Качество древесины и лесопродукции. Часть 6
Качество древесины и лесопродукции
Часть 6. Лесопромышленное нормотворчество
Качество древесины и лесопродукции. Часть 1. Качество древесиныКачество древесины и лесопродукции. Часть 2. Первичная лесопродукция
Качество древесины и лесопродукции. Часть 3. Пиломатериалы
Качество древесины и лесопродукции. Часть 4. Заготовки и детали
Качество древесины и лесопродукции. Часть 5. Заготовки и детали
Лесопродукция, как и любой другой вид промышленной продукции, должна соответствовать определенным нормам качества. Для этого необходимо правильно организовать производство и выстроить технологический процесс.
Задачи и уровни нормотворчества
Нормы качества для массовых видов лесопродукции (круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки) устанавливаются государственными стандартами (ГОСТ). Если на какой-то вид лесопродукции, например хлысты, нет сейчас норм на уровне ГОСТов, то ее изготовитель-поставщик может регламентировать эти нормы стандартом организации (СТО). При изготовлении лесопродукции по специальным требованиям заказчика описание ее характеристик оформляется отдельным приложением к договору на поставку такой лесопродукции. Круглые лесоматериалы, пиломатериалы всех назначений и большинство разных заготовок изготавливают и реализуют по конкретным ГОСТам, представляющим государственный уровень нормотворчества для лесопромышленных производств.
Регламентированные нормы являются ключевой информацией, которая используется для разработки технологической (процессы, режимы, планы контроля) и организационно-распорядительной (положения, инструкции и т. д.) документации на уровне предприятия, необходимой для эффективного и конкурентоустойчивого производства. Комплект нормативной, технологической и организационно-распорядительной документации представляет собой, условно говоря, техническую конституцию предприятия, цель которой - обеспечение всех стадий и этапов производства нормами и правилами, которые необходимо соблюдать, для того чтобы добиться изготовления лесопродукции требуемого качества.
Производственное нормотворчество требует, с одной стороны, обязательного учета и соблюдения положений, зафиксированных в действующих нормативно-правовых документах и актах (федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, распоряжениях министерств и ведомств), знания информации о состоянии мировых рынков лесопродукции, так как Россия является членом ВТО, особенностей оценки качества лесопродукции и динамики спроса на нее, а с другой - понимания особенностей и реальных возможностей конкретного производства. Поэтому оптимизация возможностей предприятия и рыночных требований к изготовляемой продукции - задача творческая, нешаблонная, и решается, как правило, командой технических специалистов под началом руководителя предприятия.
Приоритет нормативных документов для технической конституции предприятия обуславливает необходимость знания и учета особенностей становления и развития всей системы нормативного обеспечения лесопродукции в нашей стране и на международном уровне.
Нормативное обеспечение лесопродукции
Начало системной регламентации лесопродукции в формате единых для всей страны нормативных документов было положено в 20-х годах прошлого века. До этого в России не было общих норм для лесных товаров. В отношении одних и тех же видов лесопродукции в разных районах страны действовали разные нормы и требования.
Первым нормативным документом для отечественной лесопродукции можно считать «Правила торговли лесными товарами», которые были приняты в 1924 году Московской товарной биржей. Общесоюзные стандарты (ОСТ) на лесоматериалы различного назначения были разработаны и введены в 30-е годы прошлого века. Так, на пиловочник общего назначения действовал ОСТ 7624. Другие ОСТы регламентировали требования к пиловочнику специального назначения, для судо- и самолетостроения, и т. п. В 1943 году был введен государственный стандарт ГОСТ 1047 «Бревна пиловочные хвойных пород», который периодически пересматривался и уточнялся, а с 1960 года и по настоящее время действует ГОСТ 9463 «Лесоматериалы круглые хвойных пород», который регламентирует круглые лесоматериалы различного назначения (пиловочник, балансы, кряжи и др.) и периодически пересматривается. Ситуация с нормативным обеспечением хлыстов рассмотрена в статье, посвященной первичной лесопродукции (опубликована в «ЛПИ» № 6, 2014 год). Круглые лесоматериалы лиственных пород - объект стандартизации ГОСТ 9462, введенного в середине прошлого века.
В 1930-е годы были разработаны первые ОСТы на пиломатериалы: ОСТ 7099 на доски и бруски, ОСТ 264 на строительные брусья, а также стандарты на пиломатериалы для вагоно- и судостроения. В 1957 году все ОСТы на пиломатериалы разного назначения были заменены одним стандартом ГОСТ 8486 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия», который был уточнен в 1966 и 1986 году и действует до настоящего времени. Тогда же введены государственные стандарты на экспортные пиломатериалы черноморской (ГОСТ 9302) и северной, или т. н. беломорской (ГОСТ 26002) сортировки, на заготовки хвойных (ГОСТ 9685) и лиственных (ГОСТ 7897) пород, на ряд деревянных деталей (шпалы, мостовые брусья и др.). Особенностью ГОСТов на пилопродукцию является унификация как норм качества, так и размеров пиломатериалов, заготовок и деталей, что имеет большое значение для массового производства и применения продукции.
На основе ГОСТов на лесопродукцию в 1960-1980-е годы разрабатывались и применялись стандарты Совета экономической взаимопомощи (СТ СЭВ), например СТ СЭВ «Пиломатериалы хвойных пород», имевшие статус международных стандартов для стран народной демократии. В тот же период система нормативного обеспечения лесопродукции существенно пополнилась стандартами на терминологию, методы испытаний древесины, режимы сушки пиломатериалов и др. Наша страна активно сотрудничала с Международной организацией по стандартизации (ИСО), наши специалисты возглавляли ряд ее профильных комитетов.
Развитие стандартизации во второй половине прошлого века базировалось на государственных программах обеспечения научно-технического прогресса во всех отраслях промышленности, носило комплексный характер и определяло перспективы развития каждой отрасли. У стандартизации как деятельности по нормативному обеспечению продукции были свои уровни и разные форматы документов.
Государственно-республиканский уровень: ГОСТ - государственные стандарты, СНиП - строительные нормы и правила, СП - своды правил (на основе ГОСТ и СНиП), НПБ - нормы противопожарной безопасности, СанПиН - санитарные правила и нормы и некоторые другие.
Отраслевой уровень: ОСТ - отраслевые стандарты, РТМ - руководящие технические материалы, ВСН - временные строительные нормы, ТП (ТР) - типовые технологические процессы (режимы). В формате ОСТ был разработан стандарт на хлысты, в формате ТП (ТР) - технологические процессы и режимы лесопиления, сушки пиломатериалов, изготовление изделий мебели, деревянных окон, дверей, паркета и др.
Производственный уровень: стандарты предприятий (СТП), получившие широкое применение при освоении комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП); конструкторско-технологическая документация, организационно-распорядительные документы. Правила разработки отраслевых и производственных документов регламентировались системой государственных стандартов (ГОСТ 1, ЕСКД - единая система конструкторской документации, ЕСТПП - единая система технологической подготовки производства и др.). Технические условия (ТУ) могли разрабатываться на новые или опытные образцы изделий или в развитие имеющихся ГОСТов (без понижения норм и требований), но с обязательным условием многочисленных согласований.
Эта система стандартизации не отличалась оперативностью, сковывала инициативность и самостоятельность производителей продукции, характеризовалась ведомственно-отраслевым волюнтаризмом, но была комплексной и методологически устойчивой.
В постсоветской России пока не сложилась целостная система стандартизации, сократились объемы и снизились темпы создания новых и обновления имеющихся государственных стандартов, что не лучшим образом повлияло на состояние нормотворчества на отраслевом и производственном уровне. Это сказывается на технической политике всей промышленности, обуславливает отсталость ее нормативного обеспечения и порождает некий диктат заказчика, который может неправомерно требовать нарушения действующих стандартов. Эту ситуацию должен урегулировать федеральный закон «О стандартизации», который будет принят в ближайшее время. Проект этого ФЗ разработан на основе и для обеспечения введенного в 2003 году федерального закона
«О техническом регулировании».
Суть технического регулирования
Законом техническое регулирование определено как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и к связанными с этими требованиями процессами производства, применения (эксплуатации), хранения, перевозки и утилизации, а также правовое регулирование отношений при оценке соответствия (сертификации) продукции. Основные задачи и положения техрегулирования реализуются в виде технических регламентов, принимаемых в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды.
Безопасность определяется как состояние объектов техрегулирования (продуктов и процессов), при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда объекту техрегулирования. Риск понимается как вероятность причинения вреда с учетом его тяжести. Техрегламенты должны обеспечивать необходимые минимальные уровни безопасности, присущие конкретному виду продукции или процессу (авторский комментарий понимания и обеспечения безопасности и рисков в деревообрабатывающих производствах, в частности при изготовлении деревянных домов, см.: «Безопасность и риски в малоэтажном домостроении», «ЛПИ» № 8, 2012 год).
Складывающаяся практика разработки и применения техрегламентов свидетельствует о явной неопределенности в перечне объектов техрегулирования и методологии их определения, об отсутствии общепринятых методик оценок рисков и их нормативов во всех областях промышленного производства и строительства (кроме пожарной безопасности и расчетов рисков в ракетно-космической сфере, авиации, атомной энергетике), о неясности статуса государственных стандартов, т. е. их деления на обязательные и добровольные, которое уже ведут некоторые министерства и ведомства в приказном порядке, хотя ФЗ «О техническом регулировании» установил только добровольное применение ГОСТа для обеспечения требований техрегламентов.
К настоящему времени приняты (в формате федеральных законов) полтора десятка техрегламентов, в основном на продукты питания, напитки, изделия мебели. Отсутствие техрегламентов в лесопромышленном производстве не исключает возможности их разработки и принятия в перспективе. Сейчас разработка этих техрегламентов неочевидна по двум основным причинам: лесопродукции не свойственны виды опасности, регламентированные ФЗ «О техническом регулировании» (излучения, взрывоопасность, термическая и химическая опасность и др.), а обеспечение ее пожарной безопасности предусмотрено ФЗ «О пожарной безопасности»; безопасность же процессов ее производства, перевозки и хранения регламентируется нормами и правилами по технике безопасности и охране труда.
Закон о техническом регулировании установил в нашей стране цели стандартизации, из которых основные: соответствие требованиям технических регламентов и повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества и т. д. В законе основным принципом стандартизации определено добровольное применение документов по стандартизации и конкретизирован основной перечень этих документов: национальные стандарты, т. е. ГОСТ Р, стандарты организаций (СТО), своды правил (СП), принимаемые в области строительства, правила, нормы и рекомендации в сфере стандартизации, принимаемые национальным органом РФ по стандартизации (Росстандартом), международные стандарты. Все эти документы, кроме СТО, принимаются и вводятся в действие на государственном уровне. Следует отметить отсутствие в этом перечне нормативных документов формата ТУ, т. е. технических условий, которыми явно неправомерно в большом объеме пользуются в настоящее время предприятия отечественной промышленности. На производственном уровне нормативное обеспечение продукции в отсутствие ГОСТов при изготовлении новой продукции или продукции с более высоким качеством, как и всех этапов и процессов производства, должно базироваться на СТО.
Стандарты организаций
В соответствии со статьей 17 федерального закона «О техническом регулировании», эти стандарты могут разрабатываться и утверждаться предприятиями (научными, общественными и саморегулируемыми организациями и объединениями юридических лиц) самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, распространения и использования полученных результатов исследований и разработок.
Порядок разработки, утверждения, учета, внесения изменений в СТО и их отмены устанавливается предприятиями самостоятельно. СТО могут являться основой для разработки проектов нормативных документов государственного уровня, прежде всего ГОСТов. Положения по разработке СТО содержатся в ГОСТ 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения», применение которых является добровольным, а не обязательным.
Эффективность производственного нормотворчества на основе СТО зависит от его системности, комплексности, оперативности, технического уровня стандартов и обязательности их соблюдения. Системность означает, что СТО должны разрабатываться в определенной последовательности, с соблюдением принципов технологической логики (см. публикацию «Технологический процесс домостроения», «ЛПИ» № 5, 2013 год) и приоритета объектов стандартизации в формате СТО, что определяется основополагающим СТО, регламентирующим порядок разработки всех стандартов на предприятии. Изначально регламентируются требования к качеству вырабатываемой продукции, затем - к приобретаемому сырью, техническим средствам производства, после этого - планы и методы контроля качества продукции, условия аттестации специалистов и рабочего персонала и т. д.
Комплексность обеспечивается установлением требований, норм и правил по всем этапам производства, своевременное уточнение или изменение СТО характеризует оперативность системы СТО. Технический уровень стандартов определяет учет соответствующих нормативно-правовых документов в сфере лесопромышленного производства и перспектив развития предприятия.
Производственная и технологическая дисциплина соблюдения требований, норм, правил СТО - непременное условие действенности лесопромышленного нормотворчества, поскольку СТО вводится в действие приказом руководителя предприятия. Стандарты организаций разрабатываются, как правило, специалистами предприятия или - при их участии - независимыми отраслевыми структурами (фирмами, центрами и др.). Для малых и средних лесопромышленных предприятий разработка всей системы СТО невозможна. Такие предприятия могут разработать всего два-три стандарта, например, на свою продукцию и технологию ее изготовления, а в остальном руководствоваться СТО объединений (союзов, ассоциаций и т. п.), членами которых они являются, что существенно уменьшает затраты таких предприятий на создание собственных СТО. В крупных лесопромышленных структурах (комбинатах, компаниях) стандарты разрабатываются головной организацией с учетом специфики каждого подразделения (участков, цехов и т. п.); в штате этих структур должны быть специалисты-стандартизаторы.
СТО оформляют с учетом положений ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения», хотя ФЗ «О техническом регулировании», как указано выше, установление таких правил относит к компетенции самих организаций. СТО утверждают и вводят в действие приказом руководителя организации (предприятия). Этим же приказом определяются должностные лица, ответственные за контроль соблюдения требований СТО. Проекты СТО до их утверждения согласовывают с основными потребителями (заказчиками) продукции или с поставщиками сырья и материалов. Принципиально большое значение эти СТО имеют при заключении договоров (контрактов) на поставку продукции, что исключает возможные разногласия и претензии, снижает арбитражные риски.
СТО на лесопродукцию
После принятия стандарта по общим положениям разработки СТО должны приниматься и вводиться в действие стандарты на изготавливаемую лесопродукцию (хлысты, пиловочник, пиломатериалы, заготовки). С учетом результатов анализа существующей нормативной базы на эти виды лесопродукции и на основе предложений автора по повышению их качества (изложены в статьях, посвященных качеству древесины и лесопродукции, см. «ЛПИ» № 6-8, 2014 год) возможна и целесообразна разработка СТО, регламентирующих:
- качество хлыстов хвойных пород, поставляемых потребителям (как внутри крупных лесопромышленных структур, так и по договорам с другими предприятиями).
Группы (сорта) качества хлыстов могут определяться по длине бессучковой зоны, отнесенной к длине хлыста, и по наличию и размерам внутренних гнилей и трещин (метиковых, отлупых, морозобойных) на комлевом торце хлыста. Эти параметры должны быть определены с учетом опытных раскряжовок (раскроев) нескольких партий хлыстов с разных участков лесного фонда предприятия;
- качество хвойного пиловочника, оцениваемое по нормам ограничения только основных сортообразующих пороков (сучков, гнилей, трещин, возможно и кривизны), измеряемых одним способом: по отношению их размера к вершинному диаметру бревна. Достоверность (точность) такой оценки будет не ниже 0,95, что вполне приемлемо для больших партий бревен.
Разработка СТО на хвойный пиловочник может быть осуществлена на основе адаптации к условиям предприятия стандарта научно-технического общества деревообрабатывающей промышленности СТО НТО ДП-2-12 «Бревна пиловочные хвойных пород. Технические условия». Оценка качества пиловочника может быть выполнена на основе данных, представленных в табл. 1. Следует отметить не только существенное упрощение оценки качества пиловочника, но и обеспечение большей, чем по ГОСТ 9463, однородности качества в его сортах за счет ограничения одновременного наличия нескольких пороков на одном бревне. Выделение бревен без видимых пороков на поверхности (таких бревен не менее 15% в сосновом и еловом пиловочнике и до 30% в лиственничном пиловочнике) в отдельный (отборный) сорт имеет большое значение для ценообразования на пиловочник и должно стимулировать рациональный раскрой хлыстов при получении пиловочника;
- качество хвойных пиломатериалов с учетом:
а) назначения пиломатериалов, т. е. для последующего их раскроя на заготовки и детали (поделочные) или для использования в целом виде в качестве элементов строительных конструкций (конструкционные). Критерием качества поделочных пиломатериалов является объемный выход требуемых заготовок (деталей) при раскрое пиломатериалов, а критерием конструкционных - обеспечение прочности древесины с учетом наличия пороков на поверхности;
б) реальной встречаемости пороков, влияющих на критерии качества пиломатериалов любого назначения, и достаточной для оценки качества пиломатериалов в производственных условиях достоверности норм ограничения таких пороков;
в) насыщенности пиломатериалов пороками, т. е. размещения их по длине доски или бруса, влияющего на однородность качества пиломатериалов одного сорта. Для поделочных пиломатериалов это означает гарантию стабильного выхода заготовок (деталей) из досок одного сорта, а для конструкционных - отсутствие совокупностей пороков на одном лишь участке длины пиломатериала, т. е. опасного сечения, прочность которого определяет качество всей доски.
Информация для учета изложенных условий содержится в статье автора «Пиломатериалы» (см. «ЛПИ» № 7, 2014 год). Стандарт для более объективной оценки качества пиломатериалов не только упростит (по сравнению с ГОСТ 8486) процесс оценки без снижения уровня его достоверности, но и обеспечит более рациональное использование пиломатериалов за счет уменьшения объема отходов при их раскрое и более обоснованного учета прочности деревянных элементов строительных конструкций. Предлагаемые правила и методы оценки качества хвойных пиломатериалов, регламентированные СТО, могут быть эффективны как при раскрое пиломатериалов на самом предприятии-изготовителе, т. е. для собственной деревообработки, так и при их реализации внешним потребителям или заказчикам - при обязательном включении СТО в договор (контракт) на поставку пиломатериалов.
Нормирование и регламентацию качества первичных видов лесопродукции, используемых как полуфабрикаты, необходимо базировать на результатах учета критериев качества лесопродукции и использовании математических моделей качества пиловочника и пиломатериалов с обоснованием количества их сортов и обеспечением оптимальной однородности сортов;
- качество заготовок и деталей по каждому назначению (строительство, в т. ч. малоэтажное домостроение, мебельное производство с разделением на заготовки для деталей корпусной мебели и для изготовления клееных облицованных щитов, заготовки для мостостроения и т. п.) и с учетом требований потребителей и реальной встречаемости пороков древесины, влияющих на качество заготовок и деталей, а также требований по влажности древесины и качеству обработки пилопродукции (по наличию и размерам дефектов).
Для разработки СТО на заготовки и детали строительного назначения может быть использована информация, изложенная автором в статье «Заготовки и детали» (см. «ЛПИ» № 8, 2014 год и № 1, 2015 год). Так, по признаку назначения эта пилопродукция подразделяется на три группы: декоративно-ограждающие детали; несущие, т. е. воспринимающие эксплуатационные нагрузки в строительных конструкциях; вспомогательные. Первая группа формируется из архитектурно-декоративных и профильных деталей, вторая - из заготовок-деталей, а третья - только из заготовок, т. е. без дополнительной обработки поверхностей.
У каждой группы пилопродукции есть особенности, касающиеся условий их применения (эксплуатации), механической и защитной обработки, возможности использования лиственной древесины.
Если детали и заготовки изготавливаются для малоэтажных зданий (т. н. домокомплекты), то целесообразно регламентировать их одним СТО. В этом случае можно адаптировать к условиям предприятия СТО НТО ДП-1.2-12 «Здания жилые малоэтажные. Детали деревянные. Технические условия». Этот стандарт входит в комплекс взаимосвязанных СТО НТО ДП для малоэтажных зданий, регламентирующих также классификацию, термины и определения, виды безопасности, показатели качества, общие технические требования к малоэтажным жилым зданиям; качество бревен и брусьев для стеновых конструкций этих зданий.
Бревна (оцилиндрованные и окоренные) и брусья (пиленые и клееные), применяемые для создания стеновых конструкций малоэтажных зданий, являются заготовками-деталями, выполняющими функции несущих, ограждающих и декоративных. Отдельный СТО на бревна и брусья целесообразно разработать при изготовлении и реализации срубов, т. е. «коробок» зданий. Положения СТО на бревна и брусья могут быть использованы и в других случаях поставки брусовой пилопродукции, например, для мостостроения.
Спрос на мебельные клееные щиты растет во всем мире и, по оценкам экспертов, составляет сотни миллионов кубометров в год, но пока удовлетворяется меньше чем наполовину. Наряду с ростом потребностей внутреннего рынка в мебельных заготовках, массово уже изготовляемымых лесопромышленными структурами, можно ожидать и увеличения спроса на детали щитов. Поэтому СТО на мебельные заготовки и детали может быть весьма востребованным. Нормативной основой этих СТО должны быть технические требования мебельщиков, прежде всего по породному составу заготовок и деталей, по нормированию пороков, влажности и шероховатости.
Стандарты на методы оценки (испытаний, измерений, контроля)
При разработке рассмотренных выше проектов СТО на пиловочник и пиломатериалы важно в отдельных СТО или непосредственно в стандартах на эту лесопродукцию изложить методы измерения основных пороков пиловочника в долях вершинного диаметра бревен, а для пиломатериалов - и оценку насыщенности досок пороками для обеспечения большей однородности качества в сортах пиломатериалов (см. «ЛПИ» № 6 и 7, 2014 год).
Примером регламентации результатов научных разработок в формате СТО является проект стандарта «НТО древпром» на новый метод оценки прочности клеевых соединений в клееных деталях, разработанный в Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете им. С. М. Кирова под руководством профессора Анатолия Чубинского. Метод апробирован в производственных условиях, что позволяет в 2015 году утвердить его в виде СТО НТО ДП и рекомендовать предприятиям, изготовляющим деревянные клееные детали и конструкции.
Научные разработки фирмы «МП "ДОМ"» стали основой комплекса СТО НТО ДП 1.0...1.3-13 на малоэтажные жилые здания, состав которого изложен выше. Эти СТО находят применение на отечественных предприятиях деревянного домостроения.
На лесопильно-деревообрабатывающих предприятиях технологические операции и режимы, особенно планы контроля (входного, операционного и приемочного), могут регламентироваться в формате СТО. При этом предприятие может использовать разные виды контроля (сплошной, выборочный, летучий и т. д.). Например, при входном контроле пиловочника или пиломатериалов постоянных и надежных поставщиков - упрощенный выборочный контроль, а от новых поставщиков - сплошной контроль каждой партии лесопродукции. При настройке технологических операций нужен системный выборочный контроль, а стабильные операции можно регулировать периодическим летучим (случайным) контролем.
Приемочный контроль, прежде всего в производстве заготовок и деталей, целесообразно устанавливать отдельно для массивных заготовок и деталей, например брусьев, и для заготовок и деталей небольшого сечения (плинтусов, наличников и т. п.). Массивные заготовки-детали необходимо контролировать поштучно, с маркировкой каждой единицы этой продукции, а остальные - выборочно, с последующей маркировкой их пачек или пакетов.
Для приемки строительных деталей ГОСТ 8242 определяет правила выборочного одноступенчатого контроля (по ГОСТ 23616) с приемочным уровнем дефектности не более 4%, т. е. с достоверностью 0,96, по плану, данные которого приведены в табл. 2.
Контроль осуществляют в следующем порядке:
- из партии деталей производят выборку методом случайного отбора по ГОСТ 18321;
- проверяют каждую деталь из этой выборки на соответствие требованиям нормативного документа на детали или условиям договора (контракта) на их поставку и определяют число деталей с недопустимыми дефектами (с отклонениями от установленных требований);
- партия деталей считается принятой, если число дефектных деталей в выборке меньше или равно приемочному числу, приведенному в табл. 2; партия деталей не подлежит приемке, если число дефектных деталей в выборке равно или больше браковочного числа.
Итоговое решение о неприемке партии деталей может быть перепроверено контролем деталей из удвоенного объема выборки; результаты этого контроля являются окончательными.
В состав системы СТО в крупной лесопромышленной структуре или сообществе (ассоциации, союзе) однопрофильных, например домостроительных, предприятий, могут входить и другие стандарты: программы и методы маркетинга и мониторинга вырабатываемой и реализуемой продукции; правила определения, оценки и использования технологических рейтингов и потребительских индексов домостроительной продукции (см. статью «Потребительские предпочтения на малоэтажном жилищном рынке», «ЛПИ» № 2, 2013 год), схемы сертификации лесопродукции и др. Комплекс СТО лесопромышленной структуры должен включать и стандарт оценки профессиональных знаний специалистов и рабочего персонала предприятия, что принципиально важно как для формирования квалифицированного штатного состава предприятия, так и для обеспечения стабильной и эффективной работы действующего производства.
Стандарт профоценки персонала
Объективная оценка профессиональных знаний технических специалистов и рабочего персонала необходима для создания работоспособного коллектива предприятия, минимизации возможных конфликтных ситуаций в нем и для определения форм и способов стимулирования работников и повышения их квалификации. Эти задачи решаются на основе регламентированных процедур оценки - программы и методики. Разработка таких процедур - объект нормотворчества на производственном уровне, реализуемого в виде СТО.
Разработка СТО может быть осуществлена с учетом стандарта Российского союза научных и инженерных организаций СТО РосНИО 1.002-2010 «Оценка профессиональных знаний работников предприятий и организаций. Программа и методика», устанавливающего основные требования к программе и методике оценки профессиональных знаний инженерно-технических специалистов и рабочего персонала предприятия (организации).
Программа оценки устанавливается приказом руководителя предприятия (объединения предприятий) или организации и определяет:
- конкретные задачи оценки (объективная оценка знаний, определение форм и способов стимулирования труда и повышения квалификации работников и др.);
- перечень должностей и профессий, подлежащих оценке;
- порядок формирования групп оцениваемых работников;
- график и периодичность проведения оценки;
- место и время проведения оценки;
- методику оценки;
- состав комиссии по проведению оценки (не менее трех человек), в которую должны входить преимущественно сторонние, независимые специалисты по профилю деятельности предприятия (организации), а также представители трудового коллектива;
- порядок подготовки, использования и хранения документации по оценке знаний работников;
- процедуру разрешения возможных спорных ситуаций при оценке знаний работников и др.
В приказе должны быть учтены особенности конкретного предприятия или объединения; приказ должен быть доведен до всех работников, а подлежащий оценке персонал необходимо ознакомить с ним под подпись. На крупных предприятиях, штат которых составляет сотни специалистов и квалифицированных рабочих, целесообразно в порядке подготовки к процедуре оценки проводить семинары или подготовительные занятия.
специалистов
Метод оценки профессиональных знаний заключается в получении письменных ответов работников на вопросы, содержащиеся в заранее составленной тест-анкете, т. е. в автотестировании.
Тест-анкеты разрабатываются отдельно для технических специалистов и для квалифицированных рабочих в двух форматах: рабочая тест-анкета, содержащая перечень вопросов, графу для ответов на эти вопросы, норматив ответов и графу «оценка, балл», заполняемую комиссией в присутствии оцениваемого работника; контрольная тест-анкета с этими же вопросами и правильными ответами на них. Фрагменты таких тест-анкет приведены в табл. 3. Обычно тест-анкеты содержат 20 вопросов, а ответы оцениваются в баллах (по шкале от 0 до 5).
Уровень профессиональных знаний работника может получить оценки:
- «отлично» - при наличии в заполненной тест-анкете не менее 90% правильных ответов;
- «хорошо» - не менее 75% правильных ответов;
- «удовлетворительно» - не менее 50% правильных ответов;
- «неудовлетворительно» - менее 50% правильных ответов.
На основе анализа итоговых оценок могут приниматься следующие решения:
а) при оценке «отлично» - повышение в должности (повышение разряда), зачисление в кадровый резерв, увеличение оклада, единовременное премирование для штатных работников, а для вновь принимаемых - первоочередной прием;
б) при оценке «хорошо» - сохранение в должности (подтверждение разряда), зачисление в кадровый резерв для штатных сотрудников, а для вновь принимаемых - зачисление в штат с испытательным сроком;
в) при оценке «удовлетворительно» решение принимается только руководителем предприятия;
Последующие очередные оценки по новым тест-анкетам проводятся не раньше чем через два года, один год или шесть месяцев для работников, получивших по итогам проведения оценки уровня квалификации отличную, хорошую и удовлетворительную соответственно. Результаты оценки используются руководством предприятия для реализации программ повышения квалификации работников, совершенствования систем оплаты и стимулирования труда работников и в других целях в интересах предприятия.
Практика профоценки работников свидетельствует о том, что максимальная эффективность этой системы обеспечивается при участии независимых специалистов как в разработке тест-анкет, так и в тестировании.
Регламентируя весь цикл существования лесопродукции и все связанные с ним процессы производства, комплексная система СТО формирует систему управления предприятиями или их объединениями. Поэтому нормотворчество на основе СТО сегодня развито в заметном масштабе в разных отраслях отечественной промышленности, в т. ч. и в лесопромышленном производстве. Но, к сожалению, это нормотворчество никак не обобщается и не анализируется ни на федеральном, ни на отраслевом уровне, что не лучшим образом сказывается на качестве новых и обновляемых нормативных документов государственного уровня.
Подтверждение соответствия (сертификация)
Слово «сертификация» означало и означает сейчас документальное подтверждение соответствия продукции и (или) связанных с ней процессов определенным требованиям (технических регламентов, стандартов, условий договоров). Правовые основы подтверждения соответствия изложены в отдельной главе ФЗ «О техническом регулировании». Закон устанавливает цели, принципы, формы подтверждения соответствия.
Подтверждение соответствия может быть добровольным или обязательным. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, которая производится по инициативе заявителя, т. е. изготовителя продукции, на условиях договора с органом по сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме обязательной сертификации или декларации соответствия.
Обязательная сертификация проводится только на подтверждение соответствия требованиям технического регламента. В начале этой статьи указано, что в настоящее время технических регламентов на рассматриваемые виды лесопродукции нет, поэтому их обязательная сертификация не осуществляется. Но следует учитывать, например, действующую международную систему сертификации Лесного попечительского совета (FSC) для подтверждения легального, неистощительного и экологически безопасного лесопользования при производстве лесопродукции. Без этой системы сегодня невозможно продвижение лесопродукции на рынки других стран и затруднительна ее реализация внутренним потребителям. Но критерии этой системы сертификации отличаются от потребительских критериев лесопродукции (порода, качество древесины и обработки), по-этому подтверждение соответствия каждого вида лесопродукции нормативным документам (ГОСТ Р и СТО) актуально в отношениях производителей лесопродукции и ее потребителей.
Добровольная сертификация предусматривает участие в процедуре органа по сертификации, выполняющего функции независимой и объективной структуры и тем самым как бы гарантирующей соответствие продукции определенным требованиям, причем орган по сертификации оперирует заключениями аккредитованных испытательных лабораторий (центров). Практика применения такой формы сертификации в течение последних лет показала низкую эффективность в большинстве отраслей отечественной промышленности, чему есть две причины. Во-первых, орган по сертификации принимает решение по результатам испытания только определенного количества образцов продукции, что не всегда характерно для массового объема сертифицированной продукции, и если у потребителей возникнут претензии к такой продукции, орган по сертификации в лучшем случае может понести лишь моральные издержки. Во-вторых, оплата услуг органа по сертификации и испытательных лабораторий производителем продукции априори предполагает положительное решение и зачастую становится способом банальной покупки сертификатов.
Применительно к сертификации лесопродукции (пиловочника и пилопродукции) возможно только декларирование соответствия. При декларировании соответствия, как следует из ФЗ «О техническом регулировании», заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы, для чего использует нормативные документы (ими могут быть и СТО) и результаты собственных измерений (испытаний). На основе этих материалов оформляется декларация соответствия.
Форма декларации соответствия, как и предполагает ФЗ, разработана и утверждена федеральным органом по техническому регулированию (Росстандартом). Этот же орган регистрирует декларации соответствия и ведет их реестр. Декларация соответствия подписывается первым руководителем предприятия - изготовителя продукции, что подчеркивает его ответственность, как и предусматривается международными системами качества.
Для потребителей более эффективной и наглядной, чем та, о которой шла речь выше, представляется форма подтверждения соответствия в виде личной гарантии руководителя. Эта форма появилась в начале нынешнего века в Европе и находит применение в нашей стране; на каждой упаковке продукции или в паспорте (инструкции) бытовой техники содержится информация о соответствии продукции нормативному документу (в Европе - EN, в России - ГОСТ Р). Текст подписан руководителем фирмы-изготовителя и скреплен ее печатью. Естественно, такое декларирование соответствия применимо не ко всем видам продукции, особенно конструктивно сложной. Но, во-первых, оно исключает участие в процедурах подтверждения соответствия третьей стороны (по сути, не гарантирующей качество продукции), а, во-вторых, реально повышает ответственность руководителей предприятий. Следует учитывать и уровень доверия потребителей к такой форме декларирования.
Можно полагать, что наличие в сопроводительной документации каждой партии лесопродукции информации о ее соответствии нормативному документу и (или) условиям договора на поставку лесопродукции не только повысит ответственность производителей, но и обеспечит конкурентоустойчивость предприятий и укрепит доверие потребителей к ним. Это вполне достижимо при системном нормотворчестве на лесопромышленных предприятиях, где на основе комплекса нормативных документов всех уровней обязательно должна быть создана действенная техническая конституция.
Виктор КИСЛЫЙ, канд. техн. наук, директор фирмы «МП "ДОМ"»