Экологический туризм

Экологический туризм пока держится на энтузиастах

Рубрика Экологический туризм

В Ленинградской области сосредоточены значимые и многообразные природные ресурсы, ценное культурно-историческое наследие. Большая часть территории области покрыта лесами. Разветвленная озерно-речная система связывает ее с внутренними и зарубежными районами и регионами.

Красивые ландшафты, лиственные и хвойные леса, гранитные скалы, огромные болота, пещеры и водопады, песчаные дюны, обилие грибов и ягод, разнообразный животный и растительный мир - все это Ленинградская область. Здесь насчитывается 30 видов млекопитающих и до 330 видов птиц. Это дает широкие возможности для охоты и рыбалки, отдыха, экологического туризма.

- «Как в нашей стране развивается этот вид туризма, призванный охранять природу?» - такой вопрос мы задали декану гуманитарного факультета лесотехнической академии Валентине Лебедевой.

- На Западе экологический туризм развивается с середины 80-х годов. Но мы к этому еще не готовы. У нас нет ни отрасли, ни системы подготовки кадров. Но при всем этом есть богатейшие природные ресурсы.

Вот, например, в геологии Северо-Запада отражены 4 миллиарда лет. Причем они хорошо просматриваются - геологические памятники, окаменелости... У нас и первобытные леса сохранились. Если в странах Запада по 4 - 5 заповедных мест, то у нас 10 заповедников и национальных парков. Диковинные птицы прилетают и остаются в наших местах. Встречаются растения, которые вроде бы и не должны здесь расти. Удивительно, как они здесь прижились? Но никто их изучением всерьез не занимается - нет специалистов. А есть масса желающих на все на это посмотреть. Должны быть у нас в области экологические маршруты по этим диковинным местам. По тому же Карельскому перешейку, который называют жемчужиной в ожерелье природных ресурсов. Рельеф здесь сформировался в результате ледниковой деятельности. Характерны моренные ландшафты с многочисленными озерами, камовыми террасами, холмистая местность.

- Недавно появилось сообщение, что группа специалистов Северо-Запада работает над программой - аналогом «Золотого кольца России»?

- Да, возможно, она будет называться «Серебряный щит», «Серебряное кольцо» или «Серебряное ожерелье». Предполагается посещение Санкт-Петербурга, Пскова, Новгорода, Изборской крепости и других известных мест. Но это ведь опять городской туризм.

А в заповедных местах въезд ограничен и экологический туризм становится единственной формой ознакомиться с ними. Отрадно, что некоторые директора и руководители национальных парков создают такие туристические направления, как, например, Кемьозерское и Водлаозерское.

Их директорский корпус состоит из выпускников лесотехнической академии. Они организуют годичные курсы инструкторов по экологическому туризму, выпускники которых получают удостоверения и проводят экскурсии по своим паркам.

Места здесь живописнейшие и сложные. Именно сложностью данных мест воспользовались финны для подготовки специалистов по экотуризму. Природа-то у них, в Финляндии, что называется, причесанная. И практику на выживание для своих курсантов они провели в Водлаозерском парке. Одно из важнейших требований к специалистам такого профиля у финнов - умение выживать в любых условиях. В диком и заброшенном уголке парка их оставили на две недели с мобильными телефонами, но без питания, чтобы они смогли научиться продержаться в экстремальной ситуации на подножном корму.

- Цель была достигнута?

- Да. К тому же, парк, соответственно, получил за это деньги. Экотуризм является одним из важнейших механизмов сохранения природной среды и в то же время может обеспечить местное население работой. В Кемьозерском национальном парке работает более ста местных жителей. Четвертая часть доходов района поступает именно от экотуризма.

Кстати, Константин Рерих еще в 1901 году в своей статье о природе писал, что детей обязательно нужно учить жить в ограниченных условиях. Они должны заниматься спортом, ходить в экспедиции и погружаться в диковинный мир природы. Нужно формировать в сознании представление о том, что, находясь на природе, они должны сами себя ограничивать.

Как-то к нам из Германии приезжали специалисты по экотуризму. Рассказали, что у них есть школы с экологической ориентацией, есть лицеи и колледжи с отделениями по экологическому туризму, лесотехнический вуз. Отбор туда идет очень строгий - по тестам. Человек должен знать, что работать ему предстоит в тяжелых условиях. А у нас ведь системы особого отбора кадров  нет.

Началом этому должны послужить детские туристические клубы. В Петербурге есть турклуб «Лева», замечательный, знаменитый уже клуб «Непоседа». У них очень интересные программы, ориентированные и на научное изучение территории - историю края, этнографию.

- Валентина Генриховна, хотя и очень медленно, но дело-то с экотуризмом движется вперед?

- Организовали эти клубы энтузиасты. В молодости они были заядлыми туристами. А когда подросли дети, они решили передать им свои туристские навыки, способность защищать, а не потреблять природу. После школы «непоседы» и «левы» хотят и дальше заниматься экотуризмом. В прошлом году 10 студентов лесотехнической академии выбрали для себя очень сложный маршрут. Сами разработали и поставили задачу: в двухнедельный срок на всем маршруте убрать следы «присутствия» туристов. Сжигали, закапывали мусор. После себя оставили абсолютно чистую тропу. В этом году они отправились по новому маршруту.

Очень необходим банк данных знатоков природы. Таких, как профессор Георгий Редько, который как никто другой знает Линдуловскую рощу в поселке Рощино Выборгского района. Безусловно, это поселок - один из привлекательных объектов экологического туризма.

- Есть масса инициативных людей, преданных этому делу, а объединить их некому?

- А вопрос-то состоит в том, чтобы это стало государственным делом. У нас была общегосударственная программа с опорой на региональные. Сейчас экологический туризм - общепризнанное направление. В канадском городе Квебек состоялся саммит на уровне глав министерств на эту тему. Экотуризм обсуждался как самый перспективный и самый необходимый в борьбе с диким туризмом. Говорилось, что преимущества экотуризма не только в том, что он сохраняет природу и обеспечивает ее устойчивое развитие. В странах должно быть принято законодательство, способствующее передаче доходов от такого вида туризма в виде налогов для развития данной территории с первозданной и малоизмененной природой. А также для малочисленных народностей, которые живут в такой местности.

Например, на территории Ленинградской области кроме русских, украинцев и белорусов проживали вепсы, татары, ижорцы, корелы. У каждой народности - свои обряды, традиционные праздники. Необходимо сохранить их для потомков.

Осенью в выставочном комплексе «Ленэкспо» в Санкт-Петербурге проходит традиционный туристский форум. Меня всегда интересует соотношение экологического с другими видами туризма. Впечатление одно и то же: экотуризм - какой-то буфер, который занимает незначительное место в огромном туристическом море. На прошлогоднем форуме, кстати, проводившемся в десятый раз, состоялся круглый стол по проблемам развития экотуризма. Был заявлен доклад руководителя Всероссийской ассоциации по экотуризму. Только здесь я узнала, что у нас есть еще и такая ассоциация. Практиков с мест интересовало, что это за ассоциация, кто туда входит, какими финансовыми и другими возможностями она обладает. Может ли она лоббировать интересы экотуризма на уровне министерств, ведомств, правительства, Госдумы. Хотелось бы знать, как ассоциация собирается решать эту двуединую задачу: развития отрасли и развития образования по экотуризму. Но центрального слова мы так и не услышали, так как докладчик не приехал и ценным круглый стол в результате не оказался.

Пока не будет принята государственная программа развития экологического туризма, пока это не «прорастет» сверху до отдельного поселка, экотуризм так и будет частным делом энтузиастов. Благо у нас пока очень много людей, которые любят этим делом заниматься. Ведь другой страны, настолько же богатой по своим природным условиям, как Россия, больше нет.