Отрасль

Управление производством на предприятиях ЛПК

Принципы, методы и функции управления. Системный подход
к управлению предприятием

Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий ЛПК. Особую значимость процессы управления приобретают в настоящее время в связи с возрастанием роли производственного предпринимательства, необходимостью интенсификации производства и эффективного ведения хозяйства в рыночных условиях. Успешное решение этих задач предъявляет высокие требования к специалистам управленческой сферы деятельности.

Часть 2. Управление основным производством
Часть 3. Вспомогательное производство. Ремонтное хозяйство
Часть 4. Вспомогательное производство. Энергетическое хозяйство
Часть 5. Управление экономической деятельностью
Часть 6. Экологический менеджмент
Часть 7. Управление вторичными ресурсами
Часть 8. Управление социальной деятельностью

Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», но все же второе понятие значительно шире, поскольку применяется к разным видам и сферам деятельности (например, к управлению автомобилем, биологическими системами, государственными и общественными организациями, предприятиями и др.). Тогда как термин «менеджмент» применяется лишь к управлению организациями, функционирующими в сфере предпринимательства, т. е. применительно к рыночным условиям хозяйствования. Поскольку в настоящей статье речь пойдет о предприятиях ЛПК, работающих в рыночной среде, термины «управление» и «менеджмент» будут рассматриваться нами как идентичные.

В основу управления предприятием положены принципы эффективного руководства. Вот важнейшие из них: научность, единоначалие, коллегиальность, объективность, стимулирование труда, законность, профессионализм.

Научность управления выражается в знании теории управления, использовании новейших достижений науки и техники. Реализация этого принципа предполагает проведение экономических экспериментов и социологических исследований, научную разработку вопросов теории и практики управления разными звеньями промышленного производства, применение современных технических средств управления, изучение, обобщение и распространение передового опыта управления производством, подготовку и переподготовку управленческих кадров.

Принцип единоначалия и коллегиальности предусматривает сочетание единого руководства и участия коллектива в управлении производством. Единоначалие означает подчинение коллектива и каждого работника руководителю, который осуществляет принадлежащие ему права по управлению и несет ответственность за результаты его деятельности. Единоначалие обеспечивает ответственность каждого руководителя за строго определенный участок работы. У каждого должностного лица есть права, и это лицо принимает решения в пределах установленных для него функций, несет ответственность за правильность принятых им решений и за неиспользование предоставленных ему прав. Единоначалие не исключает коллегиальность управления.

Важным принципом управления является принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении, суть которого сводится к правильному распределению полномочий на принятие определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. При децентрализованном руководстве право принятия решений, как правило, передается низовым звеньям управления, на которые возлагается и ответственность за эти решения. Вместе с тем это еще не означает, что предприятие управляется на основе децентрализации. Все зависит от степени децентрализации, которая определяется полномочиями, относящимися к централизации руководства и децентрализации оперативной деятельности. Именно на гибком сочетании принципов централизации и децентрализации должен быть построен механизм управления предприятием. Важно отметить, что для действующих условий хозяйствования характерно усиление централизации в управлении, которое в принципе является объективным требованием развития современного производства. Высокоцентрализованными становятся планирование (особенно перспективное), техническая политика и политика инвестиций, организация научно-исследовательских работ и внедрение новой техники, ведение внешнеэкономической деятельности, решение кадровых вопросов, взаимоотношения с государственными органами и партнерами по бизнесу. Все перечисленное требует управления процессом производства из одного центра. Поэтому дальнейшее усиление централизации следует рассматривать как важную черту современной стадии развития лесопромышленного производства.

Демократизация управления - это участие работников в процессе управления. В современных условиях на крупных предприятиях ЛПК уровень квалификации и самосознания работников объективно требует их участия в управлении и принятии решений. С другой стороны, руководство предприятия и собственники понимают, что партнерские отношения в производстве закономерны и полезны всем, поскольку развивают заинтересованность коллектива в успешной деятельности предприятия, способствуют снижению текучести кадров, улучшению климата в производственном звене, содействуют совершенствованию системы оплаты и стимулирования труда.

В настоящее время предприятия ЛПК практикуют разные формы участия работников в управлении. Если речь идет об акционерном обществе, в котором значительная часть акций может принадлежать работникам предприятия, то здесь рациональной формой участия сотрудников в управлении является общее собрание акционеров. На некоторых предприятиях практикуется участие рабочих в управлении на уровне совета директоров, где у них есть возможность участвовать в рассмотрении управленческих вопросов, касающихся прежде всего организации рабочих мест, технического нормирования труда, управления заработной платой и социальной политики предприятия. Однако следует отметить, что при решении управленческих вопросов в совете директоров право голоса рабочих, как правило, пока еще невелико. Вместе с тем работники предприятий все активнее участвуют в советах трудовых коллективов, производственных совещаниях, общественных бюро, советах новаторов и т. д.

Стимулирование труда предусматривает такую организацию и оплату труда, при которой каждый работник материально заинтересован в результатах своей работы, труда коллектива и деятельности предприятия в целом. Этому способствует правильно разработанная система оплаты труда и премирования. Управление заработной платой должно основываться на следующих положениях: размер зарплаты зависит от количества и качества затраченного труда, зарплата повышается только на основании роста производительности труда, рост зарплаты не должен опережать рост производительности труда, разряд квалификации рабочего должен соответствовать разряду выполняемой работы, заработная плата должна дифференцироваться в зависимости от условий труда. Основой управления заработной платой является тарифная система. Связь результатов труда с размерами его оплаты обеспечивают формы и системы заработной платы. Для стимулирования труда большое значение также имеет система премирования, причем материальное стимулирование должно сочетаться с применением разных форм морального поощрения.

При разработке управленческих решений необходимо опираться только на реальные источники информации. Недопустимо выдавать желаемое за действительное. Во всем, что касается производства, необходим трезвый, объективный и реальный подход, ведь руководитель не является просто исполнителем и не подчиняется вышестоящим организациям. Поэтому нет искушения приукрасить, преувеличить или, наоборот, занизить, преуменьшить результаты деятельности. Недопустимы и ошибки в расчетах, следует контролировать все процессы и оперативно исправлять оплошности.

Управление производством - сложный и комплексный вид деятельности. Овладеть им могут только высокообразованные специалисты, профессионалы в своей области деятельности. Успех такого непростого дела, как управление, в значительной степени зависит от людей с сильными качествами лидеров, прогрессивности их идей, работоспособности, умения анализировать ситуацию, предвидеть последствия принимаемых решений, наконец, их интуиции. Последнее, разумеется, не исключает решения всех вопросов на основе объективного аналитического подхода.

Законность - это конституционный принцип, состоящий в неуклонном исполнении законов и соответствующих им подзаконных актов. Прежде всего речь идет о соблюдении экономической политики государства. В действующих условиях хозяйствования предприятия наделены широким кругом прав и гарантий, свободой в разных видах деятельности. Но, как известно, права неразрывно связаны с обязанностями. Правовые обязанности (перед обществом и государством) должны неукоснительно выполняться, поскольку их выполнение направлено на стабильное развитие общества в целом, достижение серьезных экономических результатов. Нарушение же законодательства сопряжено с жесткими санкциями со стороны государства. В текущих условиях ведения хозяйственной деятельности руководители предприятия вправе принимать любые решения по собственной инициативе, однако эта инициатива не должна противоречить действующему законодательству.

Принципы управления реализуются с помощью системы методов (рис. 1). В действующих условиях хозяйствования при полной самостоятельности предприятий в решении большинства вопросов наибольшее значение имеют экономические методы управления, которые реализуются через систему разных расчетов (финансирование, кредитование, стимулирование, ценообразование, инвестирование и т. д). Особенно широко экономические методы используются при разработке наиболее важных решений, например вопросов развития предприятия и перспективного планирования. Система экономических методов сложна, трудоемка, требует высокой квалификации специалистов (экономистов, финансистов, математиков, прогнозистов, менеджеров). Но именно эти методы позволяют предприятию устойчиво, ритмично и эффективно осуществлять свою деятельность.

Организационно-правовые основы управления включают методы организационного воздействия (должностные инструкции, методические рекомендации, разъяснения) и необходимость соблюдения нормативно-правовой базы. Совершенно очевидно, что для успешного функционирования предприятия важны не только экономические, но и правовые условия. Экономические методы управления, лишенные правовой формы, не связанные с правом, регулирующим экономические отношения, не приносят много пользы и не очень результативны. С другой стороны, малоэффективны и правовые методы, не обоснованные экономически. В этом плане экономические, организационные и правовые методы управления должны находиться во взаимосвязи и обуславливать друг друга.

Содержание управленческой работы отражается в виде функций управления (рис. 1). Вообще термин «функция» происходят от лат. functio - выполнение. В широком смысле это понятие означает круг деятельности, назначение. Поэтому функции управления следует рассматривать как комплекс работ целевой направленности, объективно присущих управлению как самостоятельной категории. Для предприятий ЛПК характерны такие функции управления, как целеполагание, организация, планирование, регулирование, контроль, учет, анализ. Целеполагание - это формирование и аргументация основной цели развития предприятия (увеличение объема продаж, получение стабильного дохода, лидерство в качестве продукции, максимизация прибыли и др.) и разработка вопросов достижения поставленной цели исходя из реальных возможностей и их наиболее полного использования. Широкий круг вопросов охватывает организация производства. Для предприятий ЛПК характерны также такие функции управления, как организация труда и заработной платы, производственного процесса, использования предметов труда, техническое развитие производства.

Важнейшее звено системы управления - планирование, сущность которого заключается в разработке и выполнении заданий, определяющих перспективы развития предприятия. Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Планирование позволяет по возможности заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность действий для достижения поставленных целей с учетом наиболее эффективного использования всех производственных возможностей и ресурсов предприятия.

Различают перспективное (стратегическое) и текущее планирование. В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычно имеет место как долгосрочное, так и среднесрочное планирование. Стратегическое планирование предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу; определяет долгосрочные направления развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Поскольку оценка перспектив в условиях рынка носит характер неопределенности, перспективное планирование не всегда служит для ориентирования предприятия на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой важнейших качественных характеристик. На этой основе разрабатываются среднесрочные планы, которые содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, конкретизирующие цели перспективного планирования. Перспективные (стратегические) планы разрабатываются на уровне высшего звена управления. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки целей и задач, зафиксированных в перспективном (среднесрочном) плане. Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, то текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей с учетом конкретных производственных условий и состояния рынка.

Обеспечивается работоспособность управленческих процессов в рамках заданных параметров за счет функции регулирования и контроля. Для предприятий ЛПК особенно важно отметить необходимость регулирования инвестиционной деятельности, расходов на оплату труда, численности персонала. Система контроля предназначена для проверки правильности функционирования предприятия в соответствии с принятыми управленческими решениями.

Из всех видов учета (оперативного, статистического, бухгалтерского) основным на предприятиях выступает бухгалтерский, который охватывает все процессы, связанные с движением средств. Этот вид учета включает получение первичных учетных документов, их обработку и проверку, систематизацию, отражение операций в учетных регистрах, составление сводных показателей и оформление их в виде отчетности предприятия. По сути, все процессы, происходящие на предприятии, находят отражение в учетных документах и отчетности. Подобная информация подвергается профессиональному исследованию, конкретному экономическому анализу, что дает возможность осуществить углубленный контроль производственно-хозяйственных процессов, выявить причины негативных действий в работе предприятия и с обоснованных позиций выработать рекомендации по улучшению работы предприятия.

Итак, управление предприятием - это довольно сложный целенаправленный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие производства. Но как объект исследования предприятие представляет собой весьма непростое хозяйство, включающее разные виды деятельности, тесно связанные и обуславливающие друг друга. Это обстоятельство позволяет рассматривать предприятие и управление им с позиции системного подхода (рис. 2).

Целью производственной подсистемы является разработка научно-технических и инженерных решений для организации выпуска продукции, удовлетворяющей требования рыночного спроса. На вход этой подсистемы подаются исходные данные по созданию и освоению новых и совершенствованию действующих технологических процессов, информация, необходимая для выполнения разных производственных задач, данные о производственных ресурсах и т. д. Выходом этой подсистемы являются производственно-технические показатели, характеризующие ритмичность выпуска продукции, выход продукции из единицы сырья, загрузку оборудования, использование производственных мощностей, эффективность технических нововведений и др.

Цель природоохранной подсистемы состоит в организации производства продукции с учетом требований охраны окружающей среды. На вход этой подсистемы подается информация, необходимая для изучения вредного воздействия предприятия на водные источники, атмосферный воздух и земельные ресурсы. Выходные данные природоохранной подсистемы представляют собой показатели, характеризующие уровень экологизации производства на предприятии и эффективность мероприятий по повышению этого уровня в перспективе.

Целью экономической подсистемы является исследование экономических процессов, протекающих на предприятии (маркетинга, логистики, планирования, учета, формирования экономических показателей). На входе этой подсистемы поток исходных данных (производственно-технические показатели, экологические нормативы, тарифная система и др.), которые в ходе расчетов и экономического анализа преобразуются на выходе в экономические показатели. Последние позволяют оценить результаты деятельности предприятия за прошедший период и на перспективу.

Социальная подсистема имеет целью создание для работников предприятия наиболее благоприятных условий труда и быта. На вход этой подсистемы подаются исходные данные социального порядка (обеспеченность жилплощадью, медицинское обслуживание, развитие торговой сети, условия труда и отдыха и др.). Выходом подсистемы являются социальные результаты деятельности в социальной сфере (улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников, сокращение числа рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями, повышение уровня медицинского обслуживания, экономия свободного времени и др.).

Судить о целесообразности (или нерациональности) деятельности предприятия в целом и принимать ответственные решения, касающиеся перспектив развития предприятия, можно только на основании комплексных, обоснованных расчетов, базирующихся на анализе выходной информации всех перечисленных выше подсистем. Например, любой из возможных вариантов технологии производства продукции, какой бы высокий уровень потребительских свойств продукции он ни сулил, не должен реализовываться, если сопровождается значительной деградацией окружающей среды.

Точно так же не должен реализовываться технологический вариант, который гарантирует природной среде минимальный вред, но сопровождается снижением социально-экономической эффективности. В связи с этим возникает необходимость так называемой результирующей подсистемы, которая позволяет из совокупности возможных вариантов развития производства выбрать наиболее эффективный, как в производственном отношении, так и в экономическом, экологическом и социальном. К тому же квалифицированное решение глобальных вопросов, выходящих за пределы компетенции предприятия, возможно и необходимо только высшим руководством предприятия, на которое возлагаются сложные и ответственные задачи, в частности:

  • разработка стратегических целей развития предприятия (оценка потенциальных возможностей предприятия и обеспечение необходимыми ресурсами, анализ внешних факторов (рыночный спрос, конкурентная среда, внешнеэкономическая деятельность, госрегулирование) и др.;
  • принятие решений по стратегическим конечным результатам: на стадии подготовки - формулирование проблем, требующих решения; на стадии принятия решения - оценка альтернативных вариантов, выбор и принятие наилучшего решения; на стадии реализации выбранного варианта - конкретизация решения и доведение его до исполнителей;
  • контроль хода выполнения поставленных задач (заслушивание отчетов, докладов, проверка выполнения управленческих решений, внесение необходимых корректив).

Разумеется, разработкой стратегии развития предприятия занимается не высшее руководство, а преимущественно сотрудники экономической подсистемы в тесном контакте со специалистами производственной, экологической и социальной подсистем. Полученные результаты доводятся до высшего руководства предприятия, которое на основе тщательного анализа представленных материалов ранжирует их по степени важности и очередности исполнения с указанием лиц, ответственных за выполнение поставленных задач.

Важно отметить, что все управленческие подсистемы тесно связаны прямыми и обратными связями. Так, в производственной подсистеме, как мы уже отмечали, формируются производственно-технические показатели, которые являются исходной информацией для экономической подсистемы, где разрабатываются технико-экономические и финансовые показатели. В свою очередь, выходные данные экономической подсистемы выступают основой для результирующей подсистемы, для формирования и обоснования общей стратегии развития предприятия. Решение вопросов охраны окружающей среды непосредственно связано с экологической, производственной и экономической подсистемами, поскольку экологи совместно с технологами разрабатывают мероприятия по экологизации производства, а экономисты проводят расчеты эколого-экономической эффективности этих мероприятий. Результирующая подсистема управления, выполняющая руководящую функцию, связана со всеми производственными подсистемами предприятия.

В лесопромышленном комплексе функционируют разные по производственной мощности и объемам выпуска продукции предприятия (крупные, средние, мелкие). Соответственно, и структура управления у них разная. Наиболее рационально и эффективно строится структура управления на крупных (и на некоторых средних) предприятиях ЛПК, у которых, как правило, трехуровневая система управления (рис. 3). На высшем уровне управления (Top management) функционирует результирующая подсистема, в которой высшим руководством формируется общая стратегия развития предприятия. Средний уровень управления (Middle management) представлен производственной, экономической, экологической и социальной подсистемами. Низовой уровень управления (Lower management) представлен структурными подразделениями предприятия (цехом, биржей, производственным участком и др.) и предназначен для решения оперативных вопросов в рамках установленных заданий.

В следующей статье будут рассмотрены вопросы управления основным производством на предприятиях ЛПК.

Владимир МОСЯГИН,
д-р экон. наук, профессор СПбГЛТУ

 

Продолжение цикла