Застраховать = помочь спасению
Несмотря на то что с лесными пожарами, бушевавшими в этом году в России, вроде бы справились, убытки от них еще предстоит посчитать. Несомненно, они будут исчисляться миллиардами рублей. Уже сейчас известно, что только для строительства жилья потребуется более 12 млрд руб.! Этих средств, по мнению экспертов, должно было с лихвой хватить на хорошие превентивные меры, с одной стороны, и хорошую страховую защиту лесных угодий и лесных предприятий − с другой.
Большой огонь, принесший столько бед, разрушений и потерь, побежден. Впереди оценка ущерба и значительные траты из казны государства: финансирование строительства нового жилья для погорельцев, выплата материальной помощи и компенсаций пострадавшим семьям, восполнение ущерба, нанесенного природе и экологии…
Многие специалисты и эксперты в сфере лесного хозяйства сходятся во мнении: катастрофы таких масштабов и таких больших потерь удалось бы избежать, будь в стране сформирована система превентивных мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями. К этому можно добавить: да и средств на восстановление лесов и возмещение ущерба потребовалось бы гораздо меньше, если бы в лесном хозяйстве страны действовала страховая защита.
Уже который год глава МЧС Сергей Шойгу указывает на эффективность западной практики защиты лесов от пожаров. Вот и соответствующий документ в прошлом году был подготовлен − «О добровольной пожарной охране». Министр не раз отмечал, что пожарные дружины уже давно работают в Европе и Северной Америке, где быть добровольным пожарным не только почетно, но и финансово выгодно, так как для таких сотрудников разработана система льгот и преференций. Шойгу считает, что по аналогичной схеме можно построить работу и у нас. Например, предложить дружинникам льготы на получение жилья, оплату коммунальных услуг, медицинское обслуживание, возможность замены срочной военной службы альтернативной гражданской, предоставить приоритетное право на поступление в пожарно-технические образовательные учреждения. Но при этом не забывать и о повышении престижа добровольного пожарного.
Тем не менее никаких шагов для того, чтобы применить положительный западный опыт на российской земле, вернее, в российских лесах, так и не сделано. Не говоря уже о том, что так и не реализован проект страхования лесных участков от пожаров. Речь идет об эксперименте по страхованию участков лесного фонда, инициатором которого еще в 2001 году выступило Министерство природных ресурсов РФ. Тогда законопроект претерпел ряд изменений, но, судя по недавним высказываниям советника президента Всероссийского союза страховщиков Виктора Юна, такое страхование вызывает и будет вызывать множество юридических вопросов. Он считает, что «стоимость леса как имущества определить невозможно, поэтому и с определением ущерба возникнут проблемы. Лес может иметь только коммерческую стоимость деловой древесины. Но ответственность за ущерб никто не несет − лес после выгорания вырастает сам по себе». Г-н Юн вспомнил о проводившемся в начале 2000-х эксперименте и отметил, что пока он не развивается. Так что сегодня сознательным и ответственным собственникам, желающим защитить себя от пожаров, остается страховать лишь свое имущество и собственную ответственность.
Имущественный и ответственный интерес
Зачастую именно имущество собственников предприятий, расположенных на лесных площадях, страдает от пожаров. Именно поэтому страховщики рекомендуют обратить внимание на этот риск: максимальное число страховых выплат приходится на убытки от повреждения имущества водой и пожарами. Размер страхового тарифа у страховых компаний варьирует от 0,5 до 1,5% от страховой суммы и зависит от количества страхуемых рисков, вероятности их наступления, вида и параметров имущества и т. д. Объектами страхования в данном случае выступают находящиеся на балансе или в пользовании страхователя здания, сооружения, инженерные коммуникации, отделка помещений, мебель, оборудование, техника, запасы на складе и пр.
Что касается страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью, а также имуществу третьих лиц, то здесь все понятно. При наличии такого страхового полиса владельцу предприятия-виновника возместить вред, нанесенный третьему лицу, поможет страховщик. Ответственность наступает в результате пожара и пожаротушения, взрыва газа, воздействия воды при работе коммуникационных сетей, а также механических повреждений. Тариф по этому виду страхования также может варьироваться в пределах 0,5−1,5%.
А как у них?
А какова практика реализации страхования от пожаров за рубежом? В странах Западной Европы большая часть лесов находится в частной собственности, что и определяет собственническое отношение к ним. Владельцы огораживают свои участки и самостоятельно контролируют эти территории. Страхование осуществляется от чистых рисков, носящих случайный характер (стихийных бедствий, повреждения древесины любыми вредителями).
Интересно, что предметами страхования, помимо леса на корню, являются и так называемые побочные затраты, которые имеют отношение к порче лесного фонда. Например, перерывы в производстве, увеличение стоимости работ из-за невозможности предоставить древесину покупателю, ликвидация последствий пожаров как на собственном, так и на соседних участках, очистка территории от выгоревших деревьев и т. д. В основном же компании принимают на страхование как сами лесные массивы, так и заготовленную древесину, которая впоследствии будет вывезена. Такая система, например, действует в Англии. Эстонская страховая компания AS If Easti пошла дальше: она берет под страховую защиту не только лесной массив, но и произведенные из него материалы.
В целом можно констатировать, что активному развитию страхования лесных участков от пожаров в европейских странах способствуют четкая законодательная база, продуманные актуарные расчеты, превентивные меры по защите леса от безответственного поведения человека в нем.
Кстати, в конце августа с предложением о введении страхования выступил и губернатор Владимирской области Николай Виноградов. Он отметил, что именно государство должно взять на себя принятие соответствующих мер на первом этапе. «Средства, которые будут выделены из бюджета на реализацию этих мер, надо использовать на обеспечение пожарной защиты лесов», − заявил руководитель региона. Похожим способом реализуется в России другой вид страхования − страхование сельскохозяйственных рисков. Безусловно, здесь есть свои тонкости, но эксперты говорят, что всего лишь за несколько лет существования этот вид страхования дал результаты: около 30% всех посевов в 2010 году было защищено страховками. И это притом что страхование урожая является добровольным!
Получается, что выход из сложной ситуации при борьбе с лесными пожарами есть − достаточно обратиться к соответствующему опыту западных коллег и взять его на вооружение. Тогда, может быть, не юридические тонкости виноваты в том, что не состоялся экспериментальный законопроект, а банальное нежелание чиновников разобраться в проблеме, докопаться до истины и найти выход?
Понятно, что необходимо менять многое в лесном законодательстве. Существует целый ряд системных проблем, требующих незамедлительного решения. Будет, конечно, проведен анализ ситуации с лесными пожарами 2010 года, будут сделаны выводы… Это подтвердил глава Правительства РФ: «Необходимо снизить вероятность появления подобной ситуации в будущем, разработать федеральную и региональные программы повышения пожарной безопасности в лесном фонде, обеспечить надежный контроль, при необходимости выделить дополнительные ресурсы». Какова вероятность реализации слов премьер-министра в обозримом будущем, покажет время.
Анастасия КУЗНЕЦОВА