Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Тема страницы

Федор Грабар: «В России лесозаготовитель должен уметь строить дороги»

Среди наиболее острых проблем с лесными дорогами я бы выделил следующие: затрудненность выписки карьеров для добычи ПГС; ограничения по параметрам дорог, в частности маленькая ширина трассы и т. д.; отсутствие возможности учитывать дороги в качестве актива, например для получения залогов, кредитов и т. д.

Все эти проблемы можно решить упрощением на законодательном уровне процедур проектирования, разрешения, приемки и постановки на баланс для лесопользователей, ведущих дорожное строительство.

Сегодня идет много дискуссий по поводу того, кто должен заниматься строительством и поддержанием лесных дорог. Нам видится оптимальным сложение усилий всех заинтересованных сторон для создания транспортной инфраструктуры в лесу. Как правило, дорога лесозаготовительного назначения является также и лесохозяйственной, а в будущем становится дорогой общего назначения. Дорожная сеть необходима государству. Соответственно идеальным механизмом является участие в создании такой инфраструктуры лесопользователей, а также региональных и федеральных бюджетов. В настоящее время во всех лесозаготовительных бизнес‑единицах холдинга «Инвестлеспром» созданы дорожно-строительные отряды, основная функция которых − строительство магистральных дорог круглогодичного действия. Ежегодные объемы дорожного строительства, закладываемые в бюджеты на 2008–2010 годы, увеличены более чем вдвое по сравнению с уровнем 2007 года. Благодаря этому фактору, а также постоянно проводимой технической модернизации наш холдинг планирует ежегодно увеличивать объемы заготовки древесины на 10–20%.

Федор ГРАБАР,
директор по лесозаготовкам
ЗАО «Инвестлеспром»

35 млн евро за 200 км дороги

Компания «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» объявила о намерении инвестировать 35 млн евро в строительство на территории Республики Коми дороги протяженностью около 200 км. 10 млн евро компания вложит сама, остальные 25 млн евро − кредит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). «Почему мы приняли решение построить дороги в Коми, понятно: у нас должно быть больше возможностей добраться до леса. Все крупные предприятия, увеличивающие объемы производства и переработки сырья, сами расширяют дорожную сеть, − заявил представитель „Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК“ Леонид Молчанов. − Предприятиям выгодно самим строить магистрали: лесозаготовка, а также деревообработка и производство очень зависят от инфраструктуры».

Между тем в российском законодательстве остается много неясностей, связанных со статусом дорог и их обслуживанием. Как отмечают представители «Монди Бизнес Пейпа», за использование дорог компания будет взимать плату. Однако к проекту впоследствии может присоединиться любое предприятие, заинтересованное в лесозаготовках: тогда оно будет пользоваться дорогой бесплатно. Статус дороги, а также механизм её обслуживания, по словам участников проекта, пока неясны.

Сейчас создается комиссия для реализации проекта, куда войдут помимо руководства «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» и других компаний представители областных властей. «Предложение „Монди Бизнес Пейпа“ и ЕБРР нам показалось интересным, и мы рассматриваем возможность и варианты участия в этом проекте», − говорит заместитель руководителя Департамента лесопромышленного комплекса Минпромэнерго Республики Коми Александр Мариев. Формальное соглашение между «Монди Бизнес Пейпа» и администрацией Республики Коми пока не подписано.

29 января 2008 года в г. Сыктывкаре прошло заседание Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве Российской Федерации, на котором, по нашим сведениям, предполагалось поднять вопрос о развитии транспортной инфраструктуры и о роли государства в этом процессе. К сожалению, доступ для прессы на это заседание был крайне ограничен и представителю нашей редакции не разрешили там присутствовать. Но мы надеемся, что правительство уделило должное внимание проблеме лесных дорог.

Редакция нашего журнала будет внимательно следить за тем, как складывается ситуация в этой сфере. Продолжение темы лесных дорог читайте в следующем номере «ЛесПромИнформа» в рубрике «Лесное хозяйство».