От собирательства - к производству древесины
Рубрика На заметку
Ещё из школьных учебников истории мы знаем, что основным жизнеобеспечивающим занятием человека было собирательство. Вначале люди старались селиться вблизи зарослей дикорастущих съедобных и пригодных для обустройства жилища растений. Если необходимое для жизни иссякало, то они перекочевывали и обживали другие территории. Когда людей было немного, природа справлялась и восстанавливалась. Затем новые хорошие места для временных поселений стали встречаться все реже, и даже при поиске новых, богатых природных мест люди уже наталкивались на предыдущие стоянки. Вскоре человек стал оберегать заросли полезных растений от животных, птиц и сорняков.
С ростом численности населения ускорилось и его распространение по земному шару. И природных ресурсов стало не хватать. Появилась потребность их воспроизводства. Наконец, наблюдая, как развиваются растения, люди стали закапывать в землю семена полезных растений и выращивать их. Но собирательство еще процветало. Совершенствовались орудия собирателей. Если раньше примитивным орудием можно было, применив усилие, срезать ветку для шалаша, то современной бензопилой тем же усилием срезается дерево. И актуальным становится уже выращивание для потребления не только пшеницы и кукурузы, но и леса. Уже давно ведутся попытки выращивания леса с определенными характеристиками древесины для дальнейшего использования ее в промышленности. Над этим трудятся ученые-исследователи. Быстрое выращивание качественного леса приобретает особую актуальность в настоящих условиях, когда лесопользователи получают право долгосрочной аренды на лесные территории. 49 лет − это для дерева хвойной породы возраст не «младенческий», но средний и до спелости далёкий. Как же тогда реализовать экономически выгодное производство за этот срок? Существует способ ускоренного выращивания древесины, который исследуется в СПбНИИ лесного хозяйства. Для этого институтом создаются так называемые плантационные культуры.
Как продвигается работа в этом направлении, рассказал заслуженный лесовод РФ Игорь Васильевич Шутов.
− Плантационные культуры − это не лес. Созданные искусственно хорошие культуры − тоже не лес. Хотя, похоже, и можно и так сказать, но он сильно отличается от естественного леса. Задачи вечного существования культуры на плантациях не ставится. Вырастили до определенного возраста и спилили. Плантации имеют свой оборот рубки, выращиваются с определенными целями, специальным ведением хозяйства, на них специально сужено биологическое разнообразие (разнообразие вредит произрастающим на плантациях растениям, как, например, на дачной грядке нежелательно сочетание моркови с репой − одно другому будет мешать). А лес − это прежде всего биологическое разнообразие. Созданные и выращенные культуры не способны к самовоспроизводству, посадка и выращивание их по определенной технологии − это древоводство. При этом мы можем получить нужное количество древесины с заданными характеристиками. Можно вырастить определенные сортименты с определенными свойствами древесины для целей собственника плантации. На практике на таких плантациях в возрасте 25 лет уже немалое количество деревьев с диаметром ствола 18−19 см. В 25 лет − и уже 170−200 м3 древесины с гектара, а в 45 лет деревья вполне можно рубить для промышленного использования на балансы и на пиловочное бревно среднего размера.
− А какие условия нужны для выращивания древесины на плантациях?
− Для выращивания этой древесины важным является выбор соответствующих площадей. Плантационные культуры создаются на богатых почвах. Выбирая богатые земли для плантаций, можно обойтись без удобрения. Там, где много влаги, нужно бороздами вывести их в отводящую транспортирующую сеть. За культурами надо ухаживать и разреживать. Только отдельно выделенные участки культур, на которых ведется уход, могут быть успешными, и потраченные деньги, силы и время окупятся. Бывает и так: культуры перевели в лесопокрытую площадь и забыли, а через 10−15 лет приходят лесоустроители, но этих культур уже нет − заросли. Для посадок на плантациях наиболее приемлемый способ обработки почвы − шнековым плугом ПШ1. Непременное применение при выращивании культур гербицидов обеспечивает защиту от нежелательной поросли. Но не надо думать, что только это даст скачок на 50 лет вперед. Такая обработка дает задел на 4−5 лет, а дальше вступают в силу другие, чрезвычайно важные аргументы. У деревьев от природы разная энергия роста. В растущих культурах идет процесс внутривидовой конкуренции, который в 6−7 лет приобретает такую силу, которая становится тормозом для роста древостоя. Чем интенсивнее растут деревья на плантациях, тем больше им надо места для лучшего питания каждого дерева. Если оставим там деревья-лидеры и удалим все неперспективные, то древесина вырастет хорошая. Из всех деревьев на гектаре надо оставить 30% деревьев-лидеров, остальные удалить. Значит, исходная густота должна быть большая, так как 2/3 должно уйти, чтобы для доращивания остались деревья самого высокого ранга. Если выращивать на балансы, то для хорошего роста на гектаре надо оставить 1000 деревьев, если на пиловочник, то − 500−600 шт. Это необходимо сделать в том случае, если мы хотим вырастить деревья быстро и в тех сортиментах, которые нам нужны.
При этом, если еще у этого дерева удалены сучки…. Бессучковая древесина в три раза дороже стоит, чем с сучками.
− Значит не все выросшие деревья надо сохранять при промышленном выращивании? Быстрее растет и «выживает сильнейший», и его надо оставить?
− Норма дифференциации задана Природой, Господом Богом. И никуда нам от этого не деться. Поэтому существует фактор генетической неоднородности. И когда при выращивании посадочного материала отбирают лучшие растения, а худшие пересаживают для доращивания… При этом нет понимания того, что для доращивания остаются растения, имеющие меленькую энергию роста, из которых не вырастут хорошие деревья. Хотя до 7−9 лет ранги отдельных деревьев «гуляют», то есть меняются, но мы, ученые, имеем дело со статистическим материалом − шанс отстающих деревьев выйти в лидеры ничтожен. Выращивать такие отстающие культуры невыгодно. Даже при одинаковом уходе растут они с разной интенсивностью. Значит, что неодинаково? Генетический аппарат.
− Лес − это богатый ресурс России, но многие уже понимают, что используется он нерационально и структура вторичных лесов меняется не в лучшую сторону.
− В России осталось мало леса. В местах, где активно ведутся заготовки, уже негде размещать настоящие лесосеки. Только подросли небольшие группы деревьев − их уже рубят. В Коми по статистике запасы древесины хвойных пород уже не в спелых древостоях, а в приспевающих. Такая же ситуация и в Карелии, и Вологде. Таким образом, получается ситуация аналогичная той, когда хозяин-крестьянин начинает забивать телят, а не полноценный выращенный скот. Лесные площади есть, но они не являются доступными. Запас древесины, имеющей коммерческую ценность и доступность, ничтожно мал. Доступных лесов примерно 20−22%. Если просчитать, то по лесу, который обеспечивает рентабельность, мы втрое беднее, чем финны, в пересчете на одного человека. Если рентабельность ниже, чем в сбербанке, то это не лес. Лес должен давать% больший, чем в банке. Никакой грамотный инвестор не будет при этом вкладывать деньги в лесовыращивание. Лучше он положит деньги в банк и получит %.
− Как Вам видится, какие хозяйственные структуры будут заниматься плантационным выращиванием?
− Как будет организовываться плантационное хозяйство? Можно ли организовать такое хозяйство в лесхозе? Можно. Это будет только коммерческая его часть. Можно при леспромхозе, можно организовать при крупном ЦБК, а может быть оно организовано и автономным коммерческим предприятием.
− Каковы еще особенности выращивания качественной древесины на плантациях?
− Хочу сказать, что при выращивании все имеет свой срок (ребенок учится говорить, когда ему исполнится год, а если он прожил с волками лет до 8−10, то он говорить уже не сможет, а будет лаять или выть). Если культуры перерастить, передержать в школе и посадить крупномерными переросшими саженцами, то, скорее всего, они потом полягут лет через 10−15, потому что корневая система у них сдавится и будет развиваться противоестественным образом. Они не выдержат боковых нагрузок, и это уже имеет место. Когда дерево посажено не очень маленьким, но средним по размеру саженцем, то оно естественным образом формирует корневую систему. Если ель осветлили и разредили рано, в 10, 12, 30 лет, то она приобретает мощность и силу потом. И вырастет хороший древостой с хорошим запасом древесины. А сейчас в основном осветления в лесах проводят после 50 лет, когда оставшиеся ели не способны к реабилитации и дальнейшему развитию корневой системы и всех остальных частей дерева. Еще культуры порой портят животные, например бобры. Создается сложная ситуация, которую можно выразить так: белка на елке − это Минсельхоз, а елка находится в Министерстве природных ресурсов. На частных плантациях такую ситуацию разрешать будет собственник. Защитные акции при выращивании культур, конечно, имеют гораздо большее значение, чем в обычных лесах.
− Какая основная задача ставится при выращивании древесины на плантациях?
− Задача − выращивать то, что нужно для производства. Человечество давно уже отошло от собирательства в сфере растениеводства, животноводства, даже поля под сенокосы уже искусственно засевают. Естественные виды должны доживать до своей биологической спелости, в таком случае они дадут полноценные семена и для возобновления, и для плантаций.
Елена ЛЕВИНА