Децентрализованной энергетике на древесной биомассе – быть!
В одной из предыдущих публикаций мы уже рассказывали о том, как в странах Западной Европы, в частности в ФРГ, где из года в год растет интерес к котельному оборудованию, предназначенному для газификации пеллет, работают над созданием эффективных мини-ТЭС. А каковы перспективы использования модульных газогенераторных установок в России, какова их роль в создании децентрализованной энергетики?
Почему территории децентрализованного энергоснабжения инвестиционно привлекательны? Есть по крайней мере две причины. Первая - высокие цены (тарифы) на электрическую и тепловую энергию; вторая - желание государства развивать малый и средний бизнес на подобных территориях в связи с необходимостью создания рабочих мест и решения других социальных вопросов.
Конечная цена (тариф) 1 кВт•ч электрической энергии и 1 Гкал тепловой энергии включает в себя затраты на производство (генерацию), транспортировку (по сетям), а также сбытовую деятельность. Существенной статьей затрат в необходимой валовой выручке (НВВ) энергоснабжающих организаций, осуществляющих свою деятельность в децентрализованных населенных пунктах, являются расходы на топливо. У некоторых энергоснабжающих организаций, например в Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Саха (Якутии), а также в других северных регионах Российской Федерации, затраты на топливо в структуре НВВ, утвержденной регулирующим органом на 2016 год, доходят до 40%.
установок Spanner Re2 GmbH
Говоря о значимых европейских производителях биоэнергетического оборудования, нельзя не упомянуть Spanner Re² GmbH - эта компания одна из первых стала продвигать в Германии технологию газификации твердых, в основном древесных топлив (щепа, пеллеты, брикеты). Сначала в их установках использовалась только древесная щепа, что для фермеров в ФРГ было довольно выгодно и удобно, но в дальнейшем руководство компании пришло к выводу, что для многих объектов (гостиницы, санатории, школы и т. п.) более экономически целесообразным будет использование в качестве топлива пеллет.
Внедрение новых технологий и современного оборудования, в частности модульных газогенераторных установок, в энергетическую инфраструктуру децентрализованных населенных пунктов обещает следующее:
- оптимизацию цен (тарифов) на тепловую и электрическую энергию за счет значительного снижения затрат на топливо и операционные расходы;
- обновление парка энергетического оборудования и, соответственно, снижение степени его износа, увеличение амортизационных отчислений;
- значительное сокращение дотаций из регионального бюджета на энергоснабжение льготных категорий потребителей (населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также потребителей, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации);
- стимулирование к началу работы предприятий малого и среднего бизнеса в связи с привлекательными ценами (тарифами) на тепловую и электрическую энергию и решение демографических вопросов;
- дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в связи с увеличением числа предприятий малого и среднего бизнеса.
Газогенераторная установка Spanner на древесном топливе
Решение проблемы развития малой энергетики на основе современного оборудования носит характер государственной задачи. За счет малой энергетики можно обеспечить теплом и электроэнергией все категории потребителей, в частности предприятия малого и среднего бизнеса, не присоединенные сегодня к энергосистемам, и тем самым повысить инвестиционную привлекательность регионов. Применение новых технологий способствует сокращению дотаций всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в связи с низкой стоимостью энергоресурсов для газогенераторных установок, что в нынешних условиях соответствует экономическому курсу правительства Российской Федерации в части оптимизации расходов.
Децентрализованный сектор характеризуется отсутствием магистральных и межрегиональных электрических сетей, поскольку обеспечение населенных пунктов электроэнергией осуществляется автономными электростанциями. В настоящее время в децентрализованном секторе износ двух третей энергетического оборудования достигает 100%. Стоимость 1 Гкал тепловой энергии и 1 кВт•ч электрической энергии в децентрализованном секторе значительно отличается от их стоимости на территориях с централизованным энергоснабжением. С точки зрения тарифного регулирования наиболее эффективной мерой для решения проблемы является строительство и ввод в эксплуатацию когенерационных установок, которые позволят оптимизировать часть затрат, учтенных регулирующим органом при рассмотрении и утверждении тарифов для организаций энергоснабжения разных форм собственности и направлений деятельности.
Приоритетность развития когенерации подтвердил и Президент Российской Федерации в своих поручениях, сделанных по итогам заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 23 марта 2010 года в Ханты-Мансийске, на котором обсуждались вопросы энергоэффективности предприятий топливно-энергетического комплекса. Основы направления поддержки развития когенерации изложены в следующих федеральных законах: № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике»; № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении».
Ввиду приоритетности развития когенерации и необходимости внедрения передовых энергогенерирующих мощностей было принято решение о льготном ввозе в Россию когенерационных установок: ввоз когенерационных установок в РФ освобожден от уплаты таможенных пошлин и НДС. Проблема в том, что сегодня ни одной реально работающей подобной установки в России нет, подтверждение чему автор получил, участвуя в конференции по биомассе в Москве, от руководства известной российской компании GazEcos, работающей в этом сегменте. Эта компания, как и конкурирующие с ней, до самого последнего времени принципиально не рассматривала вопрос использования древесной биомассы в целях когенерации, полагая, что для этого подходят исключительно природный газ и нефтепродукты и только в последнюю очередь биогаз.
Министерством энергетики России разработаны и направлены в регионы методические рекомендации для обеспечения единообразных подходов и учета всех требований к региональным программам развития энергетики. К приоритетным технологиям, определенным Министерством энергетики РФ, относится в том числе и газификация местных видов топлива (малые когенерационные установки для выработки энергии, расположенные рядом с потребителем и сырьем для газогенерации).
В Правительстве Российской Федерации в настоящее время рассматривается ряд предложений по совершенствованию государственного регулирования малой локальной энергетики с целью стимулирования ее развития, по введению механизмов стимулирования частных инвестиций для «новой когенерации», равно как и для «возобновляемой энергетики» путем надбавки к тарифу и государственной поддержки частных инвестиций.
Основной объем электроэнергии, производимой когенератором в условиях комбинированной выработки электроэнергии и тепла, должен поставляться в сеть на региональный розничный рынок в рамках долгосрочного, гарантированного регионального контракта, заключаемого с местной администрацией.
Основные законодательные акты, регулирующие оптовую и розничную продажу электроэнергии: уже упомянутый выше ФЗ «Об электроэнергетике»; Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
Уже сейчас в России в сфере ЖКХ действуют более 270 концессионных проектов. Государство больше не в силах полностью решать проблемы жилищно-коммунальной инфраструктуры. «Главная задача регионов - поиск инвесторов для развития этой отрасли без дискредитации идеи о концессионных соглашениях. Можно бесконечно искать миллиарды государственных рублей, которых сегодня нет. Но без помощи инвесторов это тяжелое хозяйство стране не поднять», - заявил вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак на совещании, посвященном практической реализации законодательства РФ о концессионных соглашениях в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Сергей ПЕРЕДЕРИЙ, Германия, s.perederi@eko-pellethandel.de