Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Тема страницы

Cистемы управления производством на предприятиях ЛПК

В предыдущей статье («ЛесПромИнформ», 2009, № 1 (59)) мы рассказали о принципах, целесообразности и вариантах автоматизации связи САПР (систем автоматизированного проектирования) и систем управления производством (ERP-систем). Эта публикация посвящена системам ведения учета и управления на перерабатывающих предприятиях лесопромышленного комплекса (ЛПК).

Выбор системы управления и учета на предприятии, в частности предприятии ЛПК, представляет собой весьма непростую задачу. Спрос на автоматизированные системы в различных подотраслях ЛПК существенно разнится. Если говорить о системах управления бизнесом, то для производителей конечной продукции они пока более актуальны, чем для производителей сырья.

Значительная часть лесопромышленников все ещё пользуются устаревшими ИТ-решениями 1990-х годов, многие операции выполняются вручную и не подкреплены никакими средствами автоматизации. Однако в отрасли происходят весьма серьезные перемены: меняется структура предприятий, небольшие компании укрупняются, объединяются в холдинги, идет консолидация. При этом владельцы предприятий обычно добиваются большей прозрачности бизнес-процессов и более эффективного финансового контроля.

В основном на многих перерабатывающих предприятиях ЛПК автоматизированы ведение бухгалтерского учета и формирование регламентной отчетности. На некоторых ведется первичный учет материалов и затрат. Это объяснимо, так как на предприятиях небольшого масштаба такого учета достаточно для управления компанией.

Однако с ростом объемов и расширением направлений производства возникает потребность в более сложных системах управления предприятием.

Для оперативного управления предприятием данных бухгалтерского учета становится недостаточно. Возникает потребность в более сложных системах управления производственными процессами, материальными и финансовыми потоками. С дальнейшим ростом предприятий требования к системам автоматизации компаний ЛПК становятся ещё более серьезными. На крупных предприятиях возникает потребность в:

  • ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для изготовления;
  • оперативном учете процессов производства;
  • формировании планов продаж и производства;
  • планировании потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции;
  • управлении запасами и закупками: ведение договоров, централизация закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов;
  • планировании производственных мощностей − от укрупненного планирования до использования отдельных станков и оборудования;
  • оперативном управлении финансами, включая составление финансового плана и контроль его исполнения, финансовый и управленческий учет.

Задача ERP-систем состоит в улучшении деятельности предприятия, оптимизации материальных и финансовых потоков на основе вводимой на рабочих местах необходимой информации.

ERP-системы не связаны с производственным процессом непосредственно, они не являются автоматизированными системами управления технологическими процессами, но имеют дело с моделью технологического процесса.

Информация вводится в систему только один раз в том подразделении, где она получена, хранится в одном месте и многократно используется всеми заинтересованными подразделениями.

ERP-системы позволяют достичь согласованности работы различных подразделений, снижая при этом административные издержки и устраняя проблему интеграции данных для разных приложений. Эти системы являются инструментом повышения эффективности управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе своевременной и достоверной информации, выдаваемой компьютером.

Состояние рынка систем управления предприятием

На российском рынке ERP-систем присутствует множество как иностранных, так и отечественных поставщиков. По оценкам экспертов, из зарубежных львиную долю отечественного рынка занимает SAP AG (Германия), следом идет Microsoft Business Solution, а замыкает тройку лидеров компания Oracle. Крупных и действительно хорошо зарекомендовавших себя отечественных разработок немного. Среди них можно отметить продукты корпораций «Галактика» и «Парус», но лидирующее положение на рынке заслуженно занимают системы фирмы «1С».

В данной статье мы рассмотрим варианты отраслевых решений на платформе «1С: Предприятие 8» для управления технологическим процессом и предприятием в целом на небольших и крупных деревоперерабатывающих предприятиях.

Технологический процесс деревоперерабатывающего предприятия, как правило, включает следующие этапы:

  • приемка круглых лесоматериалов;
  • лесопиление;
  • продольная распиловка;
  • предварительная калибровка;
  • вырезка дефектных мест;
  • сушка пиломатериалов;
  • склеивание;
  • финишная обработка/сборка.

Модель приведенного выше технологического процесса наилучшим образом отображена в программных продуктах «Неосистемы: Лесозавод v8. Стандарт» и «1С: Лесозавод 8».

Решение «Неосистемы: Лесозавод v8. Стандарт»

Этот продукт позволяет вести полноценный оперативный учет деятельности на сравнительно небольших деревоперерабатывающих предприятиях.

Его целесообразно использовать на предприятиях с объемом переработки 12−20 тыс. м пиломатериалов в год. Решение разработано на основе конфигурации «1С: Управление торговлей» и позволяет автоматизировать следующие виды хозяйственной деятельности:

  • прозрачный производственный учет на всех стадиях технологического процесса, от приемки сырья до реализации готовой продукции, с возможностью последующего анализа на каждой стадии;
  • учет специфики материальных потоков (древесного сырья и результатов его переработки);
  • складской учет всех видов лесоматериалов и готовой продукции, в том числе с возможностью взаимодействия со средствами АСУ ТП;
  • управление отношениями с покупателями/поставщиками (CRM);
  • управление продажами (включая оптовую, розничную и комиссионную торговлю);
  • управление закупками;
  • анализ цен и управление ценовой политикой;
  • управление денежными средствами;
  • учет коммерческих затрат.

Программный продукт не является полноценной ERP-системой, но позволяет вести оперативный учет и анализ основных разделов хозяйственной деятельности деревоперерабатывающих предприятий.

Конфигурация предоставляет также возможности ведения бухгалтерского и регламентированного учета предприятия при условии использования совместно с конфигурацией «1С: Бухгалтерия 8». Ориентировочная стоимость поставки и внедрения решения в зависимости от необходимого функционала составляет от 100 до 500 тыс. руб., срок внедрения − 3−6 месяцев.

«1С: Лесозавод 8»

Это решение является уже ERP-системой, комплексным прикладным решением, реализованным на основе программного продукта «1 °C: Управление производственным предприятием 8» с учетом отраслевой специфики лесопромышленных компаний. Внедрение «1С: Лесозавод 8» целесообразно на предприятиях с объемом переработки более 30−50 тыс. м пиломатериалов в год либо с объемом заготовки более 60−90 тыс. м в год. Оно позволяет организовать комплексную информационную систему, соответствующую корпоративным, российским и международным стандартам и обеспечивающую управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Предприятиям деревянного домостроения и производства мебели система дает дополнительное преимущество, которое заключается в возможности использования как модели производства по прогнозу, так и модели мелкосерийного производства на заказ, обеспечивающей более быстрое выполнение заказов.

Это зачастую вытекает из требований популярной сегодня концепции бережливого производства, базирующейся на принципах поставок «точно вовремя» и минимизации складских запасов на всем цикле производства.

Прикладное решение охватывает основные бизнес-процессы, позволяет организовать единую информационную систему для управления различными составляющими деятельности предприятия:

  • производством;
  • финансами;
  • ценообразованием и ценовой политикой;
  • основными средствами и планированием ремонтов;
  • складом (запасами);
  • продажами;
  • закупками;
  • отношениями с покупателями и поставщиками;
  • персоналом, включая расчет заработной платы;
  • мониторингом и анализом показателей деятельности предприятия.

На предприятиях холдинговой структуры общая информационная база может охватывать все организации, входящие в холдинг. Это существенно снижает трудоемкость ведения учета за счет повторного использования разными организациями общих массивов информации. При этом по всем организациям ведется сквозной управленческий и регламентированный (бухгалтерский и налоговый) учет, но регламентированная отчетность формируется по юридическим лицам.

Факт совершения хозяйственной операции регистрируется один раз и получает отражение в управленческом и регламентированном учете. Необходимость повторного ввода информации исключена. Прикладное решение поставляется с комплектом интерфейсов, обеспечивает четкое разграничение доступа к хранимым сведениям, а также возможности тех или иных действий в зависимости от статуса работников.

Модуль управления производством

Он представляет собой один из наиболее сложных процессов в управлении предприятием и включает не только управление процессом переработки древесины, но и управление лесозаготовительным предприятием − от момента формирования лесной декларации до отгрузки круглого леса потребителю либо на перерабатывающие предприятия. Модуль тесно связан с управлением закупками, продажами, основными средствами, персоналом, финансами.

Программный продукт «1С: Лесо-завод» позволяет полностью контролировать производственные процессы от планирования деятельности до выпуска готовой продукции. Оперативно отслеживается выполнение производственной программы, отраженной в планах производства различной детализации − от укрупненных до посменных, а также до отдельных производственных заказов. Предоставляется возможность оперативной коррекции планов по фактическим результатам завершенных периодов, оперативного формирования заявок на покупку и изготовление недостающих материалов и комплектующих изделий.

Модуль управления производством обеспечивает следующее:

  • управление проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации;
  • ведение массивов нормативно-справочной информации, необходимых для планирования и учета производства готовой продукции, включая формирование норм расхода сырья и вспомогательных материалов;
  • планирование и учет выпуска готовой продукции;
  • контроль выполнения производственных заданий;
  • обработку заказов на производство;
  • учет расхода сырья и материалов, незавершенного производства;
  • учет собственного и давальческого сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • учет брака;
  • учет спецодежды и спецоснастки;
  • учет и анализ производственных затрат, расчет плановой и фактической себестоимости.

Конфигурация позволяет полностью реализовать модель технологического процесса деревопереработки, описать его посредством спецификаций, технологических карт производства с детализацией до технологических операций и в результате спланировать цепочку производства многопредельной продукции, на каждом этапе оценивая эффективность её работы с учетом загрузки оборудования и доступности необходимых для производства ресурсов.

Конфигурация располагает развитыми средствами для организации сплошного контроля материальных потоков и потребления ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность каждого подразделения предприятия.

Благодаря этому в информационной системе отображается целостная картина потоков материалов, полуфабрикатов, услуг и готовой продукции.

Внедрение программного продукта «1С: Лесозавод» − это, как правило, проектная работа, требующая привлечения штата высококвалифицированных специалистов, аналитиков, консультантов, программистов. Срок внедрения системы − от 6 месяцев до двух лет, стоимость внедрения может колебаться от 600−800 тыс. до нескольких миллионов рублей.

Как показала практика, внедрение «1С: Лесозавод 8» приносит наибольший эффект на предприятиях с численностью персонала от нескольких десятков до нескольких тысяч человек, имеющих десятки и сотни автоматизированных рабочих мест, а также в холдинговых и сетевых структурах.

Резюме

Внедрение систем управления предприятием позволяет достичь конкурентных преимуществ за счет оптимизации производственных бизнес-процессов предприятия и снижения издержек. Эти системы создавались специально для управления себестоимостью продукции и достижения за счет этого конкурентных выгод, поэтому включают в себя методы планирования и управления, позволяющие следующее:

  • регулировать количество запасов, устраняя их дефицит и залеживание, и тем самым значительно снизить «омертвленные» в запасах затраты и складские издержки;
  • сократить объемы незавершенного производства путем планирования производства на основе спроса на конечную продукцию (при этом производственные работы инициируются исходя из срока, к которому должен быть исполнен клиентский заказ);
  • оценивать возможности выполнения поступивших заказов с точки зрения имеющихся на предприятии мощностей;
  • сократить расходы и время, затрачиваемые на изготовление продукции, за счет оптимизации бизнес-процессов;
  • отслеживать фактическую производительность каждой производственной единицы и, сравнивая её с плановой производительностью, оперативно вносить корректировки в производственные планы;
  • более гибко реагировать на спрос в результате сокращения цикла производства и цикла выполнения заказа;
  • улучшать обслуживание клиентов и заказчиков за счет своевременного исполнения поставок.

Реализованные в ERP-системах возможности гибкого управления себестоимостью продукции способствуют получению высокой прибыли. Кроме того, снижение себестоимости позволяет варьировать рыночную цену продукции (в сторону понижения), что является мощным преимуществом в конкурентной борьбе.

Внедренная ERP-система может помочь компании привлечь инвестиции: она делает бизнес компании более прозрачным, что повышает доверие со стороны инвесторов. Это особенно актуально в российских условиях.

ERP-системы открывают руководителю большие возможности в управлении предприятием. Необходимо хорошо представлять, что может дать внедрение системы, так как процесс этот весьма недешев, требует значительных временных затрат и усилий персонала.

Поэтому для внедрения ERP-системы зачастую создается специальный проект с использованием современных методик структурированного изучения бизнес-процессов предприятия и разработкой концепции будущей системы.

Все это делает очень ответственной задачу правильной организации внедрения ERP-систем, но необходимость в этих системах очевидна − в противном случае компания рискует потерять существенные средства и время.

Герман ДЕРКАЧЕНКО,
Ирина КАЛАШНИКОВА