Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Тема страницы

Российский рынок лизинга

Итоги 2010 года, прогноз на 2011 год

Лизинговая отрасль в России постепенно оправляется от кризиса. Наблюдается увеличение объемов вновь заключаемых лизинговых сделок. Основными факторами восстановления рынка стали: стабилизация экономической ситуации, снижение стоимости заемных источников финансирования и рост спроса на услуги лизинговых компаний.

По данным экспертного агентства «Экперт РА», их объем составил 420 млрд руб. по итогам 9 месяцев 2010 года, увеличившись на 127% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При сохранении докризисной динамики объем рынка по итогам 2010 года может составить 550 млрд руб. Такие показатели превысили ожидания участников рынка, но не стоит забывать об особенности, присущей ему несколько последних лет: основная доля вновь заключаемых лизинговых сделок приходится на лидеров рынка и компании с государственным участием. Показатели остальных лизинговых компаний (ЛК без госучастия) не столь впечатлительны, но также демонстрируют положительную динамику. Кризисы, какие бы они ни были, экономические или политические, служат, как известно, отличным индикатором надежности систем, показателем способности пережить потрясения, уметь в нужный момент найти правильный ответ, изменить ситуацию в собственных интересах или минимизировать ущерб. Это в полной мере относится и к лизинговым компаниям.

Сегодня число ЛК, фактически осуществляющих лизинговые операции, увеличилось. Кроме того, продолжается консолидация рынка, с него уходят малые и средние компании с плохим финансовым состоянием, которые не смогли справиться с последствиями кризиса, появляются новые игроки. Среди последних есть как представители кэптивных и внутрихолдинговых компаний, так и представители компаний с государственным участием. Проявляют интерес к российскому рынку лизинга, причем в сегментах оборудования для лесной отрасли и сельского хозяйства, иностранные инвесторы (США и Китай). Ушедшим с рынка компаниям дал шанс вернуться на него доступ к источникам государственного финансирования. Значительно оживила рынок государственная поддержка через кредитование Российского банка развития (РосБР) компаний, работающих с субъектами малого предпринимательства. Среди основных моментов, на которые сегодня, как никогда ранее, необходимо обращать внимание при выборе лизинговой компании: ее финансовое состояние и репутация, а также наличие совместных программ с РосБР. Эти факторы дают клиентам возможность приобрести имущество в лизинг не только с помощью качественного и относительно дешевого лизингового продукта, но и гарантируют получение имущества в собственность по завершении лизинговой сделки.

Следует отметить, что в число лидирующих сегментов рынка лизинга уверенно вошел лизинг автотранспорта. Его объемы выросли в десятки раз по сравнению с показателями прошлого года. Медленно расширяется возможность долгосрочного финансирования. Менеджмент стабильных ЛК все больше концентрируется на работе по новым лизинговым проектам и предложении новых услуг. Лизинг лесозаготовительного оборудования демонстрирует высокие темпы прироста (485%) по сравнению с показателями за первые 9 месяцев 2009 года, так же как и лизинг деревообрабатывающего оборудования (101%). Однако их доля чрезвычайно мала и составляет лишь 0,11% от общего объема рынка по лизингу лесозаготовительного оборудования и 0,37% по деревообработке. Говорить о тенденции роста долей данных сегментов не приходится. Лизинговые компании проявляют осторожность при работе с компаниями лесной отрасли в силу специфики отрасли и рисков.

В настоящий момент доступность лизинговых услуг стала намного выше, чем год назад. Это проявляется в снижении процентных ставок, уменьшении минимальных размеров авансового платежа, расширении спектра предоставляемых услуг, а также перечня возможных объектов лизинга. Некоторые компании в отдельных сегментах даже пытаются демпинговать, чтобы захватить свою долю рынка.

Главное условие развития лизинговой отрасли − экономическая стабильность страны, так как рынок лизинговых услуг находится в сильной зависимости от состояния мировых финансовых рынков, а также от готовности инвесторов вкладывать средства в российскую экономику. В целом при благоприятном развитии событий рынку, по оценкам экспертов, будут свойственны следующие основные тенденции:

  • прирост рынка в 2011 году составит в среднем 30−40%;
  • наряду с финансовым лизингом будут развиваться и другие виды финансовых услуг. Также следует ожидать роста доли операционного лизинга автомобилей;
  • укрепление позиций компаний с государственным участием (напрямую, любо через материнский банк);
  • появление новых игроков, в т. ч. с иностранным участием;
  • слияния и поглощения. Несмотря на то что прогнозы по слияниям и поглощениям ЛК пока не сбылись, предполагаю, что придет время и для таких сделок.

Однако следует отметить фактор, который может глобально повлиять как на объемы рынка, так и на число операторов. В частности, в числе предлагаемых мероприятий в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012−2013 годов, обозначенных Минфином РФ в рамках опубликованного документа «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012−2013 годы», названа необходимость проведения анализа применения повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств с целью принятия решения об их дальнейшем использовании. Речь идет в том числе и о целесообразности сохранения нормы о применении повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды.

Усилится процесс изменения состава и количества реально работающих в данной отрасли игроков. Значительно сократится число лизинговых компаний. При этом ЛК придется искать альтернативные пути развития бизнеса. Одним из таких путей может стать оперативный (операционный) лизинг. Лизинговые компании ближе к клиенту и, помимо обычного финансирования, предоставляют лизингополучателям дополнительные услуги: консультирование по юридическим, бухгалтерским особенностям лизинга; регистрацию транспортных средств, помощь на дорогах, страхование и т. д. В такой ситуации единственным путем развития ЛК видится расширение набора дополнительных услуг и развитие оперативного лизинга. Но сегодня эта перспектива для многих лизинговых компаний является маловероятной по следующим причинам:

  • предоставление имущества в оперативный (операционный) лизинг требует особенных подходов к ведению бизнеса, оценки рисков, наличия соответствующей инфраструктуры (стоянок, ремонтных площадей, персонала и т. д.), в отличие от финансового лизинга. А компаний, готовых переквалифицироваться, на сегодняшний момент единицы;
  • большой объем изъятого на сегодня имущества разнообразен по составу и структуре, что не позволит сконцентрироваться на развитии операционного лизинга в каком-либо отраслевом сегменте;
  • развитие лизингового бизнеса требует дополнительных финансовых вложений, а ЛК сегодня не обладают достаточным свободным оборотным капиталом для осуществления новых инвестиций, несут убытки по проблемной к взысканию задолженности, финансовая отчетность многих из них выглядит малопривлекательной для потенциальных инвесторов.

Представляется, что в итоге в наибольшей степени пострадает малый и средний бизнес, который лишится преимущества лизинговых сделок. Финансовый лизинг, как наиболее доступная форма привлечения внешнего финансирования для малого и среднего бизнеса, станет неэффективным. Интерес к лизингу сохранится только со стороны тех компаний, которые будут рассматривать его не как финансовый инструмент, а как сервисную услугу, позволяющую приобретать имущество с минимальным взносом и широким набором сопутствующих услуг, либо компаний, реализующих проекты с государственным участием.

Пересмотр или отмена права применения ускоренной амортизации предметов лизинга никак не будет способствовать модернизации основных фондов предприятий. И в конечном итоге не принесет пользы для экономики страны. Отмена коэффициента ускорения может происходить тогда, когда ресурс этого налогового стимулирования исчерпан. Однако фактическое состояние и средний возраст основных производственных фондов компаний и стоящие перед экономикой страны задачи говорят об обратном.

Оксана СОЛНЫШКИНА,
генеральный директор
консалтингового агентства
«Территория лизинга»