Саморегулирование в лизинге – интерес для клиента
В 2007 году государство предложило бизнесу объединяться в саморегулируемые организации (СРО), для того чтобы впоследствии они могли взять на себя часть функций государства, в том числе по надзору и контролю за деятельностью бизнеса. Закон «О саморегулируемых организациях» открыл принципиально новые возможности для участников рынка в формировании профессиональных стандартов и правил деятельности.
Идея бизнесу в целом понравилась, но массового создания СРО некоторое время не наблюдалось. Однако ситуация меняется. Замена в разных отраслях экономики государственного лицензирования саморегулированием и экономический кризис подстегнули отечественный бизнес к активному объединению в СРО. Процесс, который на протяжении нескольких лет из-за отсутствия законодательства был вялотекущим, начал набирать обороты.
Не обошла стороной эта тенденция и лизинговый бизнес. В последнее время в профессиональном сообществе активно обсуждается создание СРО в лизинговой отрасли. Участники рынка высказывают разные мнения относительно целесообразности и своевременности создания такого института, его структуре, задачах и легитимности.
На волне роста экономики в целом, когда денежной массы было в избытке, рос и рынок лизинга. Увеличение размеров портфелей лизинговых компаний отнюдь не говорило о качестве предоставляемых ими услуг. Экономический кризис вынес на поверхность основные проблемы в работе лизинговых компаний. «Проверку на прочность» экономическим кризисом проходят не все компании. Меняется состав и количество реально работающих на рынке игроков. Одной из основных причин такого положения является плохое финансовое состояние компаний, вызванное невзвешенной системой риск-менеджмента. Каждая лизинговая компания принимала и принимает свои «правила игры» и стандарты деятельности. В результате добросовестный лизингополучатель сталкивается с принципиальными различиями в работе лизингодателей, расчете графиков, стоимости на сравнимые лизинговые сделки.
Среди основных причин создания СРО профессиональные участники выделяют: необходимость сохранения прибыльности и устойчивости лизингового бизнеса; стремление исключить недобросовестную конкуренцию компаний; желание повысить прозрачность компаний, снизить риски в лизинговой отрасли.
Если у аудиторов и строителей есть вполне определенные требования к членству в СРО и, как следствие, четко определенные возможности ведения деятельности в отрасли, то для лизинговых компаний перечень этих возможностей пока сложно назвать. Опыт, накопленный лизинговыми компаниями за время профессиональной деятельности, неоценим, но процесс выработки общих подходов, очевидно, будет непростым.
Необходимо найти ответы на множество сложных вопросов. Например, по какому принципу СРО будут создаваться и регистрироваться? Останутся ли уже имеющиеся ассоциации? Для того чтобы деятельность СРО была прозрачной, эффективной и полезной, следует разработать четкие критерии их создания, с едиными требованиями к вступлению в эти организации. Кроме того, необходимо создать единые стандарты для работы лизинговых компаний. Несомненно, эти требования должны быть более жесткими, чем просто условия членства в ассоциации.
Следующий немаловажный вопрос: «какие надзорные органы будут контролировать деятельность СРО и нужен ли такой контроль для лизинговой отрасли?» До настоящего времени работа лизинговых компаний как вид деятельности никем не контролировалась.
Но один из самых главных вопросов: «есть ли в процессе создания СРО в лизинговой отрасли интерес со стороны клиентов?»
Давайте попробуем оценить возможный ответ.
Первое. Создание СРО, возможно, поможет навести порядок в лизинговой отрасли. Но опять-таки это может произойти только при грамотно разработанных единых стандартах. Процесс это длительный, требующий массы согласований — прежде всего между участниками лизинговой отрасли.
Для небольших лизинговых компаний вступление в СРО будет довольно обременительным. Ведь это не только членские взносы (плюс компенсационный фонд), но и прохождение аттестации сотрудниками, сбор документов, показателей отчетности и пр. И, как следствие, это приведет к консолидации рынка.
Нельзя однозначно сказать, что это положительный для потенциальных лизингополучателей момент. Многие из них отдают предпочтение именно небольшим компаниям — по причине личного доверия, сложившихся деловых отношений, в которых не последнюю роль играет индивидуальный подход к клиенту.
Второе. Создание СРО должно обезопасить клиентов от некачественного оказания услуг и прежде всего гарантировать финансовую стабильность. Для клиентов лизинговых компаний это пока только видимость гарантии качества ее работы.
Сейчас для вступления лизинговой компании в одну из ассоциаций достаточно уплатить членские взносы. Но членство в ассоциации не дает никаких гарантий качества работы, а уж тем более не служит защитой от банкротства и пр. Не секрет, что сейчас даже во вполне крупных компаниях происходят сбои в бизнес-процессах — никто от них не застрахован. И клиент при, казалось бы, серьезных финансовых гарантиях все-таки может быть не удовлетворен результатами работы с лизинговой компанией.
Третье. Создание СРО позволит лизинговым компаниям эффективно аккумулировать информацию о недобросовестных лизингополучателях, поставщиках и т. д.
Сегодня попытки создания таких баз уже есть. Кроме того, некоторые лизинговые компании имеют опыт сотрудничества с различными бюро кредитных историй.
СРО позволит перевести уже проделанную работу на более высокий уровень и в другие масштабы.
Соответственно, должны быть выработаны порядок, процедуры и параметры отнесения лизингополучателей к категории недобросовестных. Бюро кредитных историй этот путь уже пройден, накоплен достаточный опыт, и его надо использовать для лизинга при создании СРО.
По большому счету для добросовестного лизингополучателя в глобальном смысле ничего не изменится. Наверняка новые механизмы будут близки к механизмам предоставления информации в бюро кредитных историй, а с кредитами многие компании уже работали или имеют общее представление о них.
Четвертое. Создание СРО позволит урегулировать вопросы, связанные с методологией бухгалтерского учета и налогообложения лизинговых операций.
Сегодня многие нюансы этого направления не отрегулированы, существуют различные методологии, что создает определенные трудности для лизингополучателя и обуславливает непредвиденные дополнительные траты, связанные с лизинговой сделкой.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что создание СРО в лизинговой отрасли может стать одним из инструментов, определяющих качество предоставляемых услуг для лизингополучателя, а прозрачные механизмы ценообразования и конкуренции позволят здраво оценить предлагаемые условия сделки и сделать оптимальный выбор.
Алина ЗУБОВА, консультант консалтингового агентства «Территория лизинга»