Лесное хозяйство

Регионы должны извлечь уроки из пожарных катастроф

В ситуационном центре Дома правительства РФ под руководством заместителей Председателя Правительства России Дмитрия Рогозина и Александра Хлопонина состоялось совещание «О повышении эффективности работ по противодействию лесным и природным пожарам в России», посвященное последствиям катастрофических лесных пожаров этого года. Подчинение всех ведомств, борющихся с этим стихийным бедствием, духу и букве федерального законодательства, возможная передача полномочий по охране лесов от регионов федеральному центру - эти и другие вопросы обсуждались на совещании.

Общие положения изложил Дмитрий Рогозин, обвинив руководство субъектов РФ в «умышленном злоупотреблении использованием такого механизма, как введение чрезвычайной ситуации, которое подразумевает задействование федерального резерва». «Уверенное в том, что режиму ЧС будут приданы федеральные силы и предоставлен широкий круг полномочий, а также будут компенсированы все затраты за счет федерального бюджета, руководство субъектов зачастую бездействует, сознательно допуская ухудшение лесопожарной обстановки», - отметил г-н Рогозин. По мнению зампреда Правительства России, очаг пожара, который при должном внимании можно было уничтожить на раннем этапе, потом приходится тушить «всем миром», с привлечением больших сил и средств.

Александр Хлопонин подверг резкой критике чиновников Бурятии и Иркутской области - регионов, где лесные пожары нынешнего года иначе как катастрофой назвать нельзя. «Зачем вы нужны? Все должен федеральный центр: людей пригнать, вертолетов больше дать, еще беспилотников, вертолетные площадки... Может, еще осветители нужны, чтобы пожар лучше видеть, и водохранилище вам выкопать, чтобы оттуда воду брать?» - такую тираду вице-премьера приводит газета «Коммерсантъ».

Довольно небольшая по площади Бурятия, по словам главы Минприроды Сергея Донского, обеспечила 30% статистики лесных пожаров в этом году, хотя еще в 2014 году республика была признана лучшей по противопожарной подготовке. Этот парадокс - не первый и не последний, если внимательно вглядеться в цифры статистики. Например, площадь пожаров в нынешнем году - 2,5 млн га, в прошлом году - около 3,6 млн га, а в 2013-м - примерно такая же, как в нынешнем. Соблазн сделать вывод, что борьба с огнем в регионах велась в 2015 году лучше, чем в 2014-м, весьма велик. Однако заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ, глава Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) Иван Валентик обращает внимание на то, что количественная статистика в масштабе страны далеко не всегда напрямую связана с общественной опасностью того или иного возгорания: «Площадь пожаров 2010 года была также не очень большой - 1,6 млн га, но леса горели в густонаселенной европейской части страны, Чем ближе пожар к населенному пункту, чем больше неудобств он причиняет жителям, чем очевиднее риск того, что пострадают люди, сгорят дома, тем больше общественный резонанс, тем выше драматизация оценки последствий». Байкальская природная территория - традиционное место отдыха для многих, а пожары в Бурятии и Иркутской области затронули как раз эти места.

Леса Бурятии, по данным республиканского агентства лесного хозяйства, в 2014 году горели гораздо реже, чем во всей остальной Сибири. Зато за пять месяцев 2015 года пожары накрыли более 600 тыс. га леса, что почти в шесть раз больше прошлогодних показателей. Ущерб, по выкладкам директора Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН Ендона Гармаева, составил более 200 млрд руб.

Как избежать подобного? Вот некоторые из предложений Рослесхоза, изложенные г-ном Валентиком на совещании. В частности, он предложил изменить принцип финансирования противопожарной деятельности регионов: «В начале года до субъектов должны в полном объеме доводиться лимиты лишь на предупреждение лесных пожаров, то есть на профилактические работы. А работы по тушению лесных пожаров должны финансироваться после проведения этих работ по факту, и только в пределах нормативных затрат». Разумеется, особая ответственность должна ложиться на тех, кто подписывает бумаги о наличии и готовности техники к противопожарному сезону: с каждого подписавшего свой спрос. И, пожалуй, основное: распоряжения оперативных штабов по борьбе с лесными пожарами должны быть обязательными к исполнению субъектами РФ. Сейчас они носят рекомендательный характер, что не только допускает возможность их неисполнения на уровне региона, но и порождает межведомственную неразбериху.

Как можно понять из слов главы ведомства, упор следует сделать на ранней стадию борьбы с огнем - сообразно и здравому смыслу, и целевому использованию денег, получаемых регионами в виде федеральных субвенций. «Смысл в том, что пожар надо обнаруживать максимально быстро, - уверен Иван Валентик. - На место возгорания должна десантироваться группа специалистов, которая локализует этот пожар либо путем прокладки минерализованных полос, либо проливом кромки, либо совмещением этих методов. Если площадь локализована, то пожар прекращается - иссякает горючий материал». Перспективы же оперативного тушения пожаров на больших площадях глава Рослесхоза считает иллюзией - даже если речь идет о применении тяжелой авиации. «В некоторых случаях: при соблюдении нормативной высоты сброса, в безоблачную погоду, в условиях равнинной местности - такие меры могут оказывать дополнительный эффект притушивания, снижения температуры огня у его кромки, - объясняет он. - Но тушение - специальное мероприятие, которое всегда выполняют специалисты в области лесного хозяйства». Поэтому профилактика, по Рослесхозу, имеет ключевое значение при решении вопроса: выстоит ли лес в сухую погоду или сгорит. «Если есть в лесу естественные преграды, разрывы, ежегодно прокладываемые лесниками, то пожар быстро останавливается и не распространяется на большую площадь», - отметил г-н Валентик.

По сути, предложения Рослесхоза, особенно в администрирующей их части, призваны заставить работать не самые удобные для регионов и ведомств положения Федерального закона 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Заместитель главы ФБУ «Авиалесоохрана» Андрей Ерицов советует обратить особое внимание на пункт 2 статьи 24 названного закона, который гласит, что все организации, принимающие участие в мероприятиях, делают это за счет собственных средств с последующим погашением. Участники заседаний региональных комиссий по чрезвычайным ситуациям постоянно вспоминают о том, как в 2015 году вопросы выделения людей и техники тонули в согласованиях между лесниками, управлениями МЧС и структурами Минобороны.

Должным образом работа по борьбе с огнем была налажена лишь после того, как на совещании по ситуации в Забайкальском крае вице-премьер Хлопонин, по свидетельствам очевидцев, «хорошо так треснул по столу», а в Красноярск и затем в Улан-Удэ по распоряжению премьер-министра России Дмитрия Медведева прибыл глава Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ Владимир Пучков. «Ставлю на жесткий контроль всю работу группировки сил МЧС России в Сибири: в течение двух с половиной суток все пожары будут ликвидированы», - пообещал г-н Пучков в середине августа. Позже это заявление исчезло с официального сайта МЧС: по-видимому, руководство спасателей осознало, что на местах ситуация существенно отличается от кабинетных представлений о ней. Понадобился почти месяц работы, для того чтобы в Бурятии остался один нелокализованный крупный очаг огня.

Впрочем, как сказал Дмитрий Рогозин, структуры МЧС и так присоединились к тушению через 59 дней после того, как в Бурятии был объявлен режим чрезвычайной ситуации. В августе глава региона Вячеслав Наговицын, вернувшись из отпуска, во время которого пожары в республике не только не прекращались, а только увеличивали свои площади, едва ли не первым делом уволил главу республиканского агентства лесного хозяйства Алексея Щепина. Как говорится, в разгар стихии, не дожидаясь окончания пожаров и несомненно жесткого «разбора полетов». «Главу местного МЧС он уволить не может, поскольку тот федеральный, - объясняют знатоки административной логики из Правительства РФ. - Вот губернатор и врезал по леснику: он региональный, ему нечем ответить. Обычная практика».

Для Алексея Щепина, однако, все складывается не самым худшим образом: по информации ресурса «Лента.ру», в настоящее время он устраивается на работу в центральный аппарат Рослесхоза. «У нас в отрасли короткая скамейка запасных, это специфика. Даже если бы и захотели разбрасываться такими профи, как он, мы этого физически не можем», - поясняет один из будущих сослуживцев бывшего главного лесничего Бурятии. Что касается главы Бурятии, то почти через месяц он собрал глав районов и потребовал: «Молитесь Богу, дождю, чему угодно, но 6 сентября мы ждем от вас ликвидации всех пожаров». Совещание проходило 5 сентября. Площадь выгоревших лесов в регионе достигла тогда уже почти 165 тыс. га (на момент увольнения г-на Щепина она составляла 63 тыс. га...).

Понятно, что предложения Рослесхоза еще будут придирчиво рассматриваться правительством, особенно в части оплаты тушения пожаров постфактум. Например, как платить за услуги той же противопожарной авиации, которая признает только заранее заключенные контракты, а по гарантийным письмам не летает? У любителей наблюдать за отношениями центра и территорий в ближайшее время будет пища для размышлений: по логике аппаратной игры, в регионах сделают все, чтобы вернуть центру полномочия и ответственность, оставив при себе федеральные субвенции. Учитывая губернаторский опыт вице-премьера Александра Хлопонина, ставить на такой исход, наверное, не стоит... Но чего только не случается!

Необходимость централизации лесной охраны, в середине нулевых годов отданной на откуп регионам, встречает понимание и у законодателей. «Нам все равно придется вернуться к советской административной традиции управления лесным хозяйством - и по качеству, и по количеству. В союзной Белоруссии в лесоохране заняты 19 000 человек - столько же, сколько лесников и их помощников по всей России, - напоминает депутат Госдумы от КПРФ Олег Лебедев, специализирующийся на регламентации лесного хозяйства. - А ведь площадь лесов у нас - 1 млрд га, а у соседей - 9 млн га».

Но главное, во избежание повторения катастрофы 2015 года, всем участникам процесса до весны 2016-го придется выработать механизм единых действий ради единой цели - борьбы с огнем в лесах, если профилактика все же не достигла нужного эффекта. Невзирая на ведомственную принадлежность, межведомственные интриги и затяжные споры о том, кто будет платить за противопожарные мероприятия. «В чрезвычайной ситуации в свое время можно было привлекать всех и все, - вспоминает 86-летний Анатолий Писаренко, глава Российского общества лесоводов, последний главный лесничий СССР. - Была четкая координация и общий резерв, который можно было перебрасывать в особых ситуациях. Сейчас это как бы есть, но по бумагам провести нельзя ничего. Хорошо бы, в итоге сгорели бумаги, а не леса».

Юрий ВАСИЛЬЕВ
Lenta.ru