Инвестиционные проекты

Станет ли заразительным положительный пример?

По подсчетам специалистов, изношенность основных фондов лесопромышленных предприятий России составляет порядка 60%, что является одним из сдерживающих факторов роста цен на российскую продукцию. Западные партнеры отечественного ЛПК не желают давать высокую цену за целлюлозу, произведенную на морально устаревшем оборудовании, и за пиломатериалы, выпущенные на лесорамах образца середины прошлого века. Либо цена, за которую они готовы приобретать нашу продукцию, ниже уровня рентабельности предприятий отрасли, то есть имеет место настоящий ценовой диктат.

В связи с этим событие, которое произошло 20 августа на Лесозаводе 25 (г. Архангельск), заслуживает особого внимания. Впервые российское предприятие сумело самостоятельно поднять свое производство до европейских высот - здесь пущена в эксплуатацию лесопильная линия, укомплектованная новейшим оборудованием ведущих мировых производителей: Linck, Valon Kone, Lekops, Vollmer, Hekotek. Мощность новой лесопильной линии по распиливаемому сырью составляет 400 тыс. м3, или 200 тыс. м3 пиломатериалов в год. Объем инвестиций в реконструкцию лесопильного производства - более 15 млн. евро.

Впрочем, указанные цифры - видимая часть айсберга, именуемого «инвестиции».

Заводов, аналогичных архангельскому, в России не так много - менее десяти, причем большинство построены за счет иностранных инвесторов, в частности скандинавских концернов Stora Enso и UPM. Единственный завод, построенный российской компанией, - лесопильный цех Онежского ЛДК (Архангельская область), запущенный в 2002 году вместо сгоревшего.

Отечественные предприятия не стремятся вкладывать средства в развитие и становление производства, и причина - крайне неблагоприятный климат для отечественных инвесторов. Иностранцам предоставляются налоговые льготы, оказывается всемерная поддержка, а вот российские предприятия подобного отношения лишены. В частности, при начислении НДС. Зарубежные компании освобождены от уплаты налога, российские же платят его в полном объеме, а возврат средств по НДС затягивается порой на годы.

Как отметил в интервью генеральный директор Лесозавода 25 Михаил Папылев, при стоимости новой линии около 12 млн. евро предприятие заплатило свыше 2 млн. евро НДС и около 1,5 млн. евро таможенных пошлин. НДС государство до сих пор не вернуло. Таким образом, 3,5 млн. евро предприятие вынуждено изыскать дополнительно к стоимости оборудования. О каком развитии лесной отрасли можно говорить, если инвестиции, вкладываемые в развитие производства, облагаются такими налогами и пошлинами?

Новая лесопильная линия построена на территории Лесозавода 25 в Маймаксе (район Архангельска) менее чем за год. В феврале 2003 года между лесозаводом и поставщиками оборудования были подписаны договоры, в августе начался монтаж. В мае нынешнего года новая лесопильная линия пущена в эксплуатацию, и в течение трех месяцев проводилась ее настройка, подбирался оптимальный режим работы. В июле 2004 года старое лесопильное производство, основанное на использовании лесорам-восьмерок, было полностью остановлено; теперь весь объем пиломатериалов производится исключительно «Линке». И результаты работы предприятия показывают, что новое оборудование органично вписалось в производственный цикл - по всем показателям отмечается рост.

На пресс-конференции Михаил Папылев отметил, что создание и строительство таких линий - единственный шанс для российских лесопильных компаний сохранить свои позиции на мировых рынках в конкурентной борьбе со скандинавскими и прибалтийскими лесопромышленниками. В будущем планируется довести распиловку сырья на предприятии до 500 тыс. м3. Таким образом, Лесозавод 25 станет крупнейшим производителем пиломатериалов на Северо-Западе России.

Как отметил на открытии лесопильной линии председатель подкомитета Государственной Думы по лесным ресурсам Владимир Крупчак, открытие современного лесопильного завода в Архангельске - исключительно важное для региона событие. По его мнению, это яркое свидетельство того, что область является инвестиционно привлекательной, у нее есть будущее. «Новая техника, - отметил Владимир Крупчак, - значительно повысит производительность труда и уровень зарплаты на предприятиях ЛПК. Одновременно высвободятся рабочие, занятые ранее на непроизводительных операциях».

Впрочем, увеличение производительности труда, к сожалению, ведет и к сокращению штата предприятия. Если раньше существовавшие объемы производства обеспечивали сотни человек, то сегодня непосредственно на обслуживании линии занято 7 человек, предприятие отказалось от многолюдного водного цеха, на лесозаводе прошло сокращение. «Это минус в локальном масштабе, а в глобальном  -  большой плюс,  -  считает Михаил Папылев,  -  ведь увеличение объемов производства ведет к росту налоговых отчислений и стабилизации экономической ситуации в области». Все сокращенные работники в полном объеме получили компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Легче других пришлось рамщикам - сегодня рамное лесопиление в области пока что доминирует, и практически все рамщики получили приглашение от лесозаводов города.

Следующий этап технического перевооружения Лесозавода 25 будет не менее масштабным - до конца 2006 года запланировано ввести в строй новый сушильный комплекс мощностью 250 тыс. м3 сухих пиломатериалов, котел, работающий на отходах лесопиления, автоматизированный комплекс по сортировке и пакетированию сухих материалов, а также складские помещения.

Председатель постоянной комиссии по экономическому развитию и промышленности областного Собрания депутатов Евгений Ухин выразил уверенность, что ГК «Титан» возведет новые корпуса не только на пустыре, прилегающем к Лесозаводу 25, но и по всей Архангельской области появятся новые лесопромышленные предприятия, потому что открытие каждого такого завода - «колоссальное событие, повышающее вес Архангельской области в экономике всего Северо-Запада России».

Остается добавить, что кредит на реализацию проекта модернизации производства предоставлен «Райфайзенбанк Австрия», поручителем по кредиту выступил Архангельский ЦБК. По первоначальным расчетам, срок окупаемости проекта планировался 3 года, однако в связи с изменением конъюнктуры мирового рынка он увеличился до 5 лет.

Александр ГРЕВЦОВ