Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

IT-продукты в лесной отрасли − что это такое?

Интересны ли отечественной лесной индустрии информационные технологии (IT-технологии)? И, что еще важнее, нужны ли? Чтобы получить достоверные ответы на эти вопросы, для начала неплохо было бы составить представление о том, что же такое информационные технологии.

Компании, предлагающие свои IT-продукты предприятиям лесного комплекса страны, считают, что на современном этапе развития без информационных технологий не обойтись. Между тем продукты эти недешевы и по стоимости вполне сопоставимы с высокотехнологичным оборудованием. Соответственно, требуются немалые инвестиции в их приобретение и содержание. Окупятся ли финансовые вложения и через какой срок? Какие задачи можно решить с помощью систем автоматизации и управления производством? В чем заключаются их достоинства и недостатки? Эти вопросы мы задали специалистам двух крупнейших поставщиков компьютерных технологий в Россию − Tieto (Финляндия) и Honeywell (США).

− Какие проблемы можно решить с применением информационных технологий?

Ольга Кузнецова

Ольга Кузнецова,
менеджер по продажам Tieto:

Первое. Планирование производства.
У каждого производства есть своя задача, которую нужно решить в определенный срок, исходя из существующих параметров (доступность ресурсов, объем финансовых и иных средств, заказчики и т. д.). Кроме того, задача предприятия не исчерпывается просто заготовкой леса, древесину нужно еще продать по конкурентной цене. Для того чтобы древесина, предлагаемая предприятием на рынке по определенной цене, выдерживала конкуренцию, необходимо тщательно отслеживать весь процесс заготовки. Но проблема заключается в том, что менеджмент лесозаготовительной компании не всегда имеет доступ к оперативной информации о том, что происходит на удаленном от офиса предприятии; менеджеры видят только цифры, факты и конечные результаты, но не динамику производственного процесса. Как сделать так, чтобы менеджер в любой момент мог открыть нужный график и узнать о текущем состоянии дел и ходе технологических процессов на предприятии? Для этого нужно следить за производственным процессом в режиме онлайн. Тогда есть возможность оперативно корректировать ситуацию и получить наилучший результат.

Второе. Планирование работы с заказчиками.
При наличии современного программного обеспечения менеджер, отвечающий за выполнение заказов, на мониторе своего ПК сразу заметит сбой в работе машины или станка, на котором этот заказ выполняется. И получит от программы рекомендации по переводу заказа на другую машину или станок. Если рекомендация принимается, то система перенастроит машину или станок, и заказ будет выполнен в срок.

Третье. Составление достоверной отчетности о работе предприятия.
В решении этих и других проблем могут помочь IT-технологии. Причем, хочу отметить, что для получения высоких результатов информационные технологии должны быть интегрированы в производство. Тогда их использование будет успешным, рентабельным, эффективным. Самое главное качество IT-продуктов − оперативность получения информации.

Роман Владов

Роман Владов,
менеджер по продажам Honeywell:

Одной из самых очевидных задач, которая решается с помощью информационных технологий, является обеспечение наглядности и прозрачности производства для руководства и сотрудников предприятия, поддержка выполнения бизнес-процессов и обеспечение функционирования системы качества.

Единая система с интегрированным разнородным оборудованием обеспечивает всех пользователей единым источником достоверной информации, а также единой платформой для документооборота между рабочими местами. Такая «визуализация» производства позволяет решить следующие задачи современного бизнеса:

  • оперативная оценка возможностей выполнения заказа в сроки, установленные заказчиком, и обеспечение выполнения заказов точно в срок за счет возможности автоматического отслеживания реализации текущих заказов, а также за счет использования удобных средств планирования выполнения заказов;
  • обеспечение неизменно высокого качества продукции за счет оперативного «визуального» представления текущих качественных показателей всем заинтересованным пользователям, возможность оперативно влиять на качество и учитывать полученные результаты при внесении последующих изменений, поиск узких мест с помощью статистического анализа данных;
  • сокращение количества производственных отходов и бракованной продукции за счет алгоритмов оптимизации раскроя и использования обрезной ширины при планировании и возможности учитывать качество во время производства;
  • накопление и использование лучших практик выполнения операций, стандартизация производственных операций и снижение влияния человеческого фактора.

− На каком этапе создания производства должен внедряться IT-продукт?

О. К.: Ограничений по срокам внедрения нет. Если производство уже запущено, продукт настраивается под производственный цикл и процессы, которые он включает. Если производство только формируется (ведется закупка оборудования и т. д.), то на этом этапе мы можем рекомендовать, как изначально настроить бизнес-процессы так, чтобы было проще работать и производству, и нашей программе.

Р. В.: В настоящее время IT-продукты начинают использоваться уже при оценке окупаемости нового производства и при его проектировании. Очень важно сразу правильно продумать, как будет работать все производство в целом, включая как линии или оборудование, которые поставляются уже укомплектованными собственной автоматикой, так и ручные операции. Здесь на помощь могут прийти консультанты по внедрению систем управления производством, которые знакомы со специфическими для отрасли бизнес-процессами и практикой решения тех или иных производственных ситуаций разными заказчиками. Своевременные консультации могут помочь принять правильные решения, направленные на снижение общей стоимости реализации проекта или стоимости владения.

Проектом внедрения системы управления предприятием обычно предусматривается создание инструкций для оперативного персонала и его обучение. В нашей практике были случаи, когда благодаря заранее проведенному обучению и отработанным процедурам и рабочим сценариям предприятиям удавалось на несколько недель сократить время вывода нового производства на стабильный режим работы и таким образом сэкономить значительный объем ресурсов и быстрее получить прибыль.

Если же речь идет о существующем производстве, то наилучшим временем для внедрения IT-технологий является период проведения реконструкции, внедрения системы управления качеством или осуществления других изменений в бизнесе заказчика.

− Программы индивидуальны или есть некий универсальный продукт, который можно настроить на работу любого предприятия?

О. К.: Общее название этих систем − системы управления предприятием. Однако все системы разные, они ориентированы на компании различных сегментов. Для мелких и средних компаний разработано множество подобных программ. А для крупных комбинатов системы управления предприятием создают, кроме Tieto, компании Honeywell и АВВ.

Р. В.: В программном продукте компании Honeywell, предназначенном для управления целлюлозно-бумажным производством, учтен опыт его внедрения на предприятиях почти 300 заказчиков. Поэтому можно говорить о некотором стандартном продукте и, что не менее важно, о стандартных бизнес-процессах, которые можно использовать, взяв их прямо «из коробки». Есть много примеров внедрения стандартного продукта без каких-либо модификаций. Но все-таки большая часть случаев внедрения программного обеспечения связаны с адаптацией, «настройкой» под требования заказчика. Особенно это касается интерфейсов с производственным оборудованием и финансовыми системами. Такой гибкий подход позволяет, с одной стороны, в очень короткие сроки перейти к использованию апробированных бизнес-процессов, а с другой − учесть особенности бизнеса или бизнес-окружения заказчика, обеспечивая также поддержку процесса непрерывного улучшения.

− Есть ли у вашей компании реальный опыт внедрения таких программ? Выявлялись ли в ходе работы какие-либо недостатки системы?

О. К.: В России наш программный продукт уже работает на двух предприятиях. Что касается трудностей в процессе внедрения, то самое сложное − это согласовать существующие на предприятии бизнес-процессы так, чтобы необходимая информация отображалась адекватно на мониторах менеджеров. Для того чтобы эту проблему решить, наши специалисты приезжают на производство и в течение одной-двух недель фактически живут там, наблюдают за бизнес-процессами, отслеживают участки, где информация дублируется, и приводят все в надлежащее состояние. Существует и еще одна сложность − взаимодействие с заказчиком. Иногда требуется, чтобы предприятие немного подстраивалось под внедряемую систему. Однако не все руководители принимают эту необходимость. К тому же любое предприятие − это живой организм, и вмешательство в его работу требует времени и взаимопонимания деловых партнеров.

Обычно наша работа начинается с того, что на предприятие приезжают специалисты и определяют фронт и объем работ: какие участки мы будем автоматизировать, откуда мы будем получать данные и т. д. Заказчик сам определяет точки, с которых он хочет получать достоверную информацию. Надо отметить, что не все участки можно автоматизировать, иногда возникают некоторые сложности. Например, если нужно получить данные с лесосеки, то там должен находиться сотрудник, который будет вводить данные о породах и количестве срубленных деревьев или любые другие данные, необходимые для понимания происходящих на делянке процессов. Такой человек должен находиться на каждом этапе производства, поскольку система готова обрабатывать любую информацию при условии, что ее введут в систему. В настоящее время, для того чтобы загрузить систему данными, широко используются возможности современной техники. Так, последнее поколение харвестеров, вальщиков и другой заготовительной техники могут автоматически передавать данные о валке деревьев в нашу систему. Спиленные деревья, рабочие часы, затраты горючего и другое − вся информация фиксируется для дальнейшей обработки. Однако, как и везде, человеческий фактор не теряет своего значения. Обмануть можно любую машину. Но, несмотря на влияние человеческого фактора, система обязательно покажет несоответствие между информацией, полученной на разных этапах деятельности предприятия, и предоставит эти данные менеджменту. А каждый руководитель заинтересован в том, чтобы знать правду о происходящем на его производстве. Не секрет, что зачастую отечественные лесопромышленные компании не вырабатывают и 60% заготовленной древесины. Частая пересортица приводит к тому, что пиловочник высшей категории превращается в баланс, который идет на щепу или дрова, в результате чего дорогостоящая древесина очень сильно теряет в цене. Как правило, это происходит из-за того, что кто-то где-то что-то забыл и дерево попросту сгнило. Неотлаженная логистика также ведет к потерям.

Транснациональные компании давно поняли, что лучше знать правду о своих делах, какой бы неприятной она ни была. Ведь такое знание спасает от значительных убытков.

Использование нашей системы дает возможность отслеживать оперативные данные, поэтому, владея информацией, менеджер, находящийся в офисе, понимает, что происходит с древесиной на каждом этапе: сколько растет деревьев на делянке, сколько деревьев свалено, сколько погружено на грузовики, сколько грузовиков пришло на измерительную станцию. Если между двумя пунктами будет отмечено несоответствие, то можно понять, где произошла потеря. Кроме того, если на предприятии применяется система сертификации, то всегда можно получить данные об объеме сертифицированной древесины и о том, какую долю общего количества заготовленной древесины составляет несертифицированная продукция. Если предприятие закупает и продает древесину, то наша система помогает организовать и оптимизировать эту деятельность и существенно снизить возможные потери. Благодаря учету и контролю на каждом этапе производства (от заготовки древесины до выпуска конечного продукта), можно, глядя, например, на упаковку для парфюмерии, сказать, с какой делянки поступила древесина для ее изготовления. Важно и то, что система дает возможность получить сведения о возвратах и рекламациях, набрать статистику для анализа ситуации и сформировать наиболее эффективные цепочки поставок на всех видах транспорта. У этого IT-продукта широкие возможности.

Р. В.: У компании Honeywell накоплен большой опыт внедрения систем управления производством. В частности, нашими заказчиками являются более 270 предприятий, работающих в сфере целлюлозно-бумажной промышленности и расположенных по всему миру. Есть несколько реализованных и текущих проектов на территории России и стран СНГ. Для этих проектов, конечно, потребовалась некоторая «локализация» программных продуктов.

Основным недостатком системы управления является невозможность повторить неформализованные рабочие процессы заказчика. Внедрение системы подразумевает наведение некоторого порядка, изменение существующей практики выполнения рутинных операций и предполагает готовность и желание заказчика внедрять эти изменения в работу своего предприятия. Часто такие изменения болезненно воспринимаются непосредственными исполнителями. Также иногда приходится сталкиваться со случаями, когда различные службы заказчика предъявляют несогласованные с нами или даже противоречивые требования к функционалу системы.

Поэтому значительная часть работы консультанта заключается в анализе причин существующих практик и требований, разработке альтернативных вариантов выполнения их в новой системе и поиске компромиссов.

Внедрение сложной системы несет в себе несколько потенциальных рисков, которые должны понимать заказчики и учитывать при планировании подобных IT-проектов:

  • возрастающую зависимость производства от IT-инфраструктуры, которая требует специальных мероприятий по обеспечению надежности, включая резервирование критичных компонентов, процедуры резервного копирования и восстановления, защиту от вирусов и др.;
  • высокие требования к подготовке персонала, так как в некоторых случаях внедрение системы связано с установкой дополнительных компьютеризированных рабочих мест;
  • при низком уровне автоматизации линий обеспечение целостного «сквозного» документооборота может потребовать большего количества ручной регистрации информации и ее подтверждения.

− Из чего складывается стоимость системы? И как быстро окупаются эти вложения?

Р. В.: Стоимость системы можно разбить на несколько основных составляющих:

  • программное обеспечение системы;
  • инфраструктура для работы системы, включая серверы и рабочие места конечных пользователей, а также сетевая инфраструктура;
  • услуги по настройке программного обеспечения, обучению пользователей и вводу системы в эксплуатацию. Чаще всего именно эта составляющая определяет общую стоимость системы. Некоторые заказчики осознанно идут на снижение общей первоначальной стоимости внедрения за счет использования максимально стандартного продукта;
  • есть еще и такая необязательная, но рекомендуемая часть, как поддержка работы системы, услуги по ее дальнейшему развитию под изменяющиеся требования пользователей и бизнеса заказчика и т. д.

Срок окупаемости вложений в системы управления производством может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Так, в уже упоминавшемся выше случае, когда с помощью системы удалось на месяц сократить период вывода нового производства на режим, по утверждению заказчика, удалось резко сократить срок окупаемости системы, который составил менее месяца.

В большинстве случаев для существующих предприятий, когда окупаемость складывается из увеличения объема выпуска качественной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью, снижения количества брака и производственных отходов, увеличения маневренности предприятия за счет более точного и оперативного планирования, типичный период окупаемости системы управления производством составляет от года до двух лет.

О. К.: В первом контракте, который заключается между нашей компанией и заказчиком, указывается стоимость лицензии, наших услуг по наладке оборудования (проект внедрения) и услуг на период промышленно-эксплутационного тестирования (в течение периода, который составляет от трех месяцев до полугода, наши специалисты проводят обучение персонала и находятся в режиме постоянного доступа, то есть готовы быстро выехать по требованию заказчика на производство для отладки системы).

Второй контракт касается оказания сервисных услуг и дальнейшего развития системы, а также ее технической поддержки. Стоимость наших услуг по этому контракту зависит от сложности системы и других индивидуальных особенностей.

Есть и еще один способ взаимодействия между нашей компанией и компанией заказчика. Мы готовы предоставить всю систему в аренду, и тогда предприятию не нужно будет покупать дорогостоящие лицензии. Это особенно актуально для среднего бизнеса, поскольку не нужно инвестировать в оборудование и платить за лицензии; вся система расположена у нас и обслуживается нашими сотрудниками на месте.

А что касается окупаемости, то вложения быстро оправдывают себя. Во-первых, за счет того, что благодаря работе системы исключается пропажа древесины, резко уменьшается количество отбраковки, просроченных заказов, рекламаций. Сокращается также и производственный допуск на брак, потому что если поток заказов правильно спланирован, то уменьшается расход материала для производства конечного продукта. А это немалая экономия.

Подготовила Регина БУДАРИНА