В поисках утраченного рынка
Ещё не подведены окончательные итоги развития российского рынка лизинга в 2008 году, однако уже ясно: для компаний, работающих в этом сегменте, минувший год был далеко не самым удачным. Проблемы на финансовых рынках, спад в сфере производства − все это сказалось на темпах развития, иначе просто и быть не могло. По всей видимости, впервые после 1998 года в лизинге рост нового бизнеса в 2008 году оказался явно меньше, чем годом ранее. Сами лизингодатели оценивают снижение прироста нового бизнеса в 30%, и отчеты крупнейших лизинговых компаний в целом подтверждают такой неприятный прогноз.
Что ещё более неприятно, проблемы с ростом лизингового портфеля развивались у компаний по нарастающей. Исследование «Эксперт РА» по итогам девяти месяцев 2008 года зафиксировало снижение роста нового бизнеса чуть более чем на 9%, а по итогам года − уже на 30%. Последний квартал 2008 года стал действительно провальным: количество заключенных лизинговых сделок оказалось меньше, чем в предыдущие три месяца. А ведь раньше основное количество сделок рынка лизинга оформлялось как раз в последние месяцы года.
Банковская проблема
Это, конечно, «заслуга» не самих лизинговых компаний и не представителей бизнеса. Как отмечает директор дивизиона «Северо-Запад» компании «Интерлизинг» Екатерина Тулина, число лизинговых заявок и в «Интерлизинге», и у других лизингодателей в конце года нисколько не сократилось. Банки − первые, кто отреагировал на происходящие события моментально, они и парализовали рынок.
«Ведь никто из лизингодателей не может прийти в какой-нибудь публичный институт и сказать: „Вот банк по договору кредитной линии обязался меня кредитовать − пусть кредитует“. Вся политика кредитования (это мировая практика, которую поддерживает и ЦБ РФ) выстроена вокруг решений банка − если банк передумал, значит, он переоценил риски. И как результат многочисленные случаи на рынке, когда при открытых кредитных линиях, при установленных договоренностях банки вдруг говорят: „Нет!“», − так описывает ситуацию генеральный директор «Прогресс-Нева Лизинг» Роман Маланин.
«Словно лизинговые компании оказались в каком-то черном списке у банков, словно банки решили, что работать с лизингом опасно. Но ведь на самом деле у нас есть актив, он наш, его можно потрогать, он стоит денег, а когда банк дает кредит, возникают совершенно другие правоотношения, которые неизвестно чем закончатся», − сетует генеральный директор «Петербургской лизинговой компании» Дмитрий Горизонтов.
В таких условиях понятие «диверсификация источников финансирования» приобретает совершенно новый смысл, ведь диверсификация между разными банками ничего не дает. Значит, лизингодателям надо идти дальше: активно привлекать деньги других организаций (например, страховых компаний), выпускать облигации, использовать собственные средства.
Куда ни кинь
На практике, однако, шаги в сторону оказываются если не невозможными, то по крайней мере достаточно рискованными. Кто сейчас будет покупать облигации лизинговых компаний, когда на фондовом рынке дефолты? Яркий показатель: корректирует свои планы компания «Глобус-Лизинг», пионер и лидер по части привлечения финансовых ресурсов с помощью облигационных займов. «В 2009 году в связи с финансовым кризисом фондовой рынок как источник финансирования для лизинговых компаний, скорее всего, будет закрыт», − отмечает директор управления клиентских отношений компании «Глобус-Лизинг» Андрей Бугров.
Что касается собственных средств лизинговых компаний − они у лизингодателей более чем ограниченны. Последние три года почти все лизингодатели шли по пути снижения маржинального дохода, а значит, возможности для увеличения собственных средств практически ни у кого не было. «Если и происходило увеличение уставного капитала компаний, то только для того, чтобы улучшить отношения с банками», − замечает руководитель региональных филиалов компании «Райффайзен-Лизинг» по России Андрей Донченко.
В новом году даже иностранные ресурсы потеряли привлекательность. «В частности, у нас возможность взять кредит на Западе как была, так и остается (и в 2008 году доля иностранных источников финансирования в компании даже несколько увеличилась), но вот сейчас, когда началась девальвация рубля, брать валютный кредит, если и можно, то с крайней осмотрительностью», − признает коммерческий директор «НОМОС-Лизинг» Владимир Наймарк.
В трех затруднениях
лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования в
2008 году
Но проблема с малым объемом кредитных средств − это только одна из составляющих причин замедления развития рынка лизинга. В действительности в сегодняшних условиях нужно говорить о трех взаимосвязанных проблемах, которые оказывают ключевое влияние на развитие рынка лизинга. Во-первых, это конечно, серьезная нехватка денежных ресурсов. Во-вторых, та стоимость ресурсов, которую предлагают сегодня банки и иные кредитные организации. Кроме того, что она высока, лизинговым компаниям почти невозможно спрогнозировать, какой она будет завтра (а ведь проведение многих лизинговых сделок растягивается на несколько месяцев). И наконец, сложность оценки рисков потенциальных лизингополучателей в период экономического кризиса, глубину которого сегодня никто не берется предсказать, и при растущей стоимости кредитов.
«Если есть огромное желание, лизинговая компания может изыскать на рынке средства, просто они будут достаточно дорогими. Но, с другой стороны, зачем заключать такую сделку, когда крайне велика вероятность того, что клиент не сможет оплатить высокий процент удорожания», − рассуждает Андрей Донченко.
Те ставки удорожания (зачастую под 30%), которые предполагает сегодня лизинговый рынок, подходят только компаниям, прибыльность бизнеса у которых выше, чем у большинства, уверены лизингодатели. «Если рассматривать по отраслям, то, в частности, для большинства компаний, которые занимаются производством, удорожание больше 20% − непозволительно большая финансовая нагрузка», − замечает заместитель директора по региональному развитию «НОМОС-Лизинг» Игорь Груздев.
Из покупателя в продавцы
Как результат практически все лизинговые компании (хотя некоторые и не афишируют) постепенно меняют приоритеты деятельности на ближайший год. Новая стратегия, стратегия выживания в период кризиса, − это прежде всего работа с должниками. Она одинакова как для лидеров, так и для небольших компаний. «Сегодня все силы компании сосредоточены на сокращении дебиторской задолженности. Реструктуризация портфеля, изменение условий договора, помощь клиентам при возникновении временных трудностей, отделение тех случаев, когда возникают временные трудности, от безнадежных случаев − на это ориентированы сейчас и все наши филиалы, и головной офис», − рассказывает Владимир Майданик. Раньше, до кризиса, отношение к должникам было терпимым, максимально лояльным, сегодня же все меняется − начинается более жесткий, более пристальный контроль. Лизинговые компании настраивают своих сотрудников на то, чтобы они были готовы в случае возникновения проблем к реализации изъятой техники.
И кстати, рынок видит эти изменения и тут же реагирует. То, что лизинговые компании уже не кредитуют в таком объеме, как раньше, уже стало нормой рынка. И потенциальные лизингополучатели, в прошлом (осенью и зимой, хотя лизинговые компании к тому времени уже существенно ограничили финансирование новых лизинговых сделок) забрасывавшие лизинговые компании заявками, сегодня поумерили активность. Вместе с тем лизингодатели не оказались забыты представителями бизнеса. Уменьшения заявок на финансирование совпало с всплеском внимания со стороны потребителей к технике, изъятой по договорам лизинга.
Как раз в декабре, как отмечают лизингодатели, стало поступать множество предложений от компаний, занимающихся реализацией техники на вторичном рынке. «Конечно, большинство покупателей приходили в уверенности, что они смогут её приобрести по бросовым ценам. Лизинговые компании же на это пойти и тогда не могли, и сейчас не могут, потому что им необходимо гасить взятые обязательства», − замечает Игорь Груздев. «Но все же компромисс во многих случаях удается найти», − считает он.
Ошибки скорости
В такой непростой ситуации, в какой сейчас оказались лизинговые компании, как раз и выясняется, кто и как выстраивал свою деятельность в период активного роста рынка лизинга. «В 2006 - 2007 годах ошибки лизингодателей в оценке рисков нивелировались растущей экономикой − рынок сам „вытягивал“ заемщика. Лизинг без аванса, как лизинг без оценки лизингополучателя, − это противоречит самой „идеологии“ лизинга», − рассуждает Андрей Донченко.
В крайне неприятном положении оказываются компании, которые в период развития рынка строили свою лизинговую деятельность по большей части на краткосрочных кредитах и при этом кредитовали договоры лизинга сроком на три года и более. «Ведь и сами банки говорили таким лизингодателям, мол, не волнуйтесь, придет время − пролонгируем, а теперь они должны либо как-то договариваться со своими клиентами, либо выискивать собственные средства», − замечает Екатерина Тулина.
«И к сожалению, из-за такой политики в тяжелом положении оказались также и компании, которые применяли самые современные методы диверсификации своих источников: выпускали облигационные займы, проводили секьюритизацию своих портфелей», − добавляет Владимир Наймарк.
«Это незаметно для постороннего глаза, но сегодня налицо определенное число небольших лизинговых компаний, которые ждут, что придет кто-нибудь с „длинными“ деньгами и им поможет», − рассказывает Дмитрий Горизонтов. Да, время покупать приходит как раз тогда, когда кто-то испытывает трудности, соглашаются участники рынка. Но только оценить, насколько рисковым портфелем обладает конкретная лизинговая компания, почти невозможно. «Когда банк покупает другой небольшой банк, он видит: есть пул ипотечных кредитов, есть потребительские кредиты − они однородны у них общие условия, сроки, размер, − объясняет Роман Маланин. − А для лизинговой компании добиться такой однородности невозможно, слишком много составляющих, которые необходимо оценить: различные сегменты рынка, кредиторы, сроки погашения». Так что лизинговые компании-де-факто должны справляться со своими трудностями практически в одиночку.
И все же, кто остался?
Но вот вопрос: каков процент компаний, которые готовы к тому, чтобы продать свой бизнес, и какова доля тех, кто, несмотря на все проблемы, продолжает развивать рынок лизинга, причем не просто рассматривает заявки лизингополучателей, но и заключает лизинговые договоры?
Если взять для примера статистику по Северо-Западному региону, то она не очень оптимистична. Так, по данным Северо-Западной лизинговой ассоциации, в январе−феврале 2009 года из 77 компаний, входящих в ассоциацию, около 25 признали, что они в условиях кризиса почти полностью приостановили заключение новых лизинговых договоров. Ещё 32 компании сообщили, что не могут продолжать развивать свой бизнес, потому что испытывают финансовые трудности (проблемы с пролонгацией взятых год-два назад кредитов).
В итоге получается, что 57 из 77 компаний не заключают новых договоров в регионе, который с точки зрения развитости рынка лизинга уступает только Москве. А что в Дальневосточном, Сибирском, Уральском регионах, которые интенсивно росли как раз в период, когда лизинг был максимально привлекателен, и развивались по большей части за счет филиалов столичных компаний? По ним пока статистики нет, но то, что в последние месяцы федеральные лизинговые компании усиленно сокращали филиальную базу, подводит к мысли, что процент активно работающих там компаний ещё ниже.
Ещё один вопрос: можно ли вычленить тех, кто не работает, или тех, кто работает, поскольку таких явно меньше? Вопрос, конечно, непростой. Многие участники рынка отвечают, что все сугубо индивидуально: в одних регионах небольшие местные лизингодатели разворачивают активную деятельность (на фоне остальных), в других заключить договор можно только с филиалами крупнейших игроков рынка. Ведь понятно, что никакая лизинговая компания напрямую не заявит: все, больше договоров не заключаем, а если и заключаем, то только со старыми клиентами, остальные могут не обращаться. Но все же пусть и во многом условную селекцию можно.
Во-первых, работают компании, пользующиеся поддержкой государства. Экономический кризис − чем не повод для обращения за помощью к государству? И лизинговые компании уже сделали это. И уже получили ответ, что на поддержку лизинга правительство выделяет значительные средства, но дает эти деньги немногим.
Среди избранных прежде всего государственная компания «Росагролизинг» − средства ей выделяются для того, чтобы она помогала жизнедеятельности соответствующей отрасли. Затем «Ильюшин финанс» − для поддержки авиационного лизинга. Наконец, компании при отечественных производителях, то есть такие кэптивные компании, как «Элемент-лизинг», «Камаз-лизинг» и др. Увы, но независимым лизинговым компаниям, как и компаниям, аффилированным к банкам, государство не помогает.
Далее идут компании, образованные при крупнейших банках, − в первую очередь это «ВТБ-лизинг» и «Уралсиб-лизинг». Эти финансовые структуры (банки) занимают более чем удобное место в схеме государственной помощи банковскому сектору − получают деньги непосредственно от государства, чтобы кредитовать других.
И остаются ещё те независимые лизинговые компании, которые в период активного роста рынка лизинга не сумели включиться в игру, заключающуюся в финансировании короткими кредитами длинных договоров, и не увлекались лизингом без должной оценки лизингополучателя. Особого внимания заслуживают, конечно, молодые компании, работающие около двух лет и пришедшие на рынок как раз в то время (конец 2006 − начало 2007 года), когда широкое распространение получили и программы ускоренной оценки лизингополучателя, и программы с минимальным авансовым платежом. А ведь именно в тот период банки были готовы финансировать почти всех, кто выходил на рынок лизинга, и обещали пролонгацию поддержки…
Алексей ЛЕОНТЬЕВ
Комментарии
Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса компании Europlan
− Каковы были темпы прироста нового бизнеса в последние три месяца 2008 года?
− Они замедлились, как и во всех отраслях финансирования. Но, в отличие от многих лизингодателей, Europlan не остановил деятельность по финансированию новых контрактов. Мы, как и весь российский бизнес, с ноября месяца находились в состоянии неопределенности, вызванном изменениями курса национальной валюты. Ситуация переменилась уже в феврале 2009 года. Если сравнить результаты работы компании Europlan по итогам девяти месяцев 2008 года и по итогам всего 2008 года, то по ним видно, как эта ситуация отразилась на результатах. Однако при этом количество профинансированных компанией Europlan лизинговых контрактов увеличилось с 13 733 (общая сумма сделок более $832,2 млн) до 15 620 (сделки на сумму более $908 млн).
По итогам года Europlan передал в лизинг компаниям из 70 регионов России рекордные для нас 15 106 ед. легковых и грузовых автомобилей, автобусов, специального транспорта и самоходных машин. Мы расширили свое присутствие в регионах − теперь у компании 45 офисов в России − осуществили более 52 % объема сделок с лизингополучателями в субъектах Российской Федерации за пределами Центрального федерального округа. В 81,3 % сделок Europlan профинансировал тысячи российских компаний-лизингополучателей с численностью сотрудников до 100 человек.
За 2008 год общие активы компании увеличились на 28 % и составили $626 млн (по данным US GAAP на 31 декабря 2008 года). Объем лизингового портфеля достиг $738 млн. Собственные средства компании на конец года превысили $120 млн, что превосходит показатель предыдущего года на 75 % и дает право Europlan войти в число самых капитализированных компаний отрасли среди крупнейших негосударственных (данные «Рослизинга», январь 2009 года). Доход от лизинговой деятельности Europlan вырос в два раза и составил $125 млн.
− Раскройте, пожалуйста, структуру лизингового портфеля по срокам договоров.
− На лизинг транспорта и самоходной техники в 2008 году пришлось 93 % объема сделок Europlan. В этом сегменте рынка очередной год подряд компания подтвердила свое лидерство, что было отмечено в течение года данными рейтингов ассоциации «Рослизинг», входящей в Leaseurope, а также рейтингового агентства «Эксперт».
Привлекая долгосрочные кредитные ресурсы международных банков, мы всегда финансировали российские компании на долгосрочной основе. Поэтому средний срок портфеля лизинговых контрактов составляет около 2,5 лет, что означает, что многие российские предприниматели и организации получили реальное финансирование, «рассрочку» платежей за используемый в бизнесе транспорт на один − три года в зависимости от их пожеланий. Таких условий практически невозможно было добиться от российских банков.
− Какова структура финансирования лизинговых сделок компании?
− Будучи одной из наиболее капитализированных компаний в отрасли, Europlan использует постоянно действующие кредитные линии и ресурсы мировых инвесторов для предоставления программ лизинга оборудования, автотранспорта и недвижимости своим целевым клиентам − российским предприятиям малого и среднего бизнеса. Акционерами Europlan являются крупные западные инвестиционные фонды, такие как Baring Vostok и Capital International, успешно работающие в России и СНГ.
Europlan сотрудничает с рядом крупнейших международных финансовых институтов и получает финансирование от них. Среди наших деловых партнеров Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), международная финансовая корпорация IFC, входящая в World Bank Group, Black Sea Trade and Development Bank (BSTDB), Немецкое общество инвестиций и развития (DEG), Корпорация частных зарубежных инвестиций США (OPIC) и Экспортно-импортный банк США (U. S. Export-Import Bank), что дает возможность нашей компании предлагать выгодные условия лизинга нашим клиентам.
− Расскажите, пожалуйста, о планах развития компании на 2009 год.
− Ответом Europlan на сложившуюся в России экономическую ситуацию, особенно на девальвацию рубля, стало предложение нашим клиентам именно рублевого лизинга. Для стимулирования нового спроса мы приняли на себя потенциальные риски нестабильности валюты. Представляете, в период, когда рубль за короткий срок обесценился более чем на 30 %, Europlan предлагает своим клиентам рублевый лизинг на 1,5 года!
А вообще, в 2009 году Europlan планирует заключить свыше 10 тыс. контрактов.
− Оказывает ли ваша компания лизинговые услуги предприятиям ЛПК?
− Мы можем предложить в лизинг несколько видов лесовозной и лесозаготовительной техники.
Анастасия Гусева, начальник отдела маркетинга компании «ДельтаЛизинг»
− Какова структура лизингового портфеля компании по срокам договоров лизинга?
− Если представить в виде таблички, она будет выглядеть следующим образом:
Сроки договоров | Доля договоров, % |
Свыше 1 года – до 2 лет включительно | 21 |
Свыше 2 лет – до 3 лет включительно | 65 |
Свыше 3 лет – до 4 лет включительно | 4 |
Свыше 4 лет – до 5 лет включительно | 8 |
Свыше 7 лет – до 10 лет включительно | 1 |
Свыше 10 лет | 1 |
− А что вы можете сказать о структуре финансирования лизинговых сделок компании?
− Лизинговые сделки компании финансируются как за счет собственных средств, так и за счет долгосрочного зарубежного кредитования. Консервативный подход к управлению рисками и диверсифицированная структура портфеля лизинговых сделок позволяют нам сейчас чувствовать себя уверенно.
− Каковы планы «ДельтаЛизинг» на 2009 год?
− Несмотря на ужесточение требований к заемщикам, сокращение сроков финансирования, увеличение объема залогового обеспечения банковским сектором, лизинговое финансирование сохраняет для клиентов привлекательность и является реальным инструментом привлечения финансовых ресурсов. В 2009 году компания планирует продолжать финансирование самых разных проектов. Надо отметить, что в настоящее время «Дельта-Лизинг» работает на тех же условиях, что и в начале 2008 года. Учитывая положение компании на рынке, источники её финансирования, можно утверждать, что значительных изменений в условиях предоставления услуг лизингового финансирования клиентам компании не произойдет.
− Какие регионы будут иметь у вас приоритетное финансирование в 2009 году?
− Компания планирует продолжать финансирование проектов без ограничений по географическому признаку. Во всех регионах, где действуют офисы «ДельтаЛизинг», финансирование проектов будет проходить в соответствии с планами компании.
− Работаете ли вы с предприятиями ЛПК?
− На предприятия ЛПК традиционно приходится существенная часть портфеля «ДельтаЛизинг»- около 10 %. Наибольшая часть проектов относится к периоду активного роста рынка. Воспользовавшись услугами «ДельтаЛизинг», крупнейшие предприятия отрасли модернизировали свои производственные фонды, укрепили конкурентные позиции, получили доступ на зарубежные рынки сбыта.
− По какой схеме обычно предлагаются услуги вашей компании?
− «ДельтаЛизинг» использует максимальное количество каналов связи с потенциальными клиентами − речь идет и о входящих контактах, и о прямых продажах. Особую роль играют рекомендации действующих клиентов и поставщиков. Стоит отметить, что более 50 % действующих лизингополучателей обращаются в нашу компанию за финансированием повторно.