Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Строительство лесных дорог

От редакции

Одна из наиболее острых проблем лесопромышленного комплекса России - нехватка и низкое качество лесовозных дорог, во многих случаях вынуждающие вести заготовку древесины в холодное время года. При этом в соседней Финляндии, климатические условия которой не отличаются от условий наших северо-западных регионов, накоплен серьезный опыт устройства и поддержания в надлежащем виде лесных дорог, что позволяет эффективно использовать лесную технику и вести заготовку сырья. В предлагаемой вашему вниманию статье представлена в общем виде технология строительства лесной дороги, которая может представлять интерес для специалистов по проектированию и строительству лесных дорог, а также арендаторов лесных участков и компаний, ведущих заготовку древесного сырья. Этапы дорожных работ рассматриваются с точки зрения машиниста-экскаваторщика, выполняющего определенные операции на рабочем участке. В основу рекомендаций положен многолетний опыт и сложившиеся представления о технологии дорожных работ, которые подразделяются на работы по расчистке полосы отвода от леса и работы по возведению земляного полотна. При описании каждого этапа особое внимание обращается на аспекты, влияющие на конечный результат.


Опыт финских специалистов 

Лесные дороги являются одной из важнейших составляющих лесопромышленной инфраструктуры, поэтому для достижения качественных и количественных показателей, характеризующих стабильно функционирующую сеть лесных дорог, оператору строительной техники необходимы разносторонние навыки. Грамотное планирование и четкая организация производства работ позволяют снизить расходы на строительство лесной дороги и уменьшить объем ее последующего ремонта. Дорога - это объект для долгосрочных инвестиций, поэтому качество строительных работ скажется на эксплуатационных показателях возводимого объекта в отдаленном будущем. 

При организации строительства руководствуются полученным от заказчика заданием (техническим проектом), в котором отражены основные параметры и качественные характеристики объекта. Кроме того, во внимание принимаются природоохранные требования и меры по сохранению водного режима территории, на которой ведутся работы. В настоящее время строительные работы выполняются различными технологическими комплексами. На выбор технологии влияют состав и состояние парка машин и механизмов, имеющихся в распоряжении компании. Подрядчики и операторы машин в пределах своих рабочих участков работают самостоятельно, поэтому используемые компаниями рабочие модели часто отличаются.

Расчистка полосы отвода для строительства лесной дороги

Рис. 1. Проектными отметками обозначаются элементы дороги. Отметки сохраняются на время проведения рубок
Рис. 1. Проектными отметками обозначаются элементы дороги. Отметки
сохраняются на время проведения рубок


Рис. 2. На карте отмечены объекты и расстояния до точки начала трассы
Рис. 2. На карте отмечены объекты и расстояния до точки начала трассы

До начала расчистки трассы определяют период проведения работ, подбирают подходящую технику и способы ее доставки. Также на подготовительном этапе прорабатывают организацию вывозки лесоматериалов с делянки и порядок обслуживания машин и механизмов, определяют инструкции по проведению рубок, объем вырубаемой древесины и ее сортиментную структуру, расположение погрузочных пунктов и период транспортировки лесоматериалов. На этом этапе необходимо вооружиться знаниями, касающимися технологии строительства и конструкции земляного полотна (в рамках конкретного проекта), для чего предварительно следует ознакомиться с информацией о размещении вынесенных в натуру проектных отметок и об устройстве таких элементов дороги, как водопропускные трубы и канавы, выемки и места складирования грунта, разъездные и разворотные площадки. Кроме того, до начала лесосечных работ уточняются такие характеристики участка, как рельеф, состав и несущая способность грунтов, а также рассматривается необходимость строительства укреплений в условиях слабых грунтов.

Использование порубочных остатков, порядок их вывоза и складирования необходимо определить до начала проведения рубок. Порубочные остатки можно использовать для повышения несущей способности слабых грунтов, и эти работы должны быть учтены в предварительном плане работ.

Расчистку полосы отвода необходимо проводить, руководствуясь принципом рационального использования произрастающего на ней древостоя. Например, тонкомер, не представляющий коммерческой ценности, заготавливают на дрова вплоть до бревен диаметром 3-4 см. Заготовка ведется главным образом по схеме «валка вперед», при этом порубочные остатки остаются в кучах.

На участках со слабыми грунтами деревья валят вершиной на вырубку под углом 90° к направлению движения машины. Поскольку пни будут оставлены на вырубке нетронутыми, стволы стараются спиливать ближе к поверхности земли. Балансовую древесину не очищают от сучьев, а оставляют на участке.

Защита водоемов при строительстве лесных дорог

Рис. 3. Расчистка харвестером полосы отвода
Рис. 3. Расчистка харвестером полосы отвода

В проекте строительства дороги предусмотрены меры обеспечения экологической безопасности строительных работ, необходимые для минимизации загрязнения водоемов и грунтовых вод. Лесные дороги стараются прокладывать главным образом на минеральных почвах, в обход участков со слабыми грунтами, а также огибать ручьи, заболоченные места и выходы грунтовых вод.

Уменьшить вымывание из почвы питательных веществ и твердых частиц можно с помощью канав, построенных в виде прерывистой линии. Между траншеями на расстоянии 20 м друг от друга оставляют перемычки из нетронутого грунта.

Для предотвращения выноса почвенных частиц и размыва дна в русле канавы рекомендуется устраивать гасители из грунта, валунов или глыб. Благодаря такой конструкции управляемый поток воды перетекает поверх сооружения.

Рис. 4. Во время рубок машина движется вдоль осевой линии
Рис. 4. Во время рубок машина
движется вдоль осевой линии 

На пересеченной местности воду можно отводить за границы дорожной полосы. Цель - минимизировать объем воды, заполняющей канаву. Через определенные отрезки линию канавы отводят в сторону (перпендикулярно дороге). Расстояние между водоотводными канавами составляет несколько десятков метров. Водоотводная канава заканчивается дренажной ямой.

Назначение дренажной ямы - предотвращение прямого стока в естественные и искусственные водотоки. Таким способом минимизируют попадание твердых частиц в водоемы. Организацией поверхностного стока стремятся охватить максимум водосборной площади. Дренажные ямы устраивают в системе боковых и водоотводных канав. Эффективность дренажа зависит от размеров ямы: объем такой ямы должен составлять не менее 1 м3, а глубина должна быть более 1 м. Дренажные ямы также устраивают в системе с водопропускными трубами.

Сильное течение на участке расположения водопропускной трубы можно ослабить с помощью гасителей или струенаправляющих конструкций. Препятствовать грязевому потоку, который мешает выполнению работ по сооружению моста и водопропускной трубы, можно с помощью плотины или изменения направления русла потока. Во время работы необходимо следить, чтобы неочищенная вода не попадала в водоем напрямую. Канавы с быстрым течением пропускают большой объем воды. На время строительства небольших водоотводных труб достаточно соорудить плотину в верхней канаве или отвести поток воды в сторону. На мелкозернистых грунтах можно использовать лесную подстилку в качестве фильтрующего материала.

Планирование работ при строительстве лесных дорог

Рис. 5. Гаситель для предотвращения выноса грунта водным потоком со дна канавы
Рис. 5. Гаситель для предотвращения выноса грунта водным потоком со
дна канавы


Рис. 6. Организация стока воды с дорожной полосы
Рис. 6. Организация стока воды с дорожной полосы

Рис. 9. При обслуживании техники оператору необходимо учитывать риск повреждения поверхности земляного полотна на готовом участке дороги
Рис. 9. При обслуживании техники оператору необходимо учитывать риск
повреждения поверхности земляного полотна на готовом участке дороги

Строительство лесной дороги - это непростая задача, решение которой требует специальных навыков и квалификации. Выполнение работ на маломощной машине с высокой степенью износа дорого и неэффективно. Для строительства дороги следует использовать экскаватор массой минимум 20 т. Экскаватор должен быть оснащен ковшом с гидравлическим механизмом поворота, усиленной гусеничной защитой, т. е. адаптирован для работы в лесу. Для строительства лесной дороги подходят бульдозеры массой от 15 до 25 т, оснащенные поворотным отвалом.

Доставка техники на рабочий участок осуществляется тягачом в сцепе с полуприцепной или грузовой платформой. При транспортировке следует уделять особое внимание технике безопасности.

В комплект необходимого оборудования также входят универсальный и планировочный ковши. Кроме того, могут потребоваться приспособления для подъемных работ (ленты или цепи для подъема и перемещения труб), а также базовый комплект безопасности: лопата, огнетушитель, аптечка и препарат для очистки почвы от моторного масла. Для работы в темное время суток машина должна быть оснащена довольно мощными осветительными приборами.

Базовым условием организации строительства лесной дороги является максимальное использование местного грунта при возведении насыпи. Рекультивационные работы планируют с учетом ландшафта, который сформируется в будущем, скажем, через 10 лет.

Рис 8. При строительстве дорог стараются использовать минимум привозных материалов, которые преимущественно применяются для устройства покрытия
Рис 8. При строительстве дорог стараются использовать минимум
привозных материалов, которые преимущественно применяются для
устройства покрытия 
Рис. 7. Строительство водопропускных труб
Рис. 7. Строительство водопропускных труб

Схема передвижения техники при строительстве лесных дорог

Машина выполняет работу, как правило, двигаясь вперед. Технику следует вести по центру полосы отвода: так легче придерживаться направления линии дороги и соблюдать ширину проезжей части в пределах проектных отметок.

В процессе уборки крупных камней и корчевания пней необходимо учитывать риски повреждения техники. Нагрузкой на конструкцию машины можно управлять путем разделения рабочего процесса на отдельные операции.

Крупный камень легче извлечь из земли, если его предварительно окопать со всех сторон.

Дорожная конструкция

Рис. 10. Параметры поперечного профиля дороги
Рис. 10. Параметры поперечного профиля дороги

Элементами дорожной конструкции являются земляное полотно и дорожная «одежда». Конструктивные слои дорожной «одежды» обычно объединяют в три группы: слой изоляции и фильтрации, слой, несущий и распределяющий нагрузку, а также слой износа.

Параметры поперечного профиля дороги: ширина проезжей части, заложение откосов, уклон проезжей части и глубина боковой канавы - определяются в инструкциях в зависимости от назначения дороги.

Также в соответствии с инструкцией принимаются параметры разъездных и разворотных площадок, примыканий и уширений.

Строительство дороги на минеральных грунтах

Рис. 11. С поверхности, занимаемой боковыми канавами, срезают пласт дерна и укладывают на поверхность основания в перевернутом виде
Рис. 11. С поверхности, занимаемой боковыми канавами, срезают пласт
дерна и укладывают на поверхность основания в перевернутом виде

Сначала выполняется подготовка основания земляного полотна. С поверхности в пределах всей дорожной полосы убирают камни, пни корчуют. По возможности камни и пни закапывают в грунт основания. На каменистых участках почвы камни собирают в кучи и временно сохраняют в таком виде. Если камней немного, их вместе с перевернутыми пнями укладывают в нижний слой основания. При насыпях высотой более 1 м пни можно оставлять невыкорчеванными.

Этапы строительства дороги на минеральных грунтах:

  • расчистка поверхности;
  • снятие плодородного грунта с поверхности, занимаемой боковыми канавами (резервами);
  • строительство канав и профилирование откосов;
  • перемещение грунта из выемки на насыпь;
  • планировка поверхности;
  • рекультивация ландшафта

На участках с пучинистыми грунтами необходимо устраивать конструкции дорожного полотна с теплоизоляционным слоем. В качестве изоляционного материала, препятствующего подъему капиллярной влаги, можно использовать плодородный слой лесной почвы.

Строительство канав и профилирование откосов

Глубина выемки определяется в зависимости от требуемой интенсивности осушения земляного полотна. Строительство боковых канав начинается на той половине, на которой находится экскаватор, и каждая сторона проходки, ширина которой составляет примерно два-три размера ковша, разрабатывается обычно за один прием. Профилирование внутренних откосов выполняют одновременно с разработкой выемки в завершенном или почти в завершенном виде. Если линия дороги проходит по косогору, то выемку выполняют только с нагорной стороны насыпи.

Для того чтобы очистить камни от почвы, их укладывают в высокую кучу. Крупные камни (валуны) собирают и укладывают в стену внешнего или, в крайнем случае, внутреннего откоса.

Грунт из выемки может перемещаться в насыпь на расстояние до нескольких десятков метров, на следующем этапе грунт разравнивают по площади захватки. На неровных участках грунт можно перемещать в продольном по отношению к оси дороги направлении. На слабых грунтах насыпи возводят после осушения основания.

Крутизну уклона продольного профиля можно уменьшить с помощью заполнения небольших углублений, например, пнями с примыкающих к дороге участков, которые также могут быть использованы для укрепления основания уклона.

Планировка поверхности лесной дороги

Рис. 12. Уплотнение земляного полотна с помощью катка
Рис. 12. Уплотнение земляного полотна с помощью катка

Рис. 13. Очередность выбора места под рекультивацию
Рис. 13. Очередность выбора места под рекультивацию:
1 – в основание насыпи; 2 – во внешний откос; 3 – во внутренний откос;
4 – за границы полосы отвода (резервы, прилегающие к территории)

По окончании укладки грунта на захватке (около 20-30 м) приступают к завершающей операции. По ходу движения в обратную сторону машина выравнивает уложенный позади нее грунт, при этом аккуратно планируется внутренний откос. Откос должен быть очищен от камней и других включений, которые могут в будущем препятствовать расчистке обочины от поросли. При этом следует добиться ровной поверхности без использования привозных смесей. В условиях водонепроницаемых грунтов поперечный уклон можно увеличить с целью оптимизации поверхностного стока воды и экономии дорожно-строительных материалов.

Часто на объекте строительства попадаются участки, требующие осушения. Поэтому земляное полотно желательно оставить для просушки и уплотнения до следующего лета. Исключением являются дороги, прокладываемые по крупнозернистым грунтам. В этом случае уплотнение и профилирование поверхности (распределение гравийных смесей) выполняют в ходе завершающей стадии строительства.

Когда поверхность земляного полотна сформирована, можно приступать к его уплотнению с помощью катка. При строительстве на слабых грунтах уплотнение не проводят или проводят после консолидации грунта земляного полотна. Длительность периода консолидации зависит от свойств грунта и погодных условий. Осушение верхнего слоя, устроенного из крупнофракционного материала, возможно в сухой летний период в течение нескольких дней.

Рекультивация ландшафта при строительстве лесных дорог

Отходы рубок, резервы, а также отвалы из камней и пней, созданные в процессе работ, необходимо интегрировать в окружающий ландшафт. Рекультивация ландшафта - это мероприятие, которым сопровождается каждый этап строительства. Применяются такие методы, как захоронение и укрытие. Собранные камни и пни целесообразно захоранивать в готовых резервах. Для этого места складирования камней и пней определяются проектом за резервом или возле него. Древесные отходы, порубочные остатки и оставшиеся от раскорчевывания пни интегрируют в природную среду.

Слабые грунты и болота

Рис. 14. Укладка камней, поднятых из резерва, во внешний откос
Рис. 14. Укладка камней, поднятых из резерва, во внешний откос

Рис. 15. Конструкция настила
Рис. 15. Конструкция настила

Рис. 16. Перевернутый пласт почвы, срезанный с поверхности, занимаемой боковыми канавами, укладывают поверх настила
Рис. 16. Перевернутый пласт почвы, срезанный с поверхности, занимаемой
боковыми канавами, укладывают поверх настила


Рис. 17. Грунт перемещают на середину настила экскаватором или (предпочтительно) бульдозером
Рис. 17. Грунт перемещают на середину настила экскаватором или
(предпочтительно) бульдозером


Рис. 18. В условиях особо слабых грунтов расстояние между боковыми канавами и границей проезжей части увеличивают
Рис. 18. В условиях особо слабых грунтов расстояние между боковыми
канавами и границей проезжей части увеличивают

Этапы строительства земляного полотна на слабых грунтах и болотах: создание искусственных укреплений в ходе рубки; устройство водоотводных канав; снятие грунта с поверхности, занимаемой боковыми канавами; разработка грунтов боковых канав; укладка водопропускных труб; разработка или перемещение грунтов при возведении земляного полотна; планировка поверхности проезжей части.

Возведение земляного полотна на переувлажненной и заболоченной местности является наиболее трудоемким этапом строительства лесной дороги. Частая смена состава и структуры естественных грунтов может происходить и на небольшом отрезке строящейся дороги. Строительство укреплений оправданно, если эта мера не противоречит проекту, функциональным и хозяйственным характеристикам объекта. Поверхностный слой на торфяных почвах не снимают. Укрепления сооружают непосредственно на поверхности торфяной залежи во время расчистки полосы отвода. Наиболее распространенным и надежным методом является сооружение сланей из очищенных стволов и порубочных остатков. На участках особой сложности применяют методы, требующие больших затрат: укрепление обочин, строительство глубоких осушительных канав, замену грунта и забивку деревянных свай.

Для деревянных укреплений следует использовать только свежеспиленную древесину. Для предотвращения гниения готовую слань плотно укрывают дерном или тяжелым суглинком, лишая таким образом древесину доступа кислорода.

Хворостяная выстилка обычно используется при строительстве дорог, которые могут выдержать движение тяжелой техники только в зимний период. Укрепления строят из тонкомерных стволов, хвороста, веток и вершин деревьев, которые укладывают крест-накрест и внахлест, толщина конструкции должна быть не менее 0,5 м.

Укрепление основания дороги с помощью настила из целых спиленных деревьев подходит для небольших переувлажненных участков, близ которых есть доступ как к древесине, так и к минеральным грунтам. Этот метод можно использовать также для увеличения высоты насыпи земляного полотна.

Для конструкции шириной 4-5 м используют неочищенные стволы хвойных деревьев диаметром 8-10 см. Стволы укладывают слоями под углом 45° по отношению к оси дороги.

Устройство настила из продольно-поперечных лаг используется для повышения несущей способности грунтов на самых сложных участках дороги. Подобная конструкция выдерживает движение тяжелой техники в течение всего года.

Для продольных и поперечных лаг выбирают прочные хлысты диаметром больше 10 см, которые разделывают на бревна длиной около 4,5 м. Для предотвращения гниения древесины конструкцию герметично укрывают слоем торфа.

Грунт основания укрепляют для усиления основания на грунтах с влажностью, близкой к границе текучести, несущая способность которых настолько незначительна, что такой меры, как строительство укрепленных обочин, недостаточно. На таком участке грунт основания заменяют щебнем, гравием и другими каменистыми материалами.

Геотекстиль и геосетки используют в качестве армирования на слабых основаниях для разделения фракций слоев дорожной «одежды» (из щебня и гравия) и распределения нагрузки покрытия на поверхность основания. Армированный слой является альтернативой хворостяной выстилке и настилу из цельных деревьев. В конструкции дорожной «одежды» геополотном заменяют фильтрующий и разделяющий слой, поэтому в данном случае можно обойтись без теплоизоляции.

Для укрепления грунта устраивают настил, который представляет собой прямоугольную конструкцию из ровных штабелей продольно-поперечных лаг, собранную из заготовленных во время расчистки полосы отвода бревен диаметром больше 10 см и длиной 4,5 м. Подкладочные бревна укладывают внахлест продольно дороге. Следующий ряд укладывают на подкладочные бревна под углом 90°.

Настил и уложенный поверх него минеральный грунт необходимо изолировать. В качестве изоляционного материала можно использовать геотекстиль, выполняющий фильтрующие функции, или растительный слой почвы (срезанный на участке, где предполагается заложить резерв).

Грунт из боковых канав укладывают возле настила. При рекультивации ландшафта на торфяных почвах в первую очередь используют откосы боковых канав.

Для строительства земляного полотна необходимо использовать только минеральный грунт и стараться обходиться без привозных материалов. Если поблизости нет участка с минеральной почвой, а толщина торфяной залежи менее 1 м, грунт для отсыпки насыпи можно извлечь из боковой канавы.

За счет формирования двухстороннего уклона в поперечном профиле обеспечивают беспрепятственный сток воды с поверхности проезжей части. После планировки покрытие можно уплотнить посредством прохождения техники по настилу. При слабой несущей способности грунтов уплотнение не проводят или выполняют после осушения поверхности.

Следует учесть, что в местах, где грунт обладает очень низкой несущей способностью, надо увеличить ширину настила.

В условиях особо слабых грунтов расстояние между боковыми канавами и границей проезжей части увеличивают. В этом случае канаву устраивают подальше от бровки земляного полотна, оставляя так называемые бермы, а поперечный профиль формируют с отдельным откосом.

Другие элементы дороги

Рис. 19. Т-образное пересечение – наиболее приемлемая для лесной дороги форма перекрестка на ровном участке
Рис. 19. Т-образное пересечение – наиболее приемлемая для лесной дороги
форма перекрестка на ровном участке


Рис. 20. Боковую канаву в пределах примыкания лесной дороги можно заполнить, например, камнями
Рис. 20. Боковую канаву в пределах примыкания лесной дороги можно
заполнить, например, камнями




Рис. 21. Водопропускное сооружение лесной дороги
Рис. 21. Водопропускное сооружение лесной дороги

Рабочую отметку насыпи на участке дороги с косогором определяют с учетом минимизации работ, касающихся нарезки уступов и укрепления обочин. Для отсыпки в укрепляющую часть обочины следует использовать местный грунт, полученный при нарезке уступов. В качестве строительного материала используют минеральный грунт, лучшие части которого укладывают в пределах обочины. Каждый слой укрепления обочины, высота которой должна превышать 1 м, уплотняют. Работы по нарезке уступов не следует проводить на скальных и каменистых грунтах. На грунтах, подверженных эрозии, откосам уступов и обочин придают пологий уклон. Для устройства укреплений подтопляемых откосов используют крупнофракционные смеси.

Еще в 1980-е годы для разработки косогорных участков использовались в основном бульдозеры. В настоящее время их стали вытеснять экскаваторы, что вместе с дефицитом опытных бульдозеристов послужило причиной того, что лесные дороги больше не строят только бульдозерами. В настоящее время широкое распространение получила рабочая схема «экскаватор-бульдозер», и именно на косогорных участках бульдозер является незаменимой дорожно-строительной техникой.

При создании резервов работы по перемещению грунта проводят, если вблизи строящегося объекта не хватает строительного материала, но в границах полосы отвода есть месторождения подходящего грунта. Рентабельность работ зависит, в частности, от имеющейся техники, расстояния, на которое перемещают грунт, несущей способности основания и особенностей рельефа. Места разработки резервов определяют на стадии планирования работ и отмечают на местности.

Проектные решения, касающиеся строительства пересечений и примыканий (участков перекрестка), учитывают назначение и категорию дороги, а также меры обеспечения безопасности движения. Для строительства пересечений выбирают по возможности ровный участок. Пересечение, сопряженное с дорогой под углом 90° (Т-образное), является наиболее удобным, общепринятым вариантом. При строительстве руководствуются инструкцией и нормативными документами по категории дороги.

При строительстве примыканий, сопряженных с дорогой общего назначения, придерживаются специальных, предусмотренных для этого случая инструкций. Например, продольный уклон съезда должен быть направлен в противоположную от дороги сторону.

В пределах пересечения на строительство дороги уходит больше материала, чем на других участках. Потребность в объемах строительного материала зависит от ширины перекрестка и возможного обустройства стояночного места. Поскольку при разработке боковых канав грунт получают в ограниченном количестве, недостающий объем добирают из резервов, устроенных вне полосы отвода. Для рекультивации резервов используется растительный грунт, срезанный при строительстве земляного полотна.

Рис. 22. Для маневрирования автопоезда требуются большие разворотные площадки
Рис. 22. Для маневрирования автопоезда требуются большие разворотные
площадки

Так называемые «лесные примыкания» - это водопропускные сооружения или съезды, по которым лесная техника покидает придорожную зону. Во избежание повреждений дороги и боковой канавы в расчетах предусматривают нагрузку лесовоза при выполнении поворота. Примыкания устраивают на расстоянии 100-200 м друг от друга в зависимости от будущих потребностей. Подходящими участками для строительства примыканий являются разворотные петли, водоразделы и перемычки канав. По необходимости примыкания строят также на косогорах и в низинах. Конструкция примыкания, пересекающего канаву, не должна препятствовать свободному течению воды. Задача может быть решена, например, путем заполнения боковой канавы камнями.

Для оператора дорожно-строительной техники одним из технически сложных этапов строительства лесной дороги является устройство водопропускного сооружения. Расположение водопропускной трубы отмечается в проекте дороги, но иногда оператор вынужден вносить в первоначальный план изменения. Причинами коррекции могут быть, в частности, непригодность грунта для проведения таких работ (слабая несущая способность) или наличие крупного валуна в месте заложения трубы. Для траншеи выбирают самые низкие места, например старое русло ручья. Трубы располагают перпендикулярно оси дороги. Но прежде чем приступить к устройству траншеи на участке, следует подготовить дренажную канаву. Высота заложения трубы и основания дренажной канавы назначается одновременно. В зависимости от размера трубы ее верхний оголовок располагают или на одном уровне с основанием канавы, или выше.

Наиболее эффективным методом устройства водопропускного сооружения является рытье траншеи в направлении укладки трубы. При слабой несущей способности грунтов их разработку и выравнивание основания выполняют поперек оси. В этом случае сначала подготавливают дренажные ямы объемом около 1 м3 и глубиной 1 м от основания готовой боковой канавы. Проектная длина трубы должна быть определена с таким расчетом, чтобы исключить изъятие грунта из основания насыпи на участке водоотвода. Обычно используют трубы длиной 8 м; с помощью соединительной муфты трубу можно нарастить.

Рис. 23. Промежуточные места разворота проектируют как многофункциональные сооружения, предназначенные также для стоянки техники и хранения лесоматериалов
Рис. 23. Промежуточные места разворота проектируют как
многофункциональные сооружения, предназначенные также для стоянки
техники и хранения лесоматериалов

Укладку и монтаж труб выполняют согласно рабочим чертежам. Например, выгнутая труба должна стать прямой после уплотнения дорожного полотна под воздействием транспортных нагрузок.

Трубы перетаскивают в траншею с помощью специальной ленты или осторожно переносят с помощью ковша. Монтаж трубы ведется с осторожностью, даже мелкие повреждения могут повлиять на функциональность и прочность сооружения. Водопропускную трубу укрывают грунтом, общая толщина его слоя в зависимости от размера трубы и материала составляет от 0,3 до 0,5 м. Если в зоне доступа нет подходящего материала для насыпи (мелкофракционного минерального грунта), трубу укрывают, например, торфяным грунтом.

Правильно спроектированное и смонтированное водопропускное сооружение может служить без ремонта в течение многих десятков лет.

С целью разъезда двух встречных транспортных средств на лесной автомобильной дороге устраивают специальные уширения. Участки для устройства уширений отмечают в проекте дороги. При выборе участка для уширения учитывают наличие требуемого расстояния видимости встречного транспорта - уширения устраивают в пределах видимости встречного автомобиля, но не дальше 500 м друг от друга. В условиях пересеченного рельефа и извилистой трассы расстояние между уширениями сокращают. Уширения хорошо устраивать в вершинной части холма, на низинном участке и на вираже. При выборе участка исходят из целесообразности перемещения техники задним ходом с целью разъезда. В проектных решениях для таких участков дороги должны быть учтены габариты тяжелого лесовозного транспорта. Так, на прямолинейных участках трассы уширения устраивают с двух сторон проезжей части или с левой стороны по ходу загруженного транспорта; на вираже уширение всегда устраивают в зоне обочины.

Рис. 24. Устройство слоев дорожной «одежды» после просушки основания
Рис. 24. Устройство слоев дорожной «одежды» после просушки основания

Для устройства разворотных петель обычно выбирают ровные места. Когда дорога завершается на склоне, разворотную петлю устраивают преимущественно на нагорной части. Параметры сооружения рассчитывают с учетом полного разворота сортиментовоза с прицепом. Таким образом, разворотная петля должна быть расположена на довольно большой ровной площадке.

Планировку основания, как правило, начинают с середины будущего элемента дороги. Если при выравнивании центрального участка возникают такие препятствия, как крупные камни или скальная поверхность, то увеличивают радиус петли, а ее центральную часть не разрабатывают. Обычно строительство разворотной петли начинается со снятия поверхностного слоя почвы. Выкорчеванные пни и камни складывают в зоне обочины. После этого начинают разрабатывать яму, размеры которой рассчитывают с учетом того, что пни и камни должны быть захоронены на полуметровой глубине. Необходимо помнить, что условия требуемой несущей способности полотна разворотной петли не обязательно соблюдать для центральной части разворотной площадки - грунт должен выдерживать вес порожнего автопоезда. Площадку можно также использовать для стоянки техники во время перерывов в работе.

Если центральная часть площадки занята скальным или крупнокаменистым грунтом (камни убрать невозможно), то места захоронения устраивают за пределами границ разворотной петли. Рекультивацию осуществляют в подходящих для этих целей укромных местах - за пределами дорожной полосы или в стене внешнего откоса боковой канавы.

Погрузочный пункт (ПП) - это пристроенная к дороге площадка для разворота автотранспорта или для выполнения погрузо-разгрузочных операций. Погрузка на лесовозный транспорт партий лесоматериалов, размещенных вдоль ПП, обеспечивает безопасность выполнения работ. При проектировании погрузочных пунктов учитывают траекторию движения автопоезда, выполняющего заезд или выезд задним ходом. В отличие от размеров обычного примыкания, размеры ПП соответствуют примерно четырехкратной ширине дороги.

Промежуточные места разворота устраивают через каждые 1-2 км. Выбор участка для строительства этих объектов обусловлен обеспечением безопасной траектории разворота. Наиболее целесообразен вариант, когда место разворота можно использовать также как верхний склад и место стоянки техники.

Площадка для хранения лесоматериалов должна обеспечивать функциональность и безопасность транспортировки леса на ближние и дальние дистанции, поэтому в зоне верхнего склада ширину дороги необходимо увеличить. Собранные в процессе строительства пни и камни закапывают или выносят за пределы объекта (т. е. выполняют рекультивацию ландшафта). Разные объекты складского назначения можно по необходимости устраивать в зоне примыканий, функционирующих также в периоды распутицы.

Устройство покрытия лесной дороги

Новая дорога готова к эксплуатации после завершения устройства дорожной «одежды». Материал укладывают на сухое и плотное земляное полотно. Важным критерием устойчивости конструкции дороги является заранее подготовленное к последней фазе строительства основание. В зависимости от свойств грунта период просушивания основания может составлять от одного до двух лет. В ином случае устройство покрытия можно выполнять в зимний период, по замерзшему земляному полотну. Плюс этого варианта - минимизация нагрузки на поверхность основания в ходе строительных работ.

Толщина несущего слоя должна быть 10-20 см. Для его устройства используют крупнозернистый гравий, каменную крошку или гранитный щебень с зернами фракции крупностью 0-55 мм. Задача этого слоя - равномерно распределять нагрузку на основание и усилить конструкцию покрытия. Перед нанесением самого верхнего слоя дорожного покрытия - слоя износа - поверхность профилируют и уплотняют.

Слой износа улучшает проезжаемость дороги, непосредственно воспринимает и распределяет нагрузку на основные слои дорожной «одежды». Еще одной задачей верхнего слоя является направление поверхностного стока воды в боковые канавы. Для строительства слоя износа используют вяжущие, устойчивые к нагрузкам гравийные или щебеночные смеси крупностью 0-32 мм. Дробленый материал, содержащий слишком крупные частицы, может повредить колеса автотранспорта. Слой толщиной 5-10 см отсыпают ровным ковром, профилирование можно выполнять бульдозером или автогрейдером. Слой износа не должен смешиваться с нижними слоями. Готовую поверхность укатывают катком, уплотнение происходит также в результате проходов транспорта. Таким образом достигается прочность поверхности дорожного покрытия.

К элементам обустройства дороги относятся дорожные ограждения, дорожные знаки, шлагбаумы и километровые столбы. В соответствии с условиями использования на лесных дорогах устанавливают официально утвержденные дорожные знаки. К предупреждающим знакам, например, относятся: «Перекресток», «Крутой подъем», «Узкий участок дороги» и др. Если параметры дороги не соответствуют ее категории, то об этом водителей информируют специальные знаки. Также дорожные знаки оповещают об ограничениях, касающихся эксплуатации дороги. Например, знак «Ограничение массы» может быть актуален на участке возле моста, а также во время распутицы. Дорожные ограждения устанавливают с целью обеспечения безопасности движения, например, на высоких насыпях.

Пааво КИИСКИНЕН, Харри САВОНЕН, Тимо ТОМПЕРИ, Лесной колледж Валтимо
Сари КАРВИНЕН, НИИ леса Финляндии