Недоруб в объемах, перерост в ценах
Второй год подряд предприятия лесного хозяйства Беларуси наращивают экспорт. В 2005 году за рубеж продано продукции на 30% больше, чем в 2004 году, причем за счет не роста физических объемов, а повышения цены. Тем не менее отрасли по-прежнему требуются несколько новых стратегических покупателей, поскольку основной местный потребитель, концерн «Беллесбумпром», часто оказывается неплатежеспособным.
Цена на белорусский лес стала расти с началом реализации программы по повышению эффективности лесохозяйственной отрасли страны, принятой в марте 2004 года. Тогда было решено, что лес надо продавать не на корню, а в заготовленном виде, ведь даже простейшая обработка (например, сушка, пиление и строгание) повышает цену в 5−6 раз. Результаты были получены практически сразу: по итогам 2004 года экспорт вырос почти на 40%, добавив в казну $61 млн. В прошлом году верность выбранной стратегии снова нашла подтверждение в цифрах. По сообщению пресс-службы Минлесхоза, в 2005 году на экспорт поставлено продукции на $80 млн, что составило 30% прироста к уровню 2004 года и почти в три раза выше показателя 2000 года. При этом, как сообщает «БелГазета», заместитель министра лесного хозяйства Республики Беларусь Николай Юшкевич отметил, что росли цены на лес, а не объемы поставок. В целом заготовленная древесина составила 75% от общего объема отпуска.
Поступательное повышение стоимости леса позволяет выполнять программу и в части снижения бюджетного финансирования отрасли. В прошлом году удельный вес бюджетных средств в общей сумме расходов на ведение лесного хозяйства снизился до 51,9%. Согласно намеченным планам, к 2008 году отрасль должна выйти на самофинансирование, однако для дальнейшего повышения доходов от продажи леса есть ряд препятствий.
Главное из них − концерн «Беллесбумпром», основной отечественный потребитель леса. Для мебельных и деревообрабатывающих предприятий рост цен на сырье означает резкий рост себестоимости готовой продукции, а цена на белорусскую мебель уже сейчас достаточно высока. Поэтому концерн просит сохранить для своих предприятий схему отпуска древесины на корню, что лишает лесхозы дохода. Поскольку цены на круглый лес устанавливают областные администрации, лесхозам приходится продавать древесину себе в убыток. «При себестоимости кубометра 8000 белорусских рублей, реализуем за 5000, − сообщил Н. Юшкевич. − И ежегодно на этом теряем по 4−5 млрд (приблизительно $1,9−2,3 млн. − Прим. ред.)».
Минлесхоз планировал в 2006 году полностью перейти на реализацию заготовленного леса, однако «Беллесбумпром» настоял на своеобразной квоте для своих предприятий. В итоге 15% от общих объемов рубок 2006 года все же будут продаваться по льготным ценам.
Кроме того, ежегодно в Беларуси прирастает количество спелого леса, который необходимо рубить, но этого не делается из-за отсутствия спроса. По словам Н. Юшкевича, отрасли необходимы новые покупатели леса, особенно мягколиственных пород: ежегодно их недовырубают 1,5−2 млн м3. А отечественные потребители, так уж сложилось, привыкли использовать хвойный лес. Кстати, на непопулярные леса в свое время рассчитывал шведский концерн IKEA, который намеревался начать в стране деревообработку для последующей сборки мебели именно из лиственных пород. Как известно, категорически против присутствия в Беларуси иностранного гиганта высказались отечественные мебельщики, хотя собственно лесному хозяйству его намерения были на руку. Н. Юшкевич сказал, что история с IKEA еще не закончена, хотя новых переговоров в прошлом году не было.
Зато новые перспективы открываются на внутреннем рынке. С вводом в эксплуатацию завода по выпуску газетной бумаги в Шклове балансовую древесину, которая сейчас продается на калининградские целлюлозные комбинаты, станет возможно перерабатывать там. Правда, когда еще это будет…
Кроме того, в прошлом году опробованы новые рыночные механизмы для увеличения экспортной цены: летом Минлесхоз начал продавать древесину через Белорусскую универсальную товарную биржу (БУТБ). Согласно планам, в нынешнем году ведомство планирует до 70% заготовленного леса продавать через БУТБ, что должно позволить установить рыночную цену на древесину. Первый опыт был получен в 2005 году, когда торги позволили увеличить цену на балансы из усыхающих ельников с $17−18 в начале года до $28 к концу декабря, а на хвойные пиломатериалы − с 80−85 до 98 евро. С другой стороны, биржа, как известно, весьма чутко реагирует на внешние факторы: переизбыток на рынке леса, поваленного прошлогодним ураганом над Швецией, снизил спрос на белорусские хвойные балансы, в результате чего их производство осталось на уровне 2004 года. Зато в Польше и Скандинавии понадобилась белорусская береза, что позволило лесхозам на 162% увеличить поставки в физическом объеме и на 213% в денежном.
По материалам белорусской печати подготовил Владимир ПАВЛУНОВИЧ