИИЛХ) в Архангельске исследует проблемы притундровых лесов России. В его ведении северо-таежное лесоводство, вопросы гидролесомелиорации, экономики и организации лесного хозяйства на Европейском Севере России.
НИИ лесной генетики и селекции (НИИЛГиС) в Воронеже проводит исследования по генетике, селекции, семеноводству местных и интродуцированных лесных пород.
НИИ горного лесоводства и экологии леса (НИИгорлесэкол) в Сочи разрабатывает экологические основы управления лесными экосистемами горных территорий, ведет их мониторинг, оптимизирует использование и восстановление их ресурсного потенциала, занимается интродукцией древесно-кустарниковых пород.
Научно-производственный центр лесного семеноводства (Центрлессем) в Московской области работает в области лесного семеноводства, семеноведения, сортоиспытания, сохранения генетического фонда лесов. Так что наука развивалась и продолжает развиваться!
– Сергей Анатольевич, в свете принятия нового Лесного кодекса и реформ, которые сейчас проводятся в лесном хозяйстве, какими будут основные приоритетные направления научно-технической деятельности в лесном комплексе до 2010 года?
– Могу с уверенностью сказать, что необходимой станет разработка основных направлений государственной лесной политики, научного обоснования законопроектных работ в лесном хозяйстве. Не потеряет своей актуальности поиск экологически безопасных, ресурсосберегающих решений и технологий при проведении рубок и лесовосстановлении, соответствующих целевому назначению лесов и сохранению биоразнообразия.
Мы будем продолжать повышать продуктивность и качество лесов на селекционно-генетической основе. Наука должна работать над новыми методами охраны лесов от пожаров и защиты от вредителей и болезней.
Развитие современных информационных технологий, внедрение эффективных рыночных механизмов лесопользования с целью повышения доходности лесов и обеспечения гарантированного финансирования лесного хозяйства, разработка системы мер для формирования устойчивых природных и хозяйственных комплексов особоохраняемых природных территорий – вот далеко не полный перечень вопросов, над которыми будут работать ученые в ближайшие несколько лет.
Наука в России имеет огромный потенциал, и мы сумеем его сохранить. Сегодня в нашей отрасли работают более 40 докторов наук и 200 кандидатов наук. Молодых специалистов нам поставляют 49 высших учебных заведений. Не пропадем!
Беседовала Иветта КРАСНОГОРСКАЯ