Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Слово редакции

Вещь в себе

Олег ПРУДНИКОВ

Россия - гигантский потребительский рынок даже по меркам развитых стран Европы. С этим тезисом согласятся производители и дилеры автомобилей, строители жилой и коммерческой недвижимости, торговые центры и сети DIY и т.д. По данным Росстата, обороты розничных сетей в РФ приблизились в 2011 году к 20 трлн руб.  Данных по 2012 году пока нет, но рискну предположить, что эта цифра может достичь 25 трлн руб. Образно говоря, российские потребители потратили на покупку товаров и услуг почти треть ВВП страны. Продукты питания в этом объеме составили чуть меньше половины.

Еще несколько впечатляющих цифр. По количеству проданных новых автомобилей в 2012 году (почти 3 млн) Россия вышла на второе место в Европе совсем немного уступив Германии. Доля иномарок на отечественном рынке неуклонно растет, и при этом намечается тенденция - дешевые авто постепенно сдают позиции более дорогим и комфортным. Российский потребитель хочет жить хорошо и тратит приличные деньги на свой комфорт. Потребительский рынок в свою очередь движет оптовый, рынок промтоваров, т.н. B2B  и пр. Вся деловая активность в экономике завязана, по большому счету, на конечное потребление.

Интересен ли российский рынок зарубежным поставщикам? Ответ опять же в цифрах: импорт в 2012 году составил 13,8 трлн. рублей. И очевидно, что импортируем мы отнюдь не сырье или энергоносители с целью создания добавочной стоимости. Иными словами, мы импортируем, чтобы потреблять.

Интересен ли российский рынок отечественному производителю товаров? Ответ на этот вопрос не так однозначен, особенно если говорить о российском ЛПК. По многим товарным категориям ­ таким как пиломатериалы, фанера, древесные пеллеты ­ у современных крупных производителей объемы поставок на внутренний рынок несравнимо меньше поставок на экспорт. Ситуация мало изменилась даже после кризиса 2008 года, когда экспортно-ориентированные компании сильно пострадали от резкого падения сбыта.

Тема внутреннего рынка была одной из наиболее активно обсуждаемой на только что  состоявшейся конференции Института Адама Смита (автору довелось принять в ней участие). Потребитель вроде есть, и он платежеспособен, но почему-то продажи продукции из древесины по-прежнему остаются на очень низком уровне. Представители отечественного лесопиления, к примеру, в большинстве своем утверждают, что российский рынок высококачественных пиломатериалов им неинтересен и бесперспективен, в отличие от рынков Европы, Ближнего Востока, Азии, Африки...

Показатель потребления древесины на душу населения в России на порядок ниже, чем в Финляндии и вчетверо ниже, чем в Китае. В то же время, по структуре потребления россияне близки среднему европейцу, у нас сходные понятия о комфорте, качестве жилья, экологичности потребляемой продукции. Потенциал очевиден, но почему-то роста специалисты в области ЛПК даже не предвидят. В чем же причина? Вопрос пока остается без ответа, а он нужен,  причем в свете непрекращающегося кризиса в Европе и в условиях вступления России в ВТО, нужен срочно!

Могу лишь поделиться собственными наблюдениями конечного потребителя о том, что же мешает лично мне покупать качественные материалы из древесины. Купить вагонку или шпунтовую доску европейского качества, найти действительно качественную продукцию очень трудно. Даже крупные сети DIY грешат тем, что выкладывают на прилавки откровенно бросовый товар. Будет ли покупать такую продукцию обеспеченный россиянин, для которого качество жизни не на последнем месте?

Думаю, ситуация, когда потребление древесины в России находится на таком низком уровне, - это результат не только и не столько предпочтений потребителя, сколько нежелания и неумения работать с ним. Это системная проблема, которую должна решать вся лесная отрасль, а не каждая компания по отдельности.

Олег ПРУДНИКОВ