Инвестиции раздора
Минлесхоз Белоруссии решил ударить по кризису инвестициями. Несмотря на непростое финансовое положение лесхозов, в текущем году им предстоит активно развивать деревообрабатывающие цеха, приобретать лесозаготовительную технику и строить пеллетные мини-заводы.
На развитие лесного хозяйства из немалого, по белорусским меркам, инвестиционного пирога в 145 млрд белорусских рублей ($55 млн) выделено лишь 13%. Примерно столько же отводилось на лесные нужды на протяжении последних лет. Главная же цель инвестиций Минлесхоза республики — наращивание лесозаготовительных мощностей и модернизация лесопильных цехов в лесхозах. В среднем в эти направления вкладывается 60–70% инвестиций в отрасль. Примерно три года назад лесхозы стали активно закупать рубительные машины для организации выпуска топливной щепы, сейчас такие производства работают в каждом третьем из них. Но это лишь начало развития топливного направления. В текущем году основные усилия будут направлены на создание в лесхозах производств по выпуску пеллет и топливных брикетов. Вокруг прессования и брикетирования отходов в отрасли сейчас настоящий ажиотаж. Пеллетные мини-заводы уже второй год работают в двух лесхозах (Житковичском и Столбцовском). Несмотря на существующие проблемы с оборудованием, заниматься выпуском пеллет оказалось выгоднее, чем лесопилением. И желающих перенять опыт появилось много. В соответствии с планами Минлесхоза уже к концу 2010 года такие производства должны быть построены еще в нескольких лесхозах. Причем в план внесены даже те хозяйства, у которых практически нет подходящего сырья для прессования. Им предложено измельчать и перерабатывать в брикеты дровяную древесину. Насколько это рентабельно, в скором времени можно будет увидеть на практике.
Мнений насчет развития лесной отрасли в Беларуси существует много. Сами лесоводы на местах рады были бы выращивать лес и получать прибыль от его реализации в виде кругляка, ухаживать за питомниками, охранять и лечить лес, заниматься лесной наукой… Настоящая идиллия для профессионального лесовода. Но, увы, кроме выполнения своих непосредственных функций, лесхозы должны наращивать лесозаготовительные мощности, заниматься лесопилением, сушкой, строганием, а теперь и производством топлива. Таков стратегический курс Минлесхоза.
В пяти лесхозах в прошлом году созданы мощные лесопильные производства, устанавливаются сушильные камеры, появились даже линии сращивания. Стоит отметить, что некоторым хозяйствам переработка древесины приносит неплохую прибыль. Но немало и противников такой политики. Распространено мнение, что лесхозы перетягивают на себя одеяло, занимаясь несвойственными им делами. Особенно страдают от такого положения дел частные подрядные организации, занимающиеся лесозаготовкой. Их доля в лесозаготовках немногим превышает 10%. Это всего лишь около 900 тыс. м древесины против 8 млн м, заготовленных в прошлом году лесхозами.
Против наращивания в лесхозах мощностей по лесопилению выступают частные деревообработчики. Их аргумент: частная инициатива во всем мире признана наиболее эффективным вариантом организации производства, а лесопилки лесхозов даже после финансовых вливаний так и остались одной ногой в прошлом веке. У руководства отрасли на сей счет своя точка зрения: цеха удовлетворяют потребность населения в пиломатериалах, дают рабочие места и помогают переработать невостребованную мелкотоварную и мягколиственную древесину. Хотя последний аргумент слабоват, ведь основной объем поставляемого в цеха сырья — хвойный лес диаметром от 24 см. В этом любят упрекнуть лесхозы владельцы частных пилорам, когда речь заходит о равноправном доступе к сырью. Противостоять государственным предприятиям в борьбе за сырье и внутренний рынок, несмотря на развитие в Беларуси биржевой торговли, непросто.
Политика руководства отрасли направлена на то, чтобы все виды работ предприятия выполняли самостоятельно. Для этого ежегодно в большом количестве закупается техника, станки и другое оборудование. К примеру, в прошлом году 96 лесхозов купили только лесозаготовительной техники более 400 единиц. Естественно, запрета на привлечение частных компаний для оказания услуг официально нет. Но каждый директор лесхоза в первую очередь заинтересован загрузить свои мощности и только в крайнем случае, если предприятие не справляется самостоятельно, прибегнет к услугам подрядчика. Не помогает переломить ситуацию и более низкая цена, которую может предложить за свои услуги частник. Чаще всего подрядчикам предлагаются сложные для освоения лесосеки, куда жалко направлять свою технику.
Такова сегодня стратегия развития лесного хозяйства Белоруссии. И принятая в начале года инвестиционная программа дает основания полагать, что в ближайшие годы приоритеты останутся без изменений. Развитие идет, и довольно активное. Но большинство лесоводов убеждено, что двигается отрасль не в ту сторону.
Cпециально для «ЛесПромИнформ» Александр КОРСАК, Республика Беларусь