Партнеры журнала:

События

PAP-FOR 2012: 20 лет успешной работы

С 30 октября по 2 ноября в Санкт-Петербурге прошла 12-я Международная выставка по целлюлозно-бумажной, лесной, перерабатывающей, упаковочной промышленности и отрасли санитарно-гигиенических видов бумаг PAP-FOR Russia 2012, в рамках которой состоялся Международный деловой форум. На выставке демонстрировались новинки мирового и региональных рынков ЦБП, на форуме обсуждались самые острые проблемы индустрии и предлагались возможные способы их решения.



















PAP-FOR проводилась ежегодно только в начале своего существования, затем оргкомитет решил перейти на формат биеннале. Решение проводить выставку раз в два года подсказала сама отрасль: она устойчива, стабильна и постоянно развивается, однако особой динамикой, как и резкими поворотами в развитии, не отличается. Так что два года - достаточный срок, для того чтобы компании могли привезти в Санкт-Петербург, где традиционно проводится PAP-FOR, все свои новинки и рассказать о том, чего они добились за двухлетний период работы. Стоит отметить, что в качестве демонстрационной площадки PAP-FOR подходит как нельзя лучше: по масштабу она остается крупнейшей в Восточной Европе и входит в десятку самых посещаемых выставок по тематике ЦБП в мире. В этом году выставка заняла три павильона МВК «ЛенЭКСПО» общей площадью 14 тыс. м2, а количество ее участников увеличилось на 41% по сравнению с 2010 годом. Выставку поддерживают профильные организации, такие как Торговая ассоциация целлюлозно-бумажной индустрии (TAPPI, США), Всемирная информационная служба индустрии леса и ЦБП (RISI, США), Техническая ассоциация целлюлозно-бумажной индустрии (PITA, Великобритания), а также Бразильская техническая ассоциация ЦБП (ABTCP, Бразилия), Финская ассоциация инженеров бумажной промышленности (PI, Финляндия) и РАО «Бумпром» (Россия).

На PAP-FOR 2012 свои достижения в Северной столице России демонстрировали более 300 компаний из 20 стран мира, в том числе Германии, Индии (впервые), Китая, Финляндии, Франции, Швеции. Организаторы отметили рост интереса итальянских компаний к российскому рынку и российской выставке. Кстати, российских компаний было меньше, чем иностранных. Тем не менее организаторы довольны тем, что участниками PAP-FOR стали около 40 крупных отечественных ЦБК. Ведущие производители бумаги России (среди которых ОАО «Выборгская целлюлоза», ООО «Невская бумага», ООО «Сыктывкарские бумажные изделия» и др.), упаковки, tissue и другой продукции представили свою продукцию на собственных стендах.

В программе выставки были предусмотрены следующие секции:

●  лесозаготовка и транспортировка древесины;

●  первичная обработка древесины;

●  прием, хранение и подготовка древесного сырья на целлюлозно­-бумажных предприятиях;

●  бумага и картон, продукция их переработки и оборудование;

●  переработка макулатуры;

●  тара и упаковка;

●  оборудование для производства тары и упаковки;

●  продукция переработки бумаги и картона и перерабатывающее оборудование;

●  очистка газопылевых выбросов;

●  очистка сточных вод;

●  водоподготовка;

●  энергетика, энергосберегающие технологии;

●  приборы измерения, контроля, автоматические системы управления и мониторинга;

●  MES системы - системы управления производством;

●  лабораторное оборудование;

●  вспомогательное оборудование;

●  системы аварийной сигнализации и пожарной безопасности;

●  средства индивидуальной защиты и рабочая одежда;

●  консультационные, маркетинговые и инжиниринговые услуги.

 

Некоторые секции были организованы впервые за все время проведения выставки, например, секция тары и упаковки. Еще на прошлой PAP-FOR организаторы отметили рост интереса посетителей к этой тематике и по результатам изучения показателей роста этого сегмента отрасли решили выделить отдельную секцию для удобства и экспонентов, и посетителей. Новинкой стала и отдельная секция для предприятий, выпускающих изделия на основе санитарно-гигиенической бумаги (tissue). Ежегодный рост объема рынка этих изделий составляет приблизительно 13-14% в России и странах СНГ. На выставке свою продукцию представили как отечественные, так и зарубежные производители санитарно-гигиенических видов бумаги.

Все новинки в одной галерее

Организаторы PAP-FOR 2012 предложили посетителям и экспонентам выставки еще одно нововведение, призванное улучшить качество работы выставки и облегчить просмотр обширной экспозиции тем участникам, присутствие которых было ограничено временными рамками. Это «Галерея новинок» - отдельная секция, в которой были собраны последние достижения отрасли ЦБП, новейшие разработки и новые виды продукции от ведущих мировых и отечественных производителей. По словам организаторов, еще в 2010 году они отметили как интерес постоянных посетителей к новым видам продукции и услуг, так и некоторые трудности, связанные с доступом к информации о них. Безусловно, каждая компания посчитала своим долгом привезти на выставку все самое лучшее и новое, что было произведено или спроектировано за последние два года. Однако посетителю обойти все три павильона, чтобы получить общее представление обо всех инновациях отрасли, не так-то просто. Решение было найдено: с 2012 года и в дальнейшем посетители выставки смогут увидеть презентацию самых последних разработок в сфере ЦБП в выделенном помещении, в спокойной обстановке, чтобы затем посетить именно те стенды, которые привлекли их внимание. Стоит отметить и то, что выпущенный организаторами путеводитель по выставке претерпел некоторые изменения - стенды компаний, которые участвовали в мероприятии впервые, были помечены специальным значком - это было сделано для того, чтобы те, кому интересны новые проекты и компании, обратили внимание на стенды новичков.

А теперь коротко об экспозициях некоторых участников PAP-FOR 2012.

SFT Group привезла на выставку картон для плоских слоев гофрированного картона SFT-liner и бумагу для гофрирования SFT-fluting.

Производитель гарантирует качество продукции, которое достигается за счет использования современного оборудования и качественного сырья. Высокое качество SFT-liner и SFT-fluting позволит предприятиям, использующим их в качестве сырья, в свою очередь добиться качества готовых изделий на любых гофролиниях - от традиционных до самых современных.

SFT Group представила также новую бумажную фабрику по производству сырья для гофрокартона на площадке ОАО «Каменская БКФ» (Тверская обл., г. Кувшиново).

Stratum на своем стенде демонстрировал хромовое покрытие для гофровалов Foxchrom. Как известно, покрытие гофровалов соприкасается с обрабатываемым картоном, поэтому к нему всегда предъявляются самые строгие требования: оно должно быть износостойким, в достаточной степени шероховатым и цельным - механические повреждения на поверхности гофровалов ухудшают качество картона. Технологии, используемые компанией Stratum, позволяют достичь равномерного осаждения хрома по всей поверхности гофровала, что гарантирует одинаковую шероховатость по всей его длине.

Metso показал свою последнюю разработку - каландр ValZone с металлическим чулком, который способствует повышению качества продукции за счет особенностей конструкции, в частности, увеличенного размера каландра и сопротивления изгибу.

Еще одна отличительная особенность ValZone - метровая зона каландрирования в машинном направлении, образующаяся между нагреваемым металлическим чулком и термовалом. Она позволяет увеличить период каландрирования почти в сто раз по сравнению с принятым для обычной зоны контакта валов.

Архангельский ЦБК представил на выставке беленую крафт-бумагу разной плотности (от 60 до 90 г/м2) и разных форматов (от 60 до 120 см). Крафт-бумага производится из 100%-ной беленой сульфатной целлюлозы, на которую можно наносить многокрасочную печать любым способом и которую можно ламинировать вододисперсионными и ультрафиолетовыми лаками. Высокое качество беленой крафт-бумаги Архангельского ЦБК обеспечивается за счет прочности (прочность при растяжении в машинном направлении составляет 5,3 кН/м, разрывная длина в MD - 7500 м), воздухонепроницаемости и стойкости к набуханию.

Группа «Илим» устроила на выставке презентацию сразу двух «больших» проектов - «Большой Братск» и «Большая Коряжма».

«Большой Братск» - самое крупное в мире целлюлозное производство, которое будет выпускать 720 тыс. т хвойной целлюлозы в год. С учетом уже существующего проекта в Братске общий объем производства целлюлозы достигнет 1 млн т в год. Инвестиции в проект составят $700 млн.

«Большая Коряжма» - новое производство офисной бумаги. С 2013 года оно первым в России начнет выпуск отечественной мелованной бумаги (около 70 тыс. т в год). Инвестиции в проект составят $270 млн.

Andritz демонстрировал интересующимся новую технологию для производства вискозной целлюлозы в котлах непрерывной варки. Одна из серьезных проблем при производстве растворимой целлюлозы с использованием непрерывных варочных котлов - сложность удаления гемицеллюлоз. Компания Andritz усовершенствовала технологию варочного процесса, включив в него стадию предгидролиза. Теперь, установив ПГС на котел непрерывной варки, производитель целлюлозы может решить проблему с осаждением побочных продуктов химических реакций, а также повысить качество получаемой целлюлозы.

Honeywell представил вниманию специалистов и посетителей интегрированную систему контроля качества и автоматизированного управления технологическими процессами Experion MX, позволяющую следить за процессом производства бумаги и полностью контролировать его. В ее состав входит самый быстрый из существующих сегодня сканеров, который помогает операторам измерять показатели качества с высокой степенью точности, а также дает возможность сократить потери сырья, расходы на энергию и техническое обслуживание, в том числе при переходе с одного сорта изготавливаемой бумаги на другой.

Деловой форум: проблемы ЦБП и их решение

Одной из новшеств PAP-FOR стало проведение Международного делового форума. Это дискуссионная площадка для промышленников, специалистов, чиновников - словом, для тех, кому есть что сказать по актуальным для целлюлозно-бумажной промышленности темам. В первый день форума общее число его делегатов достигло почти 300 человек, среди которых были первые лица крупнейших компаний отрасли - группы «Илим», Архангельского ЦБК, компаний SFT Group, SCA, BASF, Andritz, FSC, представители ассоциаций, финансовых и научно-исследовательских институтов. Обсуждался широкий круг тем - от вступления России в ВТО и последствий этого шага для целлюлозно-бумажной промышленности до новых способов повышения качества готовой продукции. В работе сессий принимали участие сотрудники европейских и российских инвестиционных банков, представители государственных структур, а также финансовых организаций Европейского союза.

Помимо информационной площадки, форум, по замыслу оргкомитета выставки, должен стать местом для консолидации отрасли, свободного общения и установления контактов, поиска новых сотрудников. В рамках сессии «Фокус на людей. Привлечение новых талантов в индустрию ЦБП» представители крупных ЦБК России, профильных образовательных учреждений, рекрутинговых агентств рассказывали о проблеме кадров в ЦБП и делились своими способами утоления «кадрового голода». Директор портала «HeadHunter Санкт-Петербург» Юлия Сахарова представила обзор рынка труда лесной промышленности, в котором рассказала о возможностях, условиях и перспективах развития этого рынка. Директор по кадрам ОАО «Монди СЛПК» Татьяна Новикова рассказала, как набирает персонал, повышает его квалификацию и создает условия для того, чтобы кадры не покидали предприятие. Заместитель управляющего директора по кадровым ресурсам группы «Илим» Татьяна Громова выступила с докладом «Модернизация начинается с людей».

В преддверии выставки организаторы PAP-FOR совместно с РАО «Бумпром» провели конкурс студенческих и аспирантских работ в области переработки древесины. К участию в конкурсе были приглашены студенты и аспиранты российских и зарубежных высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, которые получили возможность продемонстрировать результаты своей работы напрямую руководителям лесоперерабатывающего бизнеса и профильным инвесторам. Призовой фонд конкурса составил 20 тыс. руб., спонсором конкурса стала компания SFT Group.

Лучшие работы в виде постерных докладов были представлены на специальном стенде экспозиции на выставке в павильоне 8 А.

Награждение победителей состоялось 31 октября в рамках уже упомянутой сессии «Привлечение новых талантов в индустрию ЦБП».

Оказывая содействие в решении кадровой проблемы в отрасли, организаторы PAP-FOR совместно с порталом HeadHunter провели Ярмарку вакансий, которая была призвана привлечь в индустрию молодые кадры.

В рамках форума была организована экскурсия в научно-исследовательский комплекс Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров (СПбГТУРП), где разрабатывается проект «Лиственница» группы «Илим».

Подводя итоги

В последний день выставки наш корреспондент побеседовал с участниками PAP-FOR 2012, расспросив их о целлюлозно-бумажной промышленности России, путях ее развития и перспективах, а также о самой выставке.

«Развитие ЦБП - долгий процесс. Мы наблюдаем за ним уже 15 лет, все время, пока наша компания работает на российском рынке. И, разумеется, нам, как производителям техники, хотелось бы, чтобы бумажная промышленность России развивалась еще быстрее. У России есть потенциал - и территории, и лесные ресурсы, и техника, и квалифицированные специалисты. Однако российской ЦБП не хватает притока новых инвестиций. Осложняют работу компаний, как отечественных, так и зарубежных, и сложные бюрократические процедуры в сфере государственного регулирования отрасли», - рассказывает вице-президент компании Metso по продажам оборудования для производства целлюлозы (РФ и СНГ) Михай Секереш.

Что же касается самой выставки, то ей представитель компании Metso дал высокую оценку: «Эта выставка всегда была полезна для компаний, работающих в сфере ЦБП. Да, были годы, когда участников и посетителей здесь было немного - в основном из-за кризиса, но сегодня мы видим, что все ключевые представители нашей отрасли заинтересованы в PAP-FOR. Наша компания участвует в выставке с 1993 года, и с тех пор мы не пропустили ни одного мероприятия. Серьезных изменений в работе выставки за это время мы не заметили, да и вряд ли они нужны: формат выработан, он вполне удачен и соответствует требованиям отрасли».

«ЦБП, как и многие другие отрасли промышленности, развивается циклично, - считает региональный директор по продажам компании Honeywell Александр Родионов. - У нее примерно семилетний цикл развития. Поэтому некоторый спад активности в отрасли вполне ожидаем и вписывается в нормальную схему развития отрасли. Сегодня в России достаточно целлюлозно-бумажных комбинатов, для того чтобы говорить о том, что отрасль развивается планомерно. А вот вновь построенных ЦБК не так уж много. Но на этой выставке мы узнали о проектах строительства ЦБК нового типа в Иркутске, Красноярске, Читинской области. Мы провели несколько встреч, наметили проекты, интересные нашей компании». Прокомментировал Александр Родинов и работу выставки: «Мы участвуем в ней с самого первого года, то есть уже двадцать лет. Интерес компаний отрасли к PAP-FOR не ослабевает. Да, была рецессия после кризиса, когда выставочные залы едва наполнялись и экспонентами, и посетителями, но сейчас рынок снова набирает обороты, и это можно видеть по заполненности павильонов. Поэтому можно с уверенностью говорить, что PAP-FOR сохраняет свою эффективность как место для деловых встреч и площадка, на которой каждая компания отрасли может выставить свои достижения».

А вот какую оценку PAP-FOR дал генеральный директор компании Andritz Александр Чухлебов: «На этой выставке всегда много посетителей, а у них всегда много насущных вопросов. Поэтому на нашем стенде работают представители всех звеньев производственного процесса - от руководителей до механиков. Люди подходят к стенду, чтобы получить необходимую информацию, а иногда и консультацию.

Мы демонстрируем посетителям нашу новую технологию: производство вискозной целлюлозы в котлах непрерывной варки, и желающих расспросить нас об этой новинке более чем достаточно. Впрочем, для PAP-FOR это привычная картинка: здесь всегда обсуждают серьезные проекты и новые технологии».

«Долгая история и стабильность PAP-FOR, ее устоявшийся формат помогают налаживать и поддерживать деловые связи, - считает менеджер по маркетингу Сясьского ЦБК Евгения Терерина. - С большинством участников выставки мы уже знакомы, со многими сотрудничаем не первый год. Эти контакты позволяют нам обмениваться информацией и обсуждать новые проекты в спокойной обстановке, всегда находя общий язык с нынешними и потенциальными партнерами».

Председатель совета директоров компании Stratum Пекка Лаукканен подтвердил растущий интерес компаний отрасли к PAP-FOR: «Это уже третья выставка с нашим участием. В первый раз мы представляли свою продукцию - оборудование для деревообработки и производства целлюлозно-бумажных изделий - на небольшом стенде. На следующей выставке мы значительно увеличили площадь своей экспозиции. А в этот раз у нас один из самых больших стендов на выставке».

Участники выставки по достоинству оценили уровень организации работы выставки, насыщенность деловой программы PAP-FOR, количество посетителей на выставке. Многие из них уже сообщили о намерении расширить свои выставочные площади в 2014 году, а некоторые выразили желание  впервые выступить с отдельным стендом, чтобы эффективно представить свою продукцию многочисленной аудитории.

Организаторы выставки сообщили о смене площадки: в 2014 году PAP-FOR пройдет в КВЦ «ЭкспоФорум» (Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, д. 34), который расположен в районе международного аэропорта Пулково.

Мария ГРИЦЕНКО