Тема страницы

Российское мебельное производство после дефолта практически восстановлено

На прошедшем в Санкт-Петербурге VI Международном лесопромышленном Форуме было отмечено, что за годы преобразований российская мебельная промышленность оформилась. Почти заканчивается реструктуризация этой отрасли. Предприятия укрепились. Мебельный рынок, по данным Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, оценивается сейчас в 4 - 4,5 миллиарда долларов в ценах розничной торговли и постоянно увеличивает свою емкость. Его можно воспринимать как некий живой организм, который постоянно изменяется и адаптируется к быстро меняющимся внешним условиям, требованиям конечных потребителей.

Но, между тем, существует значительная разница между данными исследований официальной статистики (на эти данные мебельщики уже полагаться не могут) по мебельному рынку и данными исследований самих мебельщиков. Например, объем розничных продаж по официальным данным государственной статистики составляет примерно 2,4 млд. $. Но рынок мебели больше, чем указано в официальной статистике, в 1,7 раза. Министерства работают по официальным данным, и из-за низких официальных цифр они «не видят» мебельной отрасли. Поэтому помощи от правительственных структур мебельщики не имеют. Этот вопрос уже неоднократно поднимался.

Последние годы шла большая работа ассоциации по повышению ввозных пошлин на импортную мебель. Итоги работы в этом году наглядно продемонстрировали целесообразность принятого Правительством в конце 2003 года решения о некотором их повышении на недорогую мебель массового спроса. Доля импортной мебели при этом хотя и не снизилась, но отечественные предприятия получили возможность работать на более уравненных условиях с продавцами зарубежной мебели. Сейчас на рынке присутствует 50% импортного товара и 50% отечественного. Пока что российская мебельная отрасль не может удовлетворить весь покупательский спрос, и импорт нужен. Мебель из Европы заполняет российский рынок. На нем присутствуют товары из разных стран, и первое место по импорту из стран дальнего зарубежья с большим отрывом занимает Италия, затем, по убывающей, Германия, Польша, Китай, Испания, Финляндия и Швеция; доля других стран незначительна. Основной объем из стран СНГ поставляет Украина. Из Белоруссии также поступает большое количество мебели. При этом отмечено, что такое количество она не производит; из этого видно, что товар из других стран поставляется через нее. Цены на мебель из Белоруссии значительно ниже цен отечественного производителя, и в этом она имеет конкурентное преимущество. Наибольший объем поставок из стран СНГ приходится на корпусную бытовую и офисную мебель из древесины и древесных материалов (превышает 70%). Рынок российский далек от полного насыщения, но конкуренция на нем, особенно в столичных регионах, обостряется.

В очень немногих странах доля импортной мебели выше 50%. То, что половина этого товара, присутствующего на российском рынке, импортного производства, уже может служить настораживающим фактором. Сегодня районами, где продажа мебели многократно превышает собственное ее производство, можно считать области и республики Южного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов, а также крупные города. Превышение потребления мебели над ее выпуском в Москве - более чем в 8,5 раза, Башкортостане - в 9,5 раза, Тюменской обл. - в 3 раза, Кемеровской обл. - в 15 раз выше объемов собственного производства.

Неудовлетворенный спрос на мебель стимулирует производителей. Динамика спроса тесно связана с уровнем жизни населения, темпами жилищного строительства, развития объектов социальной, образовательной и культурной сферы. Низкая покупательная способность формирует так называемый отложенный спрос. Но в последнее время повышается платежеспособность населения, и наблюдается тенденция выравнивания уровня жизни между центром и регионами. По статистике, мебель приобретается реже одного раза в 10 лет в 15% случаев, одного раза в 10 лет - в 36% случаев, в 5 лет - в 29%. За последние годы процент покупающих мебель один раз в 5 лет увеличился и продолжает расти.

В мебельной отрасли происходит все большая поляризация по сегментам рынка. Активно растет потенциал сегмента дорогой и наиболее прибыльной качественной мебели. От того, как будет меняться благосостояние людей, будет зависеть и изменение, а также соотношение спроса на дорогую и дешевую мебель, и, соответственно, будут меняться объемы сегментов рынка мебели. По мере роста платежеспособности населения, как правило, начинает формироваться спрос на модную мебель, модное дизайнерское решение; дизайн начинает очень сильно влиять на конечный выбор покупателя. Но сейчас на первый план выходит не только качество и дизайн продукции, но еще и качество сопровождающего сервиса. Этой политики начинают придерживаться многие товаропроизводители и продавцы в большинстве сегментов мебельного рынка.

По прогнозам мебельщиков, к 2008 году местные производители смогут обеспечить внутренний рынок продукцией, соответствующей мировым стандартам. Это произойдет в случае, если все проекты будут реализованы. По оценке Центра по развитию мебельной промышленности ГНЦ ЛПК тенденции развития внутреннего мебельного рынка благоприятны, в дальнейшем, бесспорно, он будет развиваться. Оценки его развития - повышение платежеспособности населения, формирование среднего класса (к справке: средний класс в западных странах составляет около 70% населения), появление стабильных категорий потребителей в отдельных ценовых нишах, расширение масштабов жилищного строительства. Повышение объема ввода жилья напрямую связано с мебелью. До 80% покупок новой мебели связаны с переездом в новую квартиру. Программа «Жилище», которая осуществляется в рамках программы социально-экономического развития, предусматривает дальнейшее ускорение темпов жилищного строительства, и к 2010 году прогнозируется ввод 80 млн. м2 в год нового жилья (по сравнению с 36 млн. м2 в 2003 году), с ежегодным темпом роста 10 - 14%. Намечается повышение активности в сфере объектов культуры, здравоохранения, развития гостиниц - все это способствует увеличению спроса на мебель.

Но, несмотря на оптимистичные прогнозы, отечественным производителям далеко до завоевания зарубежных и даже отечественных рынков. Страдает система продвижения мебели к конечному потребителю, хромает качество персонала, послепродажное обслуживание. Для того, чтобы отечественная мебель была конкурентоспособна, требуется применение новых технологий, улучшение качества производства, дизайна, дистрибьюции. Важным моментом является ценовая политика. Мебельная промышленность находится на самом конце цепочки добавочной стоимости. Только при сотрудничестве всей цепочки в конечном итоге выиграют все. Для сохранения позиций нужна консолидация всех игроков мебельного рынка. Нельзя быть специалистом во всех отраслях бизнеса. При «перетягивании одеяла», по мнению Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, мебельная отрасль потеряется как отрасль.

Выступающие на Форуме были едины во мнении, что одна из центральных проблем отрасли - разрозненность, и решению проблем отдельных мебельных предприятий поможет их кооперация. То, что не могут себе позволить мелкие и средние фирмы, в кооперации легче - складские, логистические операции, вопрос товаропроводящих сетей, операции по сборке и доставке потребителю. Без консолидации предприятий, без общих усилий в этих вопросах будет трудно устоять перед агрессией компаний, которые уже обосновались на нашем рынке. Например, на Форуме прозвучало: «итальянские СМИ сегодня пишут, что лесопереработка Италии наполовину зависит от российского сырья, доходы их переработчиков-экспортеров более чем на треть определяются популярностью в России того, что продается под маркой «Сделано в Италии». Конечно, при таком положении дел итальянцы будут всеми силами бороться за российское сырье и российский рынок. Направление, заданное на Форуме, было таким: научиться объединяться, чтобы решать серьезные вопросы, которые не под силу отдельным предприятиям, сообща.

Международные выставки последних лет указывают на все больший профессиональный интерес к натуральным древесным материалам, на все больший крен в сторону использования именно их при производстве мебели, элементов отделки и декора. Становится очевидным, что люди в последнее время стремятся окружить себя изделиями из натуральных материалов.

Ранее острой проблемой мебельных производителей был дефицит плитных материалов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что эта проблема почти решена с открытием новых производств по их выпуску.

Давно назревшим для мебельщиков вопросом является вопрос нормативной базы, вопрос технических регламентов. Они должны быть разработаны и приняты в течение нескольких лет. Ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности взяла под свое крыло разработку технического регламента на мебель, безопасности мебельной продукции и мебельных производств, и разработку технических регламентов на плитные материалы. Действующие стандарты на мебельную продукцию будут использоваться только до разработки новых регламентов.

В России отмечается приход иностранных компаний в сферу мебельного производства. И если насыщение рынка качественными плитными материалами является положительным моментом, то открытие иностранных мебельных производств имеет явно неоднозначную оценку, как подчеркнул представитель мебельного концерна «Катюша». Хотя это подтолкнет отечественных производителей к конкуренции, но при этом конкурировать придется совсем на другом уровне. Основным препятствием гегемонии иностранцев может стать наличие квалифицированного персонала на отечественных предприятиях, начиная от рабочих специальностей и заканчивая высшим менеджментом.

Таким образом, ситуация на мебельном рынке становится похожа на европейскую. По прогнозам мебельщиков, в ближайшие 2 - 3 года возрастет конкуренция, и она прежде всего ударит по крупносерийным производствам. Крупные европейские заводы уже находятся в кризисе. На одной из сессий Форума был предложен опыт выхода из такого положения - мебельный конструктор. При использовании этого принципа детали выпускаются серийно, а сборка может «подгоняться» под конкретного потребителя, и это уже могут осуществлять далее мелкие производства. Главным остается вопрос борьбы за покупателя. Мелкие предприятия более гибки и легче приспосабливаются ко вкусам потребителей. Российское мебельное производство после дефолта почти восстановлено, оно развивается, и развивается активно. Но если мебельный рынок не заполнят вовремя отечественные производители, то место отечественной продукции займет импортная.

Елена Левина