Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

На заметку

Новый проект Лесного кодекса ведет к переделу лесов

Участники общественных слушаний по проекту нового Лесного кодекса, состоявшихся в Санкт-Петербурге, поручили члену экспертного совета Комитета по природным ресурсам Госдумы РФ, профессору Санкт-Петербургской Лесотехнической Академии Владимиру Петрову довести их предложения по доработке готовящегося к принятию закона до сведения Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.

− Владимир Николаевич, как Вы стали экспертом Комитета Госдумы РФ?

− Инициатива представления моей кандидатуры принадлежит Федеральному агентству лесного хозяйства. Дело в том, что я уже почти 10 лет преподаю дисциплину «Лесная политика, лесное право», самостоятельно разработал проект нового Лесного кодекса и представил его в администрацию Президента РФ. Он был рассмотрен соответствующими комиссиями, направлен нашему министру Юрию Петровичу Трутневу. Такие действия, активная работа по лесному законодательству были замечены в Москве, и мою кандидатуру предложили в состав экспертного совета.

− Из предложенного Вами проекта какие-нибудь положения вошли в документ, который только что обсуждался на общественных слушаниях?

− Вошли многие, но удовлетворения не испытываю. Там оказалась лишь малая толика тех предложений, которые я хотел бы видеть в новой редакции Лесного кодекса.

На общественные слушания собрались те, кому не безразлична судьба российского леса. Они высказывались по конкретным статьям кодекса, его концепции, отдельным положениям. Как показала дискуссия, проект нового лесного кодекса затронул их за живое, поэтому выступления были насыщены критикой. К сожалению, немногие высказывали конструктивные предложения, часто выступления носили только эмоциональный характер. Я согласен с участниками слушаний, что проект Лесного кодекса должен быть существенным образом изменен. На мой взгляд, его нужно начинать готовить заново, так как переработать такой проект невозможно.

− Почему многие выступавшие говорили, что проект готовили не профессионалы?

− У профессионалов-лесников для этого есть много оснований. Например, в конструкции предложений есть такие словосочетания: «охрана лесов от вредителей и болезней». В любом законе не должно быть подобного, а в проекте Лесного кодекса такое встречается. Люди, которые его писали, очевидно, не знакомы с терминологией, сложившейся в России на протяжении двух столетий. В частности, с такими понятиями, как «охрана лесов от пожаров и лесонарушений», «защита лесов от вредителей и болезней». Они не различают эти понятия либо умышленно, либо преднамеренно. И объединяют их в одно: «охрана лесов от пожаров и лесонарушений, вредителей и болезней». На практике подобная подмена может привести к большим экономическим потерям. Нужно будет переделывать все лесоустроительные инструкции, министерскую и лесхозовские отчетности. Проект бессистемный и противоречивый. Слепое копирование положений Гражданского кодекса распространяется и на Лесной. В частности, отменяется лесорубочный билет, который на сегодняшний день является разрешительным документом, с функцией управления органами лесного хозяйства, он способствует регулированию лесных отношений. Разрешительный принцип меняется на заявительный: вместо лесорубочного билета вводится лесная декларация. Это подобно больному, который после посещения поликлиники, где врач ему поставил диагноз, сам выписывает рецепт на медикаменты для собственного лечения. Так и в лесном хозяйстве: самому придется писать, где и что рубить. Это, конечно, ошибочно. Введение лесной декларации приведет к потере государством достоверной информации о количестве заготавливаемой древесины, росту объемов нелегальной заготовки древесины. Я глубоко убежден: пока не введена частная собственность на леса, лесорубочный билет должен оставаться. Он прекратит свое существование на тех участках, которые передадут в частную собственность. И тогда останется только лесная декларация. Она будет заполняться собственником, которому предоставлено право владения, пользования и распоряжения участком лесного фонда.

В выступлениях также отмечалось, что проект Лесного кодекса ущемляет интересы субъектов Российской Федерации и большинство его норм имеют незначительную экологическую направленность.

− Вы довольны общественными слушаниями?

− У всех участников были одни и те же предложения. Их можно объединить одним словом − протест. Протест против новой редакции лесного закона. После обсуждения выработаны рекомендации по доработке новой редакции Лесного кодекса. Они переданы в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.

Владимир ВЕРШИНИН

Участники общественных слушаний рекомендуют:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отклонить при рассмотрении в первом чтении проекты Лесного кодекса Российской Федерации и федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и направить их на доработку в Правительство Российской Федерации с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов Российской Федерации, представителей исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, научных работников и неправительственных организаций.

Правительству Российской Федерации при доработке новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации учесть следующие предложения участников общественных слушаний.

  • Разграничить полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления. Это разграничение обеспечит эффективное использование лесных ресурсов и их воспроизводство. Одновременно с разграничением следует определить порядок финансирования в осуществлении этих полномочий.
  • Совершенствовать порядок предоставления в пользование участков лесного фонда путем введения лесных конкурсов. Правительство РФ должно иметь возможность дифференцированного подхода к выбору эффективной формы пользования лесными ресурсами, учитывающей социально-экономические условия регионов, необходимость создания лесопользователем инфраструктуры (дорожное строительство, строительство лесных поселков и т. п.), а также выполнения лесохозяйственного производства.
  • Предусмотреть многообразие прав пользования участками лесного фонда: краткосрочное пользование, аренда, концессия, безвозмездное пользование.
  • Определить порядок осуществления и механизм финансирования работ и мероприятий, связанных с ведением лесного хозяйства, между субъектами лесных отношений: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, лесопользователи, доверительные управляющие, лесхозы.
  • Дополнить законопроект статьей, определяющей правовой режим лесов, распложенных в границах землепользования сельскохозяйственных организаций, предусмотрев положение, согласно которому лесные участки, расположенные в границах землепользования сельскохозяйственных организаций находятся в федеральной собственности и предоставляются им в безвозмездное срочное пользование.
  • Предусмотреть механизм организации и финансирования мероприятий по обнаружению и тушению лесных пожаров, координации деятельности лесопользователей, лесхозов и доверительных управляющих по охране лесов от пожаров и лесонарушений, защите лесов от вредителей и болезней с учетом полномочий субъектов лесных отношений.
  • Ввести нормы, определяющие порядок пользования участками лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства (строительство, прокладка коммуникаций, нефте- и газопроводов, проведение геолого-разведочных работ, добыча полезных ископаемых, в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней).
  • Оставить разрешительный принцип предоставления права на лесопользование (лесорубочный билет, ордер, лесной билет) до введения собственности на леса.
  • Обозначить структуру государственного управления лесным фондом.