Партнеры журнала:

В центре внимания

Рост инфляции – решение кризиса?

Предыдущий материал сформирован из мнений, высказанных экспертами в различных сферах деятельности. Мы решили узнать, что думают специалисты в нашей отрасли, и обратились за комментариями к тем, кто как нельзя лучше осведомлен о том, что происходит сегодня в лесопромышленном комплексе РФ в связи с глобальным экономическим кризисом. В этой статье мы беседуем с президентом Группы компаний «Глобал Эдж» Михаилом Лифшицем.

Михаил Лифшиц

− Михаил Валерьевич, как кризис может отразиться на ЛПК России в целом и на вашей компании в частности?

− Что касается нашей компании, не думаю, что кризис нас затронет. Его последствия больше отражаются на инвестиционной части бизнеса, а наша компания диверсифицирована, и структура её оборота такова, что производственная составляющая способна нас поддерживать во время спада инвестиционной активности рынка. Кризис затронул в большей степени наших лизинговых контрагентов, повлиял на ход реализации крупных инвестиционных проектов, и сейчас происходит коррекция бизнес-планов в связи с изменением кредитных ставок. Если же говорить о ЛПК, то специфика нашей страны такова, что, как только в средствах массовой информации появляются сведения о тревожности ситуации, все замирают в ожидании. Естественным образом кризис затронул экспортеров. Снизился спрос на продукцию для строительного комплекса в Европе, упал объем строительного бизнеса за рубежом, а ведь деревообработка − это в основном мебель и материалы для строительства. Строительная и мебельная отрасли уже ощутили на себе влияние кризиса, начался спад интереса к их продукции.

Другая ситуация на внутреннем рынке. Например, рынок деревянного домостроения у нас всегда был практически свободен от ипотеки. И сейчас это стало преимуществом, поскольку денег у населения на руках хватает. Развитие этого сегмента строительства происходило в рыночной среде. Поэтому финансовый кризис не должен коснуться этого направления. Другое дело − кризисные явления, накопленные в отрасли к сегодняшнему дню.

− Что это за явления и как они связаны с мировым экономическим кризисом?

− Кризисные отраслевые явления можно охарактеризовать емким понятием − рост издержек. Если себестоимость неограниченно растет, а экономический кризис приводит к снижению темпов роста цен, то в этой точке внешние и внутренние экономические проблемы и встречаются. На первый взгляд они никакого отношения к кризису не имеют, однако именно кризисная ситуация их обнажает, и в условиях снижения спроса на продукцию деревообработки все сплетается в трудноразрешимый узел проблем.

Итак, первая проблема − сырьевая. Несмотря на то что Россия обладает самым большим в мире лесным ресурсом, качество его сомнительно. Доступных запасов древесины у нас не так много. Себестоимость лесозаготовки во многом определяется плечом вывоза, а оно сегодня может составлять и 500 км. И тут встает проблема дорог. У нас есть дороги федеральные, региональные, муниципальные. Но ни в одном законодательном акте нет термина «лесная дорога». А отсутствие дорог означает, что придут люди, вырубят участок, сколько смогут, и уйдут, вместо того чтобы осваивать это лесное пространство дальше. Кто должен строить эти дороги? В государственных бюджетах разных уровней нет соответствующей строчки, а лесозаготовителям невыгодно строить подъездные пути неведомо для кого.

Можно делать вид, что такой проблемы не существует, однако она есть и отражается на себестоимости, то есть на тех же издержках. Если лес дешевле возить из Европы, чем из Сибири, то кому нужны такие лесные ресурсы?

Вторая проблема, которая тоже имеет отношение к государству, − кадровая. Её последствия таковы: не хватает чиновников, которые могли бы управлять лесным хозяйством, уходят на пенсию преподаватели, некому работать на производстве.

В Россию сейчас завозится самое новое оборудование, новейшие технологии, однако отсутствуют кадры, которые могли бы работать на сложных станках.

К чему это приводит? К дилетантству в отрасли и увеличению сроков реализации инвестиционных проектов.

− Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию?

− Необходимо создавать отраслевые ассоциации. Да, у нас они есть, но веса в отрасли практически не имеют. А ведь теоретически это инструмент взаимодействия отрасли с властью и выставочными компаниями, контроль их действий и лоббирование своих интересов.

И деньги нужно тратить в первую очередь не на строительство ЦБК, а на создание инфраструктуры лесного комплекса, в том числе дорог, и подготовку преподавателей за границей.

Тогда мы будем иметь современные программы и подготовленных специалистов.

И ещё одна важная проблема, которая обострится из-за кризиса, − отсутствие регламентов, нормативов для строительных материалов. В Европе существуют такие нормативы, гарантирующие, что продукция, выпущенная производителем, будет востребована в строительном секторе рынка. У нас таких нормативов нет. А ведь регламент − это безопасность, это запрет на использование, например, формальдегидов в детской мебели или пенопласта для утепления дома. Если вернуться к вопросу об ассоциациях, то на Западе формированием стандартов занимались именно такие объединения. У нас есть НИИ, есть специальное ведомство, которое должно взять на себя функцию создания нормативных сводов. Это задача федерального значения.

− Какое отношение все вышесказанное имеет к кризису?

− Все факторы, о которых я сейчас сказал (сырьевые, инфраструктурные и кадровые), формируют издержки. Но ведь мы живем в рыночной системе, которая регулируется самостоятельно на уровне конечного потребителя и производителя конечного продукта. Без внимания остается уровень промежуточного изготовителя заготовок. И здесь необходимо участие государства, которое должно вывести линейку стандартных элементов. Когда рухнут несколько домов, конечно, рынок сам отрегулирует спрос и предложение. Но зачем же доводить до этого? Экономический кризис ударил по ценам, которые были настолько высокими, что вмещали в себя все существующие гигантские издержки. Когда издержки сравняются с ценами − результат будет печален. И из всех вариантов коррекции кризиса, скорее всего, будет использован самый непопулярный − рост инфляции.

− А что будет с инвестиционными проектами?

− Пока никто проекты не закрывает. Те, кто не начал, конечно, ждут развития ситуации. Те, кто приступил к реализации, будут продолжать.

Беседовала Регина БУДАРИНА