Слово редакции

«Лес» – как много в этом слове...

Максим Пирус

Да-да, для «сердца русского» лес - это и пресловутое «зеленое богатство», о котором с большим апломбом говорится с высоких трибун и которое стремительно тает день ото дня, и, собственно, то, что из лесу вывозят - древесина.

В связи с родом нашей деятельности волей-неволей приходится задумываться о некоей двойственности положения отраслевых журналистов. С одной стороны, как представители деловой прессы, посвященной лесной промышленности, мы рассказываем о самых передовых технологиях и наиболее интересных производствах, занимающихся переработкой древесины. С другой - совершенно искренни в своей всемерной поддержке любых инициатив, направленных на сохранение и преумножение лесов, и солидарны с очевидной, в общем-то, мыслью: если не можем не использовать, то давайте хотя бы делать это бережно - и возобновлять по мере возможности. Очень странно себя чувствуешь, когда на подлете к Архангельску, где проводится конференция по рациональному лесопользованию, видишь из иллюминатора самолета, как на многие километры вокруг вместо леса - пеньки, пеньки, пеньки...

В общем, как бы пафосно это ни прозвучало, но любой, кто пришел работать в «ЛесПромИнформ», между словами «лес» и «жизнь» уверенно ставит знак равенства. Общение с профессионалами отрасли чем дальше тем больше дает основания думать, что не только для природоохранных организаций, но и для промышленников, извлекающих из леса выгоду, и для ученых, озабоченных его рациональным использованием, и для чиновников, призванных нормализовать и регулировать лесные отношения, слово «лес» постепенно становится синонимом слова «жизнь». Это взаимопонимание нельзя не приветствовать. Тем самым мы просто возвращаемся к норме. Норме, которую наши пращуры понимали интуитивно.

Лес прочно и неслучайно занимает свое место в мифологии. У кельтов всеми мирскими и духовными делами общества управляли «лесные жрецы» - друиды. В скандинавских сагах повествуется о гигантском ясене Иггдрасиль - Мировом древе, соединяющем миры и определяющем жизни и судьбы. Мировое древо, корни которого простираются к Небу, а ветви  к Земле, встречается и в древнееврейском учении (Зогар), и в исламском предании о «Древе счастья». В центре вселенной майя находилась ось мира - мировое древо Сейба...

В разные времена в различных культурах роль мирового, или «космического» древа (arbor mundi) отдавали дубу, иве, липе, калине, вишне, яблоне, сосне... Оно воплощало в себе универсальную концепцию мира, бесконечно обновляющийся живой космос. Дерево сопричастно всему происходящему: укорененное в земле, оно зависит от ее плодородия, его ствол и крона простерты в воздухе, принимая от солнца живительную энергию. Оно - источник бессмертия и символ воскрешения. Мировое древо соединяет пространства и времена, верх и низ, прошлое и будущее. Да, собственно говоря, по библейскому канону вся история человечества началась со вкушения плодов с Древа познания!

Новое время предложило новые формы - но содержание осталось прежним. В отмеченном всеми мыслимыми литературными премиями фантастическом романе Урсулы Ле Гуин «Слово для "леса" и "мира" - одно» название покрытой лесами планеты Атши, где развивается лихо закрученный сюжет, означает и «лес», и «мир» вообще. Сохранением мира и равновесия в Средиземье у Толкиена ведают антропоморфные лесные исполины - энты. В знаменитом «Аватаре» Джеймса Кэмерона синекожие хвостатые туземцы планеты Пандора поклоняются как первородному элементу великому древу жизни. А режиссер Терренс Малик так и назвал свою самую загадочную, полную философского смысла работу - «Древо жизни».

Древо - Жизни. Жизни... Понимаете, о чем я?

Максим ПИРУС