Инвестиционные проекты

Из малого рождается великое

Большинство проблем в России оттого, что у нас вечно ни на что не хватает денег. Столько умных решений, конструктивных предложений и нужных, полезных проектов было загублено, обречено на провал только из-за того, что в свое время не нашлось для них материальной поддержки... Хорошо, что существуют грантовые программы, которые для некоторых из таких проектов становятся их «соломинкой», их единственной возможностью.

Одна из таких грантовых программ - программа РОЛЛ «Распространение опыта и результатов» - работает в России с 1996 г. Она осуществляется общественной американской организацией - Институтом устойчивых сообществ (ISC) и финансируется Агентством США по Международному развитию (USAID).

Схема обычная: после объявления ISC очередного конкурса потенциальные грантополучатели - государственные, общественные или коммерческие организации из различных уголков страны - подают заявки на рассмотрение своих проектов в рамках заявленной тематики. Следует подчеркнуть, что РОЛЛ не инвестиционная программа, а именно грантовая. Это означает, что, выиграв конкурс, организация-заявитель безвозмездно получает средства на реализацию проекта на условиях софинансирования - не всю сумму, необходимую для его реализации, а лишь часть. Но именно эта часть иногда становится определяющей в судьбе проекта. Задача программы в том, чтобы дать нужному делу толчок, стимул, который позволил бы продолжить развитие проекта, доказавшего свою необходимость, уже за счет местных финансовых источников.

Тематика проектов РОЛЛ достаточно широка: это и законодательные инициативы в области охраны окружающей среды, и предложения по улучшению экологической обстановки в конкретных регионах, и экологическое образование и просвещение, и энергосбережение, и поддержка экологически ориентированного малого бизнеса... Безусловно, есть в ней место и для различных лесных проектов.

РОЛЛ в Сибири и на Дальнем Востоке

В период с 1996 - 2000 гг. Программа РОЛЛ активно работала на обширной территории нашей страны - в Сибири и на Дальнем Востоке. Специальный гранд-раунд был посвящен широкому кругу вопросов: борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями, лесовосстановлению, устойчивому лесопользованию.

Сколько сделали в одном только Красноярском крае - перечислять можно долго. Например, внедрена технология негоримых хвойных молодняков и система контролируемых выжиганий горючих остатков на лесосеках. При Красноярской базе авиационной охраны лесов создан учебный полигон по подготовке лесных пожарных. Проведен экономический анализ лесовосстановления, итогом которого стала экономически выгодная в регионе модель лесовосстановительных работ... На базе лесхоза Большемуртинского края разработана технология выборочной рубки леса, и доказано, что выгоднее вести экологически целесообразные рубки с оптимальным сроком чередования, а не валить деревья подряд. Там же можно отметить очень грамотный подход к лесоустройству и экологически обоснованный метод выделения водоохранной зоны...

Показателен и проект «Формирование сети лесопатологического мониторинга популяций Сибирского шелкопряда в Красноярском крае». Центр защиты леса Красноярского края (филиал ФГУ «Рослесозащита») именно благодаря развитой системе лесопатологического мониторинга, проводимого на деньги USAID в рамках РОЛЛ, в 2003 г. смог вовремя обнаружить крупную вспышку сибирского шелкопряда и принять необходимые меры. Это было поистине страшное зрелище: на каждом дереве по нескольку тысяч гусениц... Тогда сибирский шелкопряд атаковал несколько лесхозов Красноярского края и Иркутской области - всего около 70 тыс. га.

Несмотря на запланированное целевое финансирование и огромные подготовительные работы, Центр защиты леса решил отменить химическую борьбу с вредителями. Таким образом, были не только сэкономлены огромные бюджетные средства, но и сохранены многие представители флоры и фауны, которые могли пострадать от обработки лесов химическими препаратами. Благодаря проводимому мониторингу специалисты службы лесозащиты активно наблюдали за очагом, и весной 2004 г. контрольные обследования показали, что вспышка самопроизвольно затухла. Такие явления за 35-летнюю историю лесозащиты в крае случались четыре раза.

Что получил край в результате всех проведенных с грантовой помощью работ? Как минимум - лес, более устойчивый к пожарам; уменьшение экономического ущерба от последствий пожаров и нашествия вредителей; сокращение расходов на лесовосстановительные работы; экономическую выгоду от рационального подхода к рубкам. В Красноярском крае уже заранее оценили значение и экономическую эффективность бореальных лесов применительно к выполнению условий Киотского протокола. И не забыли подсчитать, сколько прибыли могла бы дать недревесная продукция лесов региона.

Впрочем, на Дальнем Востоке коммерческую возможность недревесной продукции оценили, наверное, еще раньше. В рамках программы развития малого бизнеса в этом регионе был разработан хороший проект по использованию лекарственных трав для фиточаев, заготовке замороженных ягод, засолке папоротника... Заготовка папоротника - деликатесного пищевого продукта - уже не первый год ведется в Облученском леспромхозе Еврейской АО, куда приезжают перекупщики и вывозят папоротник за копейки, а госпромхоз по-прежнему остро нуждается в средствах. Институт устойчивых сообществ заинтересовался проблемой и решил помочь облученцам развить этот несомненно перспективный бизнес.

Задача сводилась к выработке маркетинговой стратегии и будущему выходу дальневосточной продукции на российский, а, возможно, и на зарубежный рынок. Уже разработали и дизайн этикеток, и упаковку, но гранта USAID не хватило на покупку производственного оборудования. Своих денег у Облученского госпромхоза нет, и он продолжает искать инвесторов, чтобы довести начатое до логического завершения. К сожалению, иногда бывает и так: разовые грантовые отчисления доноров при отсутствии собственных средств грантополучателей или дополнительного финансирования местного бюджета не всегда достигают цели. А с другой стороны, мы ведь не знаем, что тех же облученцев ждет завтра: может, найдут инвестора - и процесс получит дальнейшее развитие...

Всего в четырех регионах Российской Федерации - Иркутской области, Приморском, Хабаровском и Красноярском крае - в период с 1996 по 2000 г. было выполнено 15 проектов по сохранению и рациональному использованию лесов. Все эти проекты завершены, теперь Институт Устойчивых Сообществ ведет проекты по распространению наработанного опыта в Европейской части России.

РОЛЛ в Европейской России

Опыт сибиряков пригодился в первую очередь Нижегородской области, особенно в борьбе с пожарами. Получив в рамках программы РОЛЛ более 20 тыс. долларов, нижегородцы с помощью сибиряков на одном из участков применили у себя комплексную технологию создания негоримых участков хвойных молодняков.

Проект выполнялся в Нижегородской области в 2002 - 2003 г г. на экспериментальной площадке в Лысковском лесхозе. Место было выбрано не случайно: в прошлом веке здесь трижды бушевали верховые пожары, выжигая молодые сосновые насаждения. В одном только 1972 г. в области за считанные дни погибло около 200 тыс. га хвойных молодняков.

В рамках проекта здесь были проведены контролируемые выжигания на площади 600 га. Весной работники лесной охраны уже на свои средства на двадцати пяти гектарах произвели отжиг надпочвенного покрова и, чтобы огонь не смог подняться на деревья, у молодых сосен вдоль минерализованных полос срубили нижние ветви кроны. Итог - впервые за последние десять лет на борьбу с пожарами федеральный бюджет авансом выделил лесхозу 5 тонн бензина и 50 тыс. рублей. В текущем году в лесах области создается сеть противопожарных барьеров, строится 95 км дорог противопожарного назначения, ремонтируется 126 км дорог.

Если в рамках программы РОЛЛ был задействован только один Лысковский лесхоз, и сумма гранта составила 20 338 долларов, то постпроектное развитие предусматривает, что данный метод будут применять у себя 20 лесхозов области на площади 5000 га. А бюджетные средства на противопожарные мероприятия составят 183 тыс. долларов, или 5,3 млн. рублей.

Опять же, реализуется проект по устойчивому лесопользованию. Его полное название - «Устойчивое лесопользование в зоне взаимодействия биосферного резервата «Нижегородское Заволжье».

Использование экологически безграмотных методов лесопользования привело к тому, что лесные экосистемы не только Нижегородского Заволжья, но и большей части Европейской России сегодня деградируют. Нижегородская область - один из регионов с наибольшими объемами лесозаготовок. Одна из причин деградации леса - далеко не всегда оправданные сплошные рубки.

Вот почему Институт Устойчивых Сообществ считает необходимым вместе с заинтересованными лицами создавать в проблемных регионах модельные участки устойчивого лесопользования, где проводились бы экологически грамотные выборочные рубки. Один из таких участков создается в Затонском лесхозе Нижегородской области. И велосипед изобретать незачем, ведь опыт по технологиям выборочных рубок можно заимствовать, скажем, у красноярцев, и сами нижегородские специалисты много лет внедряют экологически ответственные технологии лесопользования.

Деньги Агентства по международному развитию нужны как минимум для того, чтобы провести лесоустройство. Планы по лесоустройству десятилетней давности уже непригодны и совершенно не устраивают арендаторов территории. А занятие это затратное: сначала полевые исследования, потом камеральная обработка полученных данных, составление карт. Разумеется, грантовых денег хватит только на лесоустройство выбранного модельного участка, а не на весь лесхоз. Тем более что помимо этого набирается масса мелких затрат. Иногда, приехав в отдаленные, «медвежьи» углы России, специалисты Института устойчивых сообществ обнаруживают, что у людей нет даже телефонов. И тогда сначала приходится обеспечивать связь.

В данном случае арендатор вышеупомянутого модельного участка (площадью 5 тысяч га) - ООО «ЛПК «Лесной» в рамках РОЛЛ получил 8000 долларов. Еще 2 тысячи придется потратить из собственных денег и привлеченных инвестиций. Полученный опыт будет распространен не только на все пять лесхозов зоны сотрудничества биосферного резервата «Нижегородское Заволжье», но и на всю Нижегородскую область, а также биосферные резерваты других регионов России.

Такие компании хочется поддерживать: «ЛПК «Лесной», занимаясь лесозаготовками, обработкой и даже переработкой древесины, везде применяет экологический подход, стараясь полностью использовать древесину, не выбрасывая даже то, что для крупного бизнеса - отходы. А. Е. Волков, кандидат географических наук, менеджер проектов по устойчивому лесопользованию и сохранению биоразнообразия Института Устойчивых Сообществ, считает, что грантовские программы эффективны именно для малого бизнеса - во-первых, потому, что он может быть оперативно ориентирован на экологически ответственные технологии, во-вторых, у него меньше возможностей «постоять за себя»...

С другой стороны, есть немало примеров экологически ответственной работы среднего бизнеса. «Хохломская роспись» - одно из ведущих предприятий народно-художественных промыслов Нижегородской области, производитель всемирно известной деревянной посуды, сувениров и т. д. Понятно, что в процессе производства деревянных изделий у предприятия накапливается большое количество опилок - не отходов, а ценного сырья (!). В 2003 г. «Хохломская роспись» купила в Австрии котел-утилизатор, работающий на опилках. Стоимость проекта оказалась равной 3,8 млн. руб.

Тепловая энергия, которую дают опилки, используется для отопления и горячего водоснабжения цехов и жилого фонда. Однако в процессе производства скапливаются не только опилки, но и мелкие кусочки древесины. Если переработать их в опилки, отходов будет меньше, а топлива - больше. Руководство предприятия направило официальное письмо в московский офис Института Устойчивых Сообществ - с предложением сотрудничества. Причем 1,2 млн. руб. на будущий проект в области энергоэффективности и устойчивого природопользования предприятие готово инвестировать...

Еще одна отрасль лесного бизнеса - эффективное использование недревесных продуктов леса. Несколько лет назад в Затонском лесхозе, о котором уже шла речь выше, заложили клюквенные плантации. Но для развития проекта нужны инвестиции, которые получить пока не удалось. Директор Затонского лесхоза хотел бы продолжить работы. Вопрос: где достать деньги? Через программу РОЛЛ? Может быть. Но для этого нужно представить свой проект в Институт Устойчивых Сообществ и ждать результатов очередного конкурса.

Зато значительного успеха в плантационном разведении клюквы благодаря участию в программе РОЛЛ добилась Костромская область. Проект под названием «Распространение опыта плантационного возделывания клюквы в Костромской области» завершился в январе 2003 г. на Костромской лесной опытной станции. На отработанных торфяниках появилась плантация крупноплодной клюквы местной селекции. Выведенные костромичами сорта клюквы оказались более устойчивы к морозам и болезням; они дают в российских условиях стабильный урожай. Кроме того, в результате создания подобных плантаций на заброшенных торфоразработках происходит обводнение торфяников, что препятствует их возгоранию даже в такие засушливые и жаркие годы, каким был 2002 г. Вода привлекает водоплавающих и куликов, которые начинают гнездиться по берегам дренажных канав. То есть идет восстановление биоразнообразия  болотных экосистем.

Плантационное разведение клюквы позволило создать новые рабочие места для жителей Мисковского района Костромской области, ибо именно они заложили первые гектары плантаций клюквы. И, хотя максимальный урожай посадки дадут только на четвертый год, достижениями участников проекта уже заинтересовались известные компаниипроизводители пищевых продуктов. Таким образом, первые 10 тыс. долларов вложений в итоге обернулись для костромичей сотнями тысяч долларов инвестиций и немалой прибылью. 

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ