Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Трибуна

Вячеслав Позгалев: «Ситуация в лесном комплексе выравнивается»

Лесопромышленный комплекс — одна из ключевых отраслей в экономике Вологодчины. Увы, она оказалась в числе наиболее пострадавших в результате мирового финансово-экономического кризиса. Чем сейчас живет лесопромышленный комплекс, с какими проблемами сталкивается и какие меры предпринимаются для его поддержки, рассказывает губернатор области Вячеслав Позгалев.

— Вячеслав Евгеньевич, прошел год с начала экономического кризиса. Какие меры предпринимались в лесной отрасли для минимизации его последствий?

— За прошедший год был принят ряд существенных мер по поддержке экономики лесной промышленности как на федеральном, так и на региональном уровне. Благодаря пониманию и поддержке со стороны федеральных органов власти, Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России были отменены введение на 2009 год заградительных экспортных таможенных пошлин на круглые лесоматериалы и применение 14-значных кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Федеральным агентством лесного хозяйства впервые за последние десятилетия были выделены средства на строительство лесных дорог.

Несмотря на дефицит областного бюджета, мы сохранили предприятиям ЛПК все предусмотренные региональным законодательством льготы по налогу на прибыль, имущество и транспорт. Оставили без изменения ставки на лесные ресурсы, уровень которых самый низкий на Северо­Западе России. Предоставили ряду предприятий ЛПК областную государственную гарантию для поддержания производства и обеспечения инвестиционного развития. Предусмотрели грантовую поддержку предприятиям малого бизнеса для создания новых рабочих мест.

За счет областной программы содействия занятости населения в лесном комплексе создано почти 1500 рабочих мест на временных и общественных работах. Приняты необходимые меры для поддержки инвестиционного развития лесного сектора.

В результате в марте этого года темпы падения объемов производства были стабилизированы и началось постепенное выравнивание ситуации. По нашим прогнозам, к концу 2009 года по объемам производства мы приблизимся к уровню 2008 года.

Преодоление последствий кризиса потребует ещё немало времени и усилий со стороны органов власти и бизнеса.

Безусловно, улучшению ситуации будет способствовать и решение о продлении моратория на введение заградительных таможенных пошлин на 2010 год, поскольку неопределенная позиция в отношении таможенных пошлин подталкивала наших иностранных партнеров к поиску новых рынков для поставок круглого леса.

— Расскажите подробнее о развитии малого бизнеса в лесной сфере.

""

— Сегодня в лесопромышленном комплексе Вологодской области занято около 40 тыс. человек, из которых почти половина задействована в малом бизнесе. На территории региона насчитывается более 1000 малых предприятий, большинство которых занимаются заготовкой древесины и производством пиломатериалов.

В связи с принятием поправок в Лесной кодекс, согласно которым граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, предприниматели стали объединяться в ассоциации. Например, в Никольском районе 19 предпринимателей, объединившись, создали ООО «Никольский лес», разработали инвестиционный проект, который включен Минпромторгом в перечень приоритетных в области освоения лесов, получили в аренду лесные участки с ежегодным отпуском древесины более 127 тыс. м3.

Кроме того, субъекты малого бизнеса оказывают услуги по заготовке древесины населению области, сельхозорганизациям, а также для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Хочу отметить, что малый бизнес быстро осваивает производство новых видов продукции лесопереработки — пеллет, брикетов, которые востребованы на рынке.

Для поддержки малого бизнеса в нашей области реализуется специальная долгосрочная целевая программа, в рамках которой на 2009 год предусмотрены такие виды финансовой поддержки, как предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования, предоставление грантов в размере до 300 тыс. руб. на создание собственного дела, выдача поручительств на обеспечение исполнения обязательств по кредитным договорам, и ряд других.

 

— Как изменилась инвестиционная политика в лесной отрасли Вологодчины в связи с кризисом?

— Несмотря на непростые финансовые условия, в которых вынуждены работать предприятия в текущем году, мы продолжаем реализацию всех намеченных инвестиционных проектов.

Например, 13 октября этого года на великоустюгском фанерном комбинате «Новатор» пущен в эксплуатацию современный цех по производству большеформатной фанеры мощностью 50 тыс. м3 в год, укомплектованный самым современным высокопроизводительным оборудованием. Объем инвестиций в проект составил более 800 млн руб.

В настоящее время восемь проектов включены Министерством промышленности и торговли РФ в перечень приоритетных, в том числе шесть в текущем году.

Проекты, вошедшие в перечень в 2008 году, характеризует высокая степень готовности: Череповецкий ФМК (проект реализован одним из первых в России) мощностью 200 тыс. м3 древесно-стружечных плит в год, лесопильный комбинат в Вытегре мощностью 90 тыс. м3 сухих пиломатериалов в год.

Активно ведется реализация проектов, включенных в перечень в 2009 году. Проект «Коскисилва» реализован на 20%: пущен в эксплуатацию цех лесопиления, котельная, сушильные камеры, линия автоматической сортировки пиловочника.

В перечень входят ещё пять проектов — «СямжаЛесПром», «Патриот», «Никольский лес», «Вологдасельлес», «Новаторский ЛПК» — с общим объемом инвестиций более 3 млрд руб. В настоящее время проходят процедуру согласования в Министерстве промышленности и торговли РФ три инвестиционных проекта: «Биолеспром» (дочернее предприятие СУ-155 с проектом развития лесопиления и производства древесных топливных гранул), «Сокольский плитный комбинат» (строительство завода по производству плит с ориентированной стружкой), «Сокольский ДОК» (развитие деревянного домостроения).

 

— С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться при реализации инвестиционных проектов?

— Во­первых, для привлечения инвесторов необходимо создание инфраструктурно обеспеченных площадок для размещения новых производств, в том числе за счет средств областного и федерального бюджетов. В индустриальном парке «Шексна» за счет средств областного бюджета были построены автодорога, линия электропередачи, газопровод, водопровод, проведена канализация. Заключены контракты на строительство железнодорожного подъездного пути.

Вместе с тем необходимо отметить, что нам не удалось перевести земли лесного фонда под индустриальным парком в земли промышленности единым объектом, так как отсутствует нужный законодательный механизм. Приходится проходить эту довольно долгую процедуру по частям.

Во­вторых, необходимо упрощение процедур согласования контрольно-надзорных органов для строительства нового производства. Для строительства ООО «ЛДК-2» в Вытегре, включенного в перечень приоритетных, потребовалось получение более 30 согласований.

В-третьих, одним из условий иностранной компании для рассмотрения возможности строительства новых лесоперерабатывающих производств на территории России является гарантированное обеспечение лесными ресурсами.

Одной из возможностей обеспечения лесфондом является включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Вместе с тем потенциальному инвестору на начальном этапе зачастую требуется гарантия обеспеченности необходимыми ресурсами, поэтому считаю целесообразным предусмотреть в лесном законодательстве возможность резервирования потенциальным инвестором участков лесного фонда на срок до одного года.

В-четвертых, для стимулирования инвестиционной привлекательности следует обеспечить возможность развития транспортной инфраструктуры в лесном фонде, переданном в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на принципах частно-государственного партнерства.

В этом году мы получили от Рослесхоза 61 млн руб. на строительство лесных дорог. За счет этого будет построено 40 км, но это капля в море. Для серьезного развития лесной транспортной инфраструктуры необходимо строить ежегодно не менее 400 км лесных дорог.

Беседовала Лариса БУРЛУЦКАЯ