Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Тема страницы

Лизинг для компаний лесной отрасли

Рубрика Финансы

Лизинг для компаний лесной отрасли

Лизинг в России сильно пострадал от кризиса. Однако последние тенденции свидетельствуют о постепенном оздоровлении ситуации; объемы нового бизнеса лизинговых компаний постепенно выходят на докризисный уровень.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что за последнее десятилетие финансовый лизинг стал востребованным и эффективным инструментом обновления основных производственных фондов компаний реального сектора экономики. Только за последние три года были профинансированы лизинговые сделки в объеме 2 032 млрд руб., в т. ч. в кризисный 2009 год на 315 млрд руб., а по итогам первого полугодия 2010 года − на 255,5 млрд руб. При этом львиная доля сделок приходится на авиационный транспорт, железнодорожную технику, легковой и грузовой автотранспорт, строительную технику, машиностроение. Деревообрабатывающее оборудование составляет лишь 0,26% от объема вновь заключаемых лизинговых сделок, лесозаготовительное оборудование и лесовозы − 0,23%, оборудование для производства бумаги и картона − 0,08%. Текущее изменение по сравнению с показателями предыдущих лет незначительное. Такое положение связано в первую очередь с особенности бизнеса компаний лесной отрасли, рисками для лизинговых компаний, сопровождающими сделки.

Согласно данным Росстата, за время кризиса объем лесозаготовок в России сократился в сравнении с докризисным периодом на 20%, производства целлюлозы − на 19%, бумаги − на 6%, картона и упаковки − на 9%. Особенно резким было падение рынка в первом полугодии 2009 года: по отдельным видам продукции лесопереработки был зафиксирован спад объемов производства по сравнению с 2008 годом на 15–70%, примерно на 30–40% снизились и цены. При этом уровень изношенности основных фондов лесной отрасли достаточно велик − по оценкам специалистов, он достигает 75%, что говорит о необходимости широкомасштабного технического перевооружения производства и внедрения новых технологий.

Техническое перевооружение предприятий лесной промышленности позволяет гибко и своевременно модернизировать производство, внедрять передовые технологии, более эффективно использовать все ресурсы производства. Основными источниками инвестиций для компаний могут быть собственные средства или заемные − иностранные и отечественные. Есть еще и третий источник − лизинг. Однако лизинговые компании не спешат расширять свой бизнес в этом сегменте.

Один их основных рисков, с которым лизинговые компании связывают деятельность фирм, работающих в лесной отрасли, заключается в непрозрачности бизнеса последних. Руководствуясь показателями официальной бухгалтерской отчетности, лизинговой компании сложно оценить реальное финансовое положение потенциального лизингополучателя. Минимизируя этот риск, лизингодатели, как и любой банк, требуют от клиентов представить дополнительное обеспечение по сделке. В качестве такового может быть как поручительство компании с достаточными для осуществления основной деятельности и покрытия лизинговых платежей оборотами (причем работающей в понятной для лизингодателя отрасли), так и залог движимого и недвижимого имущества.

Следующий риск заключается в недоступности объекта лизинга для собственника, особенно если объектом лизинговой сделки является лесозаготовительная техника и оборудование. В данном случае речь идет не только о невозможности его изъятия у лизингополучателя в случае возникновения такой необходимости, но даже и о невозможности проведения элементарной инвентаризации имущества, проверки его технического состояния. Зачастую такая техника просто недосягаема для собственника (лизинговой компании). Даже используя современные технологии, обеспечивающие контроль местонахождения имущества (спутниковые системы обнаружения и контроля), лизинговые компании могут столкнуться с ситуацией, когда вывоз техники с места фактической эксплуатации окажется экономически неэффективным и нецелесообразным.

Одним из основных условий договоров лизинга является обеспечение нормального технического состояния имущества лизингополучателем, осуществление текущего и капитального ремонта этого имущества. А лизингополучатель не всегда способен обеспечить такой ремонт в должной степени. Ведь мало технику приобрести, надо еще научиться на ней работать. Оператору, работавшему на старой советской технике, необходимо примерно года два, чтобы полностью освоить современное высокотехнологичное оборудование. Отсюда постоянные поломки техники, простои и, как следствие, возникновение просроченных обязательств перед лизинговой компанией.

В силу вышеприведенных обстоятельств реализация названных сделок уже на первоначальном этапе осуществляется с повышенными рисками. В частности, путем не только дополнительного обеспечения, но и по более высоким лизинговым ставкам, в которые закладывается компенсация возможных потерь, с большим авансовым платежом. Учитывая высокую капиталоемкость большинства таких лизинговых сделок, лизингодатели в большинстве случаев предпочитают перестраховаться и просто не берут на себя такие риски.

В деятельности компаний лесной отрасли немаловажное значение имеет фактор сезонности. И даже если в графиках лизинговых платежей он был учтен, не всегда это помогает избежать рисков. Дело в том, что в случае возникновения проблем в бизнесе клиента (лизингополучателя) и образования просроченной задолженности, для ее погашения в большинстве случаев приходится дожидаться следующего сезона, что для лизинговой компании означает дополнительные финансовые потери. И какие бы действия не предпринимала лизинговая компания, она не сможет не только получить лизинговые платежи, но и вернуть свою технику.

Сегодня рыночные лизинговые компании, которые специализируются исключительно на лизинге для компаний лесной отрасли либо заявляют об этом, можно пересчитать на пальцах: «Столичная лизинговая компания», «Круглые лесоматериалы», «Лесотехника»... Для того чтобы лизинговая компания могла эффективно работать в названном сегменте, ее специалистам необходимо разбираться не только в лизинге как в финансовом инструменте, но и в особенностях лесной отрасли, а также обладать достаточной информацией о текущей ситуации в ней, располагать хорошим административным ресурсом.

Последней тенденцией развития рынка лизинга, как и в большинстве других отраслей, стало появление компаний с государственным участием, основной задачей которых является реализация государственных программ и обновление основных фондов фирм, работающих в отдельных отраслях экономики. Специалисты лизингового рынка предполагают, что стоит ждать появления лизинговой компании, специализирующейся на работе с клиентами из лесной отрасли.

Для государства финансовое поощрение в лесном секторе посредством лизинга служит стимулом капитальных вложений в важнейшие отрасли производства. Это может привести к увеличению продаж новой лесозаготовительной и лесоперерабатывающей техники, обновлению парка оборудования предприятий, стимулированию внедрения достижений научно­технического прогресса, повышению производительности труда и росту эффективности экономики в целом.

Еще в 2009 году было подписано соглашение между Росагролизингом и Рослесхозом, в рамках которого обозначены следующие направления деятельности Росагролизинга:

  • разработка и реализация различных инвестиционных программ и проектов поддержки хозяйствующих субъектов лесного хозяйства с использованием механизма федерального лизинга;
  • осуществление поставок техники и технологического оборудования, используемых предприятиями лесного хозяйства;
  • организация информационного обеспечения Рослесхоза по вопросам поставки материально­технических ресурсов на условиях федерального лизинга для хозяйствующих субъектов предприятий лесной отрасли.

В результате реализации этого соглашения были обозначены беспрецедентные условия лизинга: при первоначальном взносе 10% лизинговые платежи осуществляются в течение пяти лет равными долями под 2,4% годовых в рублях. Это существенно ниже инфляционных ожиданий, по прогнозам Министерства экономического развития и торговли. Пока официальной информации об итогах реализации этой программы нет, но необходимо отметить и минусы государственной поддержки и создания лизинговых компаний с государственным участием − это отсутствие конкуренции и монополизация данного сегмента рынка. Соответственно, конечный лизингополучатель лишен возможности выбирать, нарушаются законы рыночного хозяйствования.

Отдельно остановимся на таком факторе, как информированность компаний лесной отрасли о лизинге, его использовании и предложения лизинговых компаний. Эксперты отмечают, что лесопромышленники часто не очень хорошо информированы о лизинговых услугах. Предприятия мало знакомы с возможностями, достоинствами и нюансами лизинговых сделок. Жесткие требования к качеству продукции, существующие на рынке, заставляют производителя приобретать дорогостоящее оборудование высокого класса. Предприятиям среднего и малого бизнеса приобрести дорогое высококлассное оборудование, заплатив за него всю сумму сразу, без каких­либо отсрочек, довольно затруднительно. В данном случае финансовый лизинг может стать эффективным финансовым инструментом для реализации таких проектов, оптимизируя финансовые потоки и снижая налоговую нагрузку для предприятий ЛПК. Для лесозаготовителей сотрудничество с лизинговыми компаниями сейчас выгодно, поскольку в соответствии с Налоговым кодексом лизинговые платежи, а также дополнительные услуги лизинговой компании в полном объеме включаются в расходы. При этом допускается использование коэффициента ускоренной амортизации. В результате у лизингополучателя уменьшается размер налогооблагаемой прибыли, сокращаются расходы по налогу на имущество.

Однако существование рынка лизинговых услуг как такового и эффективность использования данного финансового инструмента в дальнейшем сегодня под большим вопросом. В числе мероприятий в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012–2013 годов, обозначенных Минфином РФ в опубликованном документе «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012–2013 гг.», названа необходимость проведения анализа применения повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств с целью принятия решения об их дальнейшем использовании. В частности, речь идет о целесообразности сохранения нормы о применении повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды.

Представляется, что если эта норма будет отменена, в наибольшей степени пострадают малый и средний бизнес, которые лишатся преимущества лизинговых сделок. Финансовый лизинг − как наиболее доступная форма привлечения внешнего финансирования для малого и среднего бизнеса − станет неэффективным. Интерес к лизингу сохранится только у тех компаний, которые будут рассматривать его не в качестве финансового инструмента, а как сервисную услугу, позволяющую приобретать имущество с минимальным взносом и широким набором сопутствующих услуг; либо у компаний, реализующих проекты с государственным участием. Можно с уверенностью сказать, что для большинства компаний лесной отрасли использование лизинга станет нецелесообразным, сократятся темпы обновления основных фондов.

Отмена коэффициента ускорения в отношении объектов основных средств, фактически введенных в эксплуатацию и переданных в лизинг, приведет к появлению дополнительной налоговой нагрузки. Причем эта дополнительная налоговая нагрузка в большинстве случаев может быть переложена на лизингополучателей, если такое условие предусмотрено договором лизинга. Пересмотр или отмена этой нормы не будут способствовать модернизации ЛПК и в конечном итоге не принесут положительного эффекта экономике страны. Отмена коэффициента ускорения может происходить тогда, когда ресурс данного налогового стимулирования исчерпан. Однако фактическое состояние и средний возраст основных производственных фондов компаний и стоящие перед экономикой страны задачи говорят об обратном.

Можно однозначно утверждать, что финансовый лизинг на сегодняшний момент просто необходим экономике страны для достижения поставленных задач по созданию условий для восстановления положительных темпов роста экономики и компаниям лесной отрасли в частности. Более того, отмена права применения повышающего коэффициента для основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (лизинга), будет губительна для развития лизинга в России.

Завершая обзор, хотелось бы отметить, что кризис стал своеобразной школой выживания для лизинговых компаний. Слабые игроки рынка ушли, а крепкие вступают в новую полосу конкуренции. И эти обстоятельства в среднесрочной перспективе только на руку лизингополучателям. Однако без вмешательства конечного потребителя лизинговой услуги, в частности компаний лесной отрасли, в происходящие процессы, связанные с отменой существующих налоговых преференций по лизингу, ситуация на рынке лизинга может измениться в худшую сторону. Предприятия ЛПК, особенно малые и средние, могут лишиться этого финансового инструмента развития.

Оксана СОЛНЫШКИНА,
консалтинговое агентство
«Территория лизинга»