Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

На заметку

«Дело всей моей жизни»

Новгородский лесопромышленник Исаак Слуцкер написал книгу воспоминаний

Крупнейший лесопромышленник Новгородской области, генеральный директор ЗАО «Новгородские лесопромышленники», почетный гражданин Великого Новгорода Исаак Слуцкер написал книгу воспоминаний «Дело всей моей жизни» (Страницы воспоминаний).

Книга вышла из печати в 2006 году в Великом Новгороде. Воспоминания Исаака Слуцкера охватывают более полувека. В предисловии к изданию вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Михаил Бусыгин сказал: «Книгу… написал великолепный организатор, прирожденный руководитель Исаак Иосифович Слуцкер. Уже 57 лет трудится он в лесопромышленном комплексе Новгородской области. Ему есть что рассказать читателям… Свои замечательные дела Исаак Иосифович хорошо отразил в этой книге. Просто, правдиво он рассказывает о жизни, о людях, с которыми трудился, делил радости и беды. Не сомневаюсь, что этот труд с интересом прочтут и молодые люди, выбирающие жизненный путь, и люди старшего поколения, строившие великую страну в годы, о которых рассказывает автор».

Исаак Слуцкер, прошедший все ступени управленческой службы от инженера леспромхоза, начальника лесопункта до генерального директора объединения «Новгородлеспром», рассказывает о времени, о жизни, о себе, об участии в создании первых совместных предприятий с иностранным капиталом, непростых отношениях с властями. Много страниц посвящено лесозаготовителям, с которыми автор работал в лесу, строил узкоколейки, лесные поселки, налаживал быт. Особо интересны страницы о начале работе Слуцкера в Боровичском леспромхозе Новгородской области.

«25 августа 1948 года приехал в Боровичи. Из одежды на мне костюмчик, рубашечка, галстук, пальтишко и чемоданчик в руках, а в нем носки, пара белья. Денег с собой не было. Пришел в контору леспромхоза, оформили инженером производственного отдела. Директор в отпуске, главный инженер А. П. Казеев встретил хмуро, поручил завхозу (была тогда в леспромхозах такая должность) найти мне частную квартиру, что тот быстро сделал. А уже на следующий день меня послали помогать лесхозу отводить лесосеки. Уже не было летнего тепла. А у меня никакой спецодежды нет, и купить не на что. В чем был, в том и поехал в лес в кузове грузовика».

Вспоминает Слуцкер и о своей работе на посту главного инженера Лычковского леспромхоза, в поселке Кневицы Демянского района. «В то время в Лычковском леспромхозе заготавливали лес вручную, трелевали и возили лошадьми. Имелся проект строительства УЖД в лесной массив, разработанный проектным институтом. По нему и строили. Подвижного состава не было. Позже нам дали по фондам тележки узкоколейные РТ-2. Они небольшие, а лес хлыстами начали возить, тогда никто не знал, что это такое. Так вот надо было хлыст на одну тележку положить и на вторую, иначе он не вмещался. Аварии все время случались. То тележки-сцепы свалятся, то небольшие паровозы, их называли „фашистами“, потому что получали из Германии в счет репараций. А все потому, что рельсы запроектировали узкие, облегченные, предназначенные для конно-рельсовых дорог, когда лошадка тащила по ним тележку с лесом до десяти кубометров. <…> В ликвидации аварий участвовали все, независимо от занимаемой должности».

Исаак Слуцкер часто сравнивает − как работали лесозаготовители раньше, как они работают сейчас. «Сейчас в лесу дороги почти не строят, − пишет он. − Мелкие заготовители стараются готовые использовать, проложенные еще нами, чтобы взять древесину. Мы так не работали. Лесосырьевую базу осваивали, начиная со строительства дорог. Строили всегда своими силами, то есть хозяйственным способом. В моей производственной деятельности строительство лесных дорог занимало большой удельный вес».

Много страниц книги воспоминаний Исаака Слуцкера посвящено людям − коллегам-лесопромышленникам, родным, близким. Особенно он вспоминает о «всесильном и грозном» министре лесной промышленности СССР Георгии Михайловиче Орлове. «Об Орлове хочу сказать особо. Это был волевой руководитель, легенда лесной промышленности. У него было пять орденов Ленина. Его знали все. Он войну прошел. <…> В бытность свою министром лесной промышленности СССР он несколько раз приезжал в Новгородскую область, глубоко вникал в работу местных лесозаготовителей, не только остро критиковал отстающих, но и помогал техникой, учил правильно организовывать дело. В 2004 году отмечалось 100-летие со дня рождения Г. М. Орлова. <…> В те дни многие с благодарностью вспоминали Георгия Михайловича − всесильного и грозного министра, умевшего нагнать страха на бездельников и поддержать, поощрить тружеников, к коим относил и меня», − вспоминает об Орлове новгородский лесопромышленник Исаак Слуцкер.

1975 год − особый для Исаака Слуцкера. Именно тогда было положено начало крупнейшему лесопромышленному комплексу Новгородской области.

«В августе 1975 года министерство реорганизовало наш комбинат в производственное лесозаготовительное объединение „Новгородлес“. В него входило 13 промышленных предприятий. Двенадцать специализированы на лесозаготовках, тринадцатое − сплавная контора. В составе объединения имелись: ремонтно-строительное управление, контора материально-технического снабжения и проектно-конструкторское технологическое бюро. Всего в объединение входило 17 единиц с численностью работающих 14 тысяч человек. Создание объединения, включающего лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия, позволило нам эффективнее использовать оборудование, сырье, трудовые ресурсы, концентрировать усилия и средства на решение важнейших задач».

О своем детище − первом в отрасли лесопромышленном комплексе, созданном на базе «Новгородлеса», − Исаак Слуцкер вспоминает в мельчайших деталях, обозначает все важные вехи в его развитии. Вспоминает, как ему не верили. «Когда министр (Бусыгин. − прим. О. Зыкова) вернулся в Москву, он собрал коллегию и проинформировал, что имеется план создания в Новгородской области лесопромышленного комплекса. Министр был строгий, его боялись. Но когда пришло время визировать решение коллегии, то более половины ее состава свои подписи не поставили. Видимо, сомневались в жизнеспособности этой идеи», − вспоминает Исаак Слуцкер.

Когда Исаак Слуцкер стал руководителем лесопромышленного комплекса (это произошло в 1985 году), в него входило уже более 50 предприятий и организаций. «Число работающих превышало 25 тысяч человек. У нас было 37 поселков, а в них своя жизнь. Надо было строить жилье, клубы, детсады, их содержать, ремонтировать, асфальтировать улицы…. И в эти проблемы тоже приходилось вникать. Я и сейчас прихожу на работу рано, до восьми часов, а тогда еще раньше. До десяти часов никого не принимал. У меня две телефонные трубки на ушах, веду разговоры с директорами предприятий, пытаюсь вникнуть в положение дел. Весь потный, в мыле, хотя физически здоровый человек. Вижу, зашиваюсь. День проходит, я это не решил и другое… Думаю, как же дальше работать? <…> И я выработал систему управления предприятием. Исходил из того, что будь я даже семи пядей во лбу, в таком огромном комплексе все знать не могу. <…> Принял такое решение: каждая отрасль замыкается на профильный отдел или подотдел и на ведающего определенным направлением моего заместителя (их было одиннадцать)».

Безусловно, страницы воспоминаний Исаака Слуцкера о работе в должности руководителя первого лесопромышленного комплекса в СССР были бы неполными без упоминаний о планировании, о бесконечных отчетах в министерствах. «По пять-шесть раз наши работники группами, бригадами ездили в Москву, доказывали, убеждали… В министерстве стремились захапать больше, чтобы легче жить. Не всем удавалось преодолеть министерские рогатки и согласовать нужные нам плановые цифры. <…> Уже в октябре выяснялось, что остались несогласованными самые тяжелые вопросы: столько-то денег не дали на жилье, на производственное строительство, столько-то не додали древесины, такие-то наши объекты не включили подрядным организациям в план строительства и т.д. Обобщив перечень нерешенных вопросов, отправлялся в Москву сам. <…> Там сидели такие зубры! Многие с учеными степенями, почти все с большим опытом практической работы. Противостоять им было не просто, но мы упорно и настойчиво, с цифровыми выкладками, различными таблицами и расчетами гнули свою линию. <…> Это была наша главная задача − утрясти план на следующий год. Благодаря этому мы каждый год начинали без раскачки, четко, как часы, имея под годовой план все необходимое материально-техническое обеспечение. И так из года в год. Планы всегда выполняли».

Исаак Слуцкер вспоминает о создании первого в Новгородской области предприятия с участием иностранного капитала − российско-финского ЗАО «Чудово-РВС», о дальнейшем сотрудничестве с финскими бизнесменами, о своей деятельности на посту президента Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Новгородской области, о коллегах, работе с кадрами, взаимоотношениях с властями, о многом другом.

С особой горечью пишет о лесе. «А сейчас в лесу нет настоящего хозяина. Структура управления все время меняется. Уже более двух лет принимают новый Лесной кодекс, который разрабатывается закрыто в недрах Минэкономразвития без участия ученых-лесоводов и специалистов по лесу, − и ни с места. И непонятно, что дальше будет. Существование лесхозов вообще под вопросом. <…> Зато вольготно чувствуют себя в лесу „дикие“ лесозаготовители, хватающие только комлевую часть деревьев. <…> Ситуация сегодня в лесу, как говорится, аховая. А мы брали делянку, рубили, и с нее все забирали, затем приводили в порядок и весной там высаживали новые культуры».

Книга воспоминаний генерального директора ЗАО «Новгородские лесопромышленники» Исаака Слуцкера завершается взглядом в будущее: акционерное общество живет и развивается, у его генерального директора − новые планы о создании новых производств на Новгородчине, которые он намеревается претворить в жизнь в самое ближайшее время.

Ольга ЗЫКОВА