Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Образование

75 лет на передовой

Лесоинженерный факультет Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии

Без грамотных специалистов, в полной мере владеющих спецификой вопросов, касающихся лесных насаждений и древесного сырья, лесопродукции и процессов ее заготовки и транс­портировки, невозможна работа лесопромыш­ленного комплекса в целом. Мы постоянно го­ворим о техническом прогрессе и новых технологиях. Но в том, что касается задачи взять и перевезти природное сырье к месту дальнейшей переработки, мы оказываемся пе­ред лицом проверенных временем методов и приемов. Впрочем, это не означает остановку в совершенствовании техники.

Надо признать, что отечественные машиностро­ители могут немногое предложить сегодня лес­ному комплексу. И динамично развивающиеся лесопромышленные предприятия, как правило, отдают предпочтение технике импортной. За­частую высшая школа стоит перед вопросом: как научить инженера профессии, если на производ­стве его ждет другая техника, другие машины? Ответ очевиден: фундаментальное образование, дающее полное представление об основах орга­низации процесса, позволяет нашим специалис­там ориентироваться в изменяющихся условиях сегодняшней действительности.

Специфика нашего образования базируется на знании леса - единого живого организма, кото­рый важно грамотно использовать, сохраняя его потенциал для будущих поколений. Вот почему в настоящее время мы констатируем повышение спроса на наших специалистов. Перспективы развития лесного комплекса ясно дают понять: потребность в грамотных инженерах, понимаю­щих не только технику, но и особенности работы с лесом, будет только возрастать.

Вместе с тем возрастают и требования к специа­листам, которые завтра придут работать в лесную промышленность. Сегодня высшее образо­вание подразумевает свободное владение иност­ранным языком и информационными технологи­ями. На нашем факультете уже давно введены новые дисциплины, призванные дополнить об­разование необходимыми знаниями и навыками.

Помимо новых дисциплин факультет сегодня предлагает и новые специальности, отвечающие требованиям современного лесного бизнеса. С возрастанием роли информационного обеспечения, автоматизированного управления технологическими процессами в лесном комплексе, с всеобщей компьютеризацией производства на факультете была введена специальность «Инфор­мационные системы в химико-лесном комплек­се». Необходимость создания новой системы контроля качества лесопродукции обусловила по­явление специальности «Стандартизация и серти­фикация в химико-лесном комплексе».

За все годы существования факультета, который в нынешнем году отметит свой 75-летний юбилей, подготовлено более 10 тысяч высококвалифицированных специалистов в области технологии лесозаготовительного производства, сухопутного и водного транспорта леса, автоматизации производственных процессов. На сегодняшний день наши выпускники работают во всех уголках России, в ближнем и дальнем зарубежье, занимая должности от мастера до руководителя предприятия, работника министерства, сотрудника научно-исследовательского и проектного института. Многие выпускники защитили кандидатские и докторские диссертации, избраны действительными членами отечественных и зарубежных академий наук, возглавляют кафедры в ЛТА и других вузах.

Сегодня в состав факультета входит семь кафедр, три из которых - выпускающие. Все преподаватели кафедр ведут разноплановую научно-исследовательскую работу. Наиболее перспективными направлениями являются исследования по феде­ральной целевой программе «Комплексное ис­пользование и воспроизводство древесного сы­рья», фундаментальные исследования по прог­раммам, посвященным принципам инфор­мационных систем планирования и управления в лесном комплексе, и многие другие.

Результаты научных исследований органично включаются в учебный процесс, что положитель­но сказывается на уровне подготовки наших сту­дентов. Кроме того, студенты принимают актив­ное участие в выполнении научных исследований кафедр, и результаты их работы ежегодно публи­куются в сборниках работ молодых ученых.

Отдавая должное фундаментальному техничес­кому образованию, которое дает ЛТА, сегод­няшние производственники говорят об усилении практической стороны подготовки специалистов. Мы готовы работать в этом направлении, но без активного участия самих промышленников сде­лать это высшей школе практически невозможно.

За тот период времени, пока лесной комплекс ис­кал пути выхода из кризиса, сложившегося по объективным экономическим причинам, была разрушена стройная система преемственности профессионального мастерства, исчезла школа, которая обеспечивала всестороннюю подготовку молодого специалиста непосредственно на произ­водстве. Что происходит сегодня? Не имея воз­можности растить специалиста в процессе про­фессиональной деятельности, предприниматели конкурируют за тех людей, которые наработали свой опыт еще в советские времена. Таких специ­алистов остается все меньше и меньше - играет роль фактор времени. Цена таких специалистов становится все выше и выше. А между тем пора уже научиться вкладывать свои силы и сред­ства в будущих профессионалов - растить, учить молодых специалистов, даже понимая, что неко­торые из потока и не ответят ожиданиям работо­дателя. В конце концов, это оправданный риск, дающий самое главное - гарантии стабильной ра­боты профессионального коллектива и через год, и через пять, и через десять лет.

Не все представители реального сектора лесного комплекса сегодня понимают это: видимо, чрез­мерно изменчивая современная жизнь отучает заглядывать в завтрашний день. А для высшей школы это вполне естественно - жить будущим. Мы всегда работаем исключительно на перспек­тиву. И уже понятно, что в самом непосредственном завтра потребуется искать и находить такие методы сотрудничества высшей школы и работодателя, которые позволили бы готовить специалистов, отвечающих всем требованиям де­ла. Наметки таких путей мы видим уже сейчас: это и подготовка специалистов под заказ работо­дателя с введением дополнительных дисциплин, это и полноценная производственная практика на предприятии.

Необходимость высшего образования для совре­менного специалиста на всех уровнях лесной про­мышленности - это не желанное условие, это тре­бование сегодняшнего дня. Современная профес­сиональная техника достигает такой степени сложности, когда доверить одно только управле­ние ею человеку без высшего технического обра­зования - весьма рискованное дело. Машинист с дипломом - это нормальная практика уже сейчас. Конечно, речь идет о предприятиях, где использу­ются преимущественно импортные машины пос­леднего поколения. Но такие тенденции характер­ны для лесного комплекса в целом. Год от года тех­ника не будет становиться проще и требований мастерства к инженеру не будет меньше. Это зна­чит, будет сохраняться и расти потребность в фун­даментальном техническом образовании, которое всегда характеризовалось в России универсаль­ностью и широтой получаемых знаний.

Именно такое образование готова предоставить Лесотехническая академия, в том числе и лесоинженерный факультет.