Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Экология

«Кедровая Падь» попала под покровительство ООН

Во Владивостоке - знаменательное событие. Один из старейших заповедников России, созданный в 1916 году, заповедник «Кедровая Падь», вслед за Сихотэ-Алинским и Дальневосточным морским заповедником стал третьей особо охраняемой природной территорией Приморского края, получившей высокий статус биосферного резервата. Этот факт еще раз подчеркнул уникальность биологического разнообразия Приморья.

Леса «Кедровой Пади» занимают 13 094 га, или 73,1% от всей его площади. Остальная площадь занята кустарниковыми зарослями и вторичными лугами, возникшими в результате рубок в прошлом, и особенно - в результате лесных пожаров. На территории заповедника лес вырубался еще до революции и вывозился морским путем в Японию, так как близость Амурского залива облегчала транспортировку заготовленной древесины. По окраинам заповедника нередко бушевали (и до сих пор довольно часто возникают) лесные пожары, губящие высокопроизводительные многопородные хвойно-широколиственные леса - коренной тип растительности заповедника.

Почти нетронутый, девственный лес сохранился только в верховьях реки Кедровой. Организация заповедника на этом участке спасла от окончательного уничтожения уникальный, живописный растительный мир юга Приморья. Подлесок здесь - это разнообразные красиво цветущие кустарники: жимолость раннецветущая, вейгела ранняя, чубушник тонколистный. Стволы деревьев, как в джунглях, обвиты лианами, поднимающимися на высоту до 30 - 35 метров. Но самое ценное — чернопихтово-широколиственные леса, или чернопихтарники. В Приморском крае чернопихтарники хорошо сохранились только в заповедниках «Уссурийском» и «Кедровая Падь». Помимо пихты здесь встречаются липа (амурская и маньчжурская), дуб монгольский, береза желтая или ребристая, кедр корейский, ильм лопастной, клен мелколистный. А вот кедровники для заповедника, вопреки его названию, совершенно нехарактерны, что отмечалось еще дореволюционными таксаторами, проводившими лесоустройство урочища «Кедровая Падь». Небольшой участок с кедром корейским (площадь около 40 га) имеется только в верхней части бассейна реки Кедровой на северном склоне Сухореченского хребта.

В заповеднике широко распространены леса из дуба монгольского. На их долю приходится почти половина заповедной территории. Второе место после дубняков принадлежит широколиственным лесам: примерно 16% лесопокрытой площади заповедника. И это далеко не все, что можно рассказать о «Кедровой Пади»… Так что биосферное значение ее никогда не подвергалось сомнению. Но заповедник этот небольшой, и придать ему статус биосферного удалось только благодаря тесному сотрудничеству с другими охраняемыми территориями и благодаря содействию охотуправления Приморского края.

Отмечая уникальное биоразнообразие этой территории, академик РАН, директор Биолого-почвенного института ДВО РАН Юрий Журавлев сказал следующее: «На российский Дальний Восток приходится 1,2% всей суши планеты. Территория же заповедника „Кедровая падь“ - всего 18 000 га. И на такой территории произрастает 1/3 всех сосудистых растений Дальнего Востока, проживает 60 из 100 видов млекопитающих - какая концентрация биоразнообразия! К тому же, это единственный заповедник в мире, где находится под жесткой охраной дальневосточный леопард».

О том, как эту, приятную во всех отношениях, новость восприняли в самом заповеднике, рассказал на пресс-конференции, посвященной данному событию, ведущий научный сотрудник заповедника «Кедровая Падь», кандидат биологических наук, известный исследователь дальневосточного леопарда Виктор Коркишко: «Мы приложили много усилий, чтобы „Кедровая Падь“ была признана биосферным резерватом в рамках программы ЮНЕСКО „Человек и биосфера“. Данное решение важно не только для нас, но и для всего Приморья».

Конечно, у специалистов заповедника прибавилось обязанностей: нужно соответствовать своему высокому статусу и поддерживать его. Но появились и перспективы.

А дело вот в чем. У заповедника до настоящего времени нет охранной зоны. Хотя на районном уровне она была создана еще в 1980-м году, сегодня законодательство требует ее утверждения на уровне края. Статья 8-я закона «Об особо охраняемых природных территориях» обязывает заповедники иметь легитимные охранные зоны. Теперь статус биосферного заповедника должен заставить краевые и районные власти соблюдать федеральное законодательство в вопросе создания этой зоны. Возможность создания биосферных полигонов - это прерогатива только биосферных заповедников. Поэтому теперь заповедник сможет вовлекать в решение природоохранных задач территории с различным статусом: как экспериментальные зоны, так и непосредственно заповедные зоны.

Отныне можно активно использовать ресурсы данной местности и для развития туризма. Речь идет обо всей территории Борисовского плато, где созданы лучшие условия обитания для леопардов.

Отвечая на вопрос, каким образом новый статус «Кедровой Пади» повлияет на другие заказники, «Борисовское Плато» и «Барсовый», главный специалист Приморкрайохотуправления Алексей Суровый сказал, что «Борисовскому Плато» собираются придать статус федерального заказника. С учетом того, что такой статус уже имеет заказник «Барсовый», на территории юго-западного Приморья образуется единая особо охраняемая природная территория с федеральным статусом - заповедник «Кедровая падь», заказники «Борисовское Плато» и «Барсовый». То же сейчас происходит и с заказником «Васильковский».

Дело в том, что придание заповеднику «Кедровая Падь» статуса биосферного - еще один шаг на пути создания трансграничного биосферного резервата (ТБР) в нижнем течении реки Туманная в районе слияния границ трех стран: России, КНР и КНДР. Общая площадь предлагаемого ТБР, как это было рекомендовано группой экспертов ЮНЕСКО, должна составить 4 439 км. Из них 72% от общей площади должно находиться на российской территории.

В обсуждении перспектив создания трансграничного биосферного резервата в нижнем течении реки Туманной участниками пресс-конференции было уделено особое внимание Хасанскому природному парку. Ведь в связи с изменением законодательства с 2005 года природные парки должны быть повышены в статусе до уровня федеральных, что требует соответствующих согласований, и, естественно, доброй воли краевой администрации. В противном случае не исключен и печальный вариант: администрация Приморского края, не желая передавать земли в федеральную собственность, может вообще упразднить Хасанский природный парк.

Вот что, в частности, отметил Борис Цой, и. о. заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю: «Если мы говорим о трансграничном резервате, то речь идет о сохранении целого ряда природных комплексов и их обитателей. Важную роль сыграло создание в свое время Хасанского природного парка. Ему отводится очень серьезная роль: территория парка крайне важна для перелетных птиц, она попадает под охрану Рамсарской конвенции. Если мы потеряем его, мы потеряем многое».

Еще одна проблема, которую подняли журналисты, — планы строительства нефтяного терминала в бухте Перевозная Хасанского района Приморья, недалеко от заповедника «Кедровая падь». «Как Вы считаете, новый статус „Кедровой Пади“ повысит ее „сопротивляемость“ таким процессам?» - такой вопрос был задан на пресс-конференции Виктору Коркишко.

«Я думаю, конечно, повысит. Потому что сейчас инициаторы строительства терминала в бухте Перевозная просто обязаны принять во внимание мнение международной общественности. К анализу влияния размещения терминала теперь можно привлекать и международных специалистов. Они не будут рисковать своей репутацией ради каких-то меркантильных интересов. Такой терминал рядом с заповедником просто недопустим. То количество выбросов, которое будет осаждаться на территории заповедника, приведет к неминуемой гибели многих деревьев и других видов растений, нанесет невосполнимый ущерб биоразнообразию. Понятно, что в строительстве заинтересован определенный круг людей, которые хотят осуществить проект именно в бухте Перевозная, хотя существует несколько альтернативных проектов - не только экологически безопасных, но и более выгодных с экономической точки зрения, например, Находка. Но то, что комиссия ЮНЕСКО признала наш заповедник биосферным и включила его в международную сеть биосферных резерватов, должно заставить считаться с этим решением не только представителей местной администрации, но и правительство России».