Биоэнергетика

Децентрализованной энергетике на древесной биомассе – быть!

В одной из предыдущих публикаций мы уже рассказывали о том, как в странах Западной Европы, в частности в ФРГ, где из года в год растет интерес к котельному оборудованию, предназначенному для газификации пеллет, работают над созданием эффективных мини-ТЭС. А каковы перспективы использования модульных газогенераторных установок в России, какова их роль в создании децентрализованной энергетики?

Почему территории децентрализованного энергоснабжения инвестиционно привлекательны? Есть по крайней мере две причины. Первая - высокие цены (тарифы) на электрическую и тепловую энергию; вторая - желание государства развивать малый и средний бизнес на подобных территориях в связи с необходимостью создания рабочих мест и решения других социальных вопросов.

Конечная цена (тариф) 1 кВт•ч электрической энергии и 1 Гкал тепловой энергии включает в себя затраты на производство (генерацию), транспортировку (по сетям), а также сбытовую деятельность. Существенной статьей затрат в необходимой валовой выручке (НВВ) энергоснабжающих организаций, осуществляющих свою деятельность в децентрализованных населенных пунктах, являются расходы на топливо. У некоторых энергоснабжающих организаций, например в Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Саха (Якутии), а также в других северных регионах Российской Федерации, затраты на топливо в структуре НВВ, утвержденной регулирующим органом на 2016 год, доходят до 40%.

Таблица. Технические характеристики газогенераторных
установок Spanner Re
2 GmbH
Таблица. Технические характеристики газогенераторных установок Spanner Re2 GmbH

Говоря о значимых европейских производителях биоэнергетического оборудования, нельзя не упомянуть Spanner Re² GmbH - эта компания одна из первых стала продвигать в Германии технологию газификации твердых, в основном древесных топлив (щепа, пеллеты, брикеты). Сначала в их установках использовалась только древесная щепа, что для фермеров в ФРГ было довольно выгодно и удобно, но в дальнейшем руководство компании пришло к выводу, что для многих объектов (гостиницы, санатории, школы и т. п.) более экономически целесообразным будет использование в качестве топлива пеллет.

Внедрение новых технологий и современного оборудования, в частности модульных газогенераторных установок, в энергетическую инфраструктуру децентрализованных населенных пунктов обещает следующее:

  • оптимизацию цен (тарифов) на тепловую и электрическую энергию за счет значительного снижения затрат на топливо и операционные расходы;
  • обновление парка энергетического оборудования и, соответственно, снижение степени его износа, увеличение амортизационных отчислений;
  • значительное сокращение дотаций из регионального бюджета на энергоснабжение льготных категорий потребителей (населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также потребителей, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации);
  • стимулирование к началу работы предприятий малого и среднего бизнеса в связи с привлекательными ценами (тарифами) на тепловую и электрическую энергию и решение демографических вопросов;
  • дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в связи с увеличением числа предприятий малого и среднего бизнеса.
Газогенераторная установка Spanner на древесном топливе

Газогенераторная установка Spanner на древесном топливе

Газогенераторная установка Spanner на древесном топливе

Решение проблемы развития малой энергетики на основе современного оборудования носит характер государственной задачи. За счет малой энергетики можно обеспечить теплом и электроэнергией все категории потребителей, в частности предприятия малого и среднего бизнеса, не присоединенные сегодня к энергосистемам, и тем самым повысить инвестиционную привлекательность регионов. Применение новых технологий способствует сокращению дотаций всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в связи с низкой стоимостью энергоресурсов для газогенераторных установок, что в нынешних условиях соответствует экономическому курсу правительства Российской Федерации в части оптимизации расходов.

Децентрализованный сектор характеризуется отсутствием магистральных и межрегиональных электрических сетей, поскольку обеспечение населенных пунктов электроэнергией осуществляется автономными электростанциями. В настоящее время в децентрализованном секторе износ двух третей энергетического оборудования достигает 100%. Стоимость 1 Гкал тепловой энергии и 1 кВт•ч электрической энергии в децентрализованном секторе значительно отличается от их стоимости на территориях с централизованным энергоснабжением. С точки зрения тарифного регулирования наиболее эффективной мерой для решения проблемы является строительство и ввод в эксплуатацию когенерационных установок, которые позволят оптимизировать часть затрат, учтенных регулирующим органом при рассмотрении и утверждении тарифов для организаций энергоснабжения разных форм собственности и направлений деятельности.

Приоритетность развития когенерации подтвердил и Президент Российской Федерации в своих поручениях, сделанных по итогам заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 23 марта 2010 года в Ханты-Мансийске, на котором обсуждались вопросы энергоэффективности предприятий топливно-энергетического комплекса. Основы направления поддержки развития когенерации изложены в следующих федеральных законах: № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике»; № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении».

Ввиду приоритетности развития когенерации и необходимости внедрения передовых энергогенерирующих мощностей было принято решение о льготном ввозе в Россию когенерационных установок: ввоз когенерационных установок в РФ освобожден от уплаты таможенных пошлин и НДС. Проблема в том, что сегодня ни одной реально работающей подобной установки в России нет, подтверждение чему автор получил, участвуя в конференции по биомассе в Москве, от руководства известной российской компании GazEcos, работающей в этом сегменте. Эта компания, как и конкурирующие с ней, до самого последнего времени принципиально не рассматривала вопрос использования древесной биомассы в целях когенерации, полагая, что для этого подходят исключительно природный газ и нефтепродукты и только в последнюю очередь биогаз.

Министерством энергетики России разработаны и направлены в регионы методические рекомендации для обеспечения единообразных подходов и учета всех требований к региональным программам развития энергетики. К приоритетным технологиям, определенным Министерством энергетики РФ, относится в том числе и газификация местных видов топлива (малые когенерационные установки для выработки энергии, расположенные рядом с потребителем и сырьем для газогенерации).

В Правительстве Российской Федерации в настоящее время рассматривается ряд предложений по совершенствованию государственного регулирования малой локальной энергетики с целью стимулирования ее развития, по введению механизмов стимулирования частных инвестиций для «новой когенерации», равно как и для «возобновляемой энергетики» путем надбавки к тарифу и государственной поддержки частных инвестиций.

Основной объем электроэнергии, производимой когенератором в условиях комбинированной выработки электроэнергии и тепла, должен поставляться в сеть на региональный розничный рынок в рамках долгосрочного, гарантированного регионального контракта, заключаемого с местной администрацией.

Основные законодательные акты, регулирующие оптовую и розничную продажу электроэнергии: уже упомянутый выше ФЗ «Об электроэнергетике»; Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Уже сейчас в России в сфере ЖКХ действуют более 270 концессионных проектов. Государство больше не в силах полностью решать проблемы жилищно-коммунальной инфраструктуры. «Главная задача регионов - поиск инвесторов для развития этой отрасли без дискредитации идеи о концессионных соглашениях. Можно бесконечно искать миллиарды государственных рублей, которых сегодня нет. Но без помощи инвесторов это тяжелое хозяйство стране не поднять», - заявил вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак на совещании, посвященном практической реализации законодательства РФ о концессионных соглашениях в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Сергей ПЕРЕДЕРИЙ, Германия, s.perederi@eko-pellethandel.de