Партнеры журнала:

Отрасль

Управление экономической деятельностью на предприятиях ЛПК. Часть 5

Основными задачами управления экономической деятельностью предприятий ЛПК являются: планирование, разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и бизнес-плана (при строительстве новых предприятий), адаптация производства к рыночным условиям (маркетинг), управление материальными потоками (логистика), бухгалтерский учет и экономический анализ.

Часть 1. Принципы, методы и функции управления. Системный подход к управлению предприятием
Часть 2. Управление основным производством
Часть 3. Вспомогательное производство. Ремонтное хозяйство
Часть 4. Вспомогательное производство. Энергетическое хозяйство
Часть 6. Экологический менеджмент
Часть 7. Управление вторичными ресурсами
Часть 8. Управление социальной деятельностью

Менеджмент (управленцы) предприятия решает определенный круг непростых задач, которые носят многосторонний, комплексный характер (рис. 1). К числу наиболее важных функций органов управления экономикой предприятия следует отнести планирование, которое может классифицироваться по видам длительности, масштабу и методам разработки. По длительности рассматриваемого периода планы разделяются на краткосрочные, разрабатываемые отдельными подразделениями предприятия под руководством экономической службы, и на долгосрочные (стратегические), разрабатываемые под управлением высшего руководства предприятия.

Таблица 1. Система экономических показателей на планируемый год
Таблица 1. Система экономических показателей на планируемый год

Краткосрочное текущее планирование (обычно на один год) позволяет четко формулировать развернутую программу деятельности предприятия на предстоящий период (год). С этой целью используется система показателей, которая также необходима для последующего контроля результатов проведенной работы за год. В табл. 1 приведена примерная система основных экономических показателей, которая обычно используется в текущем планировании на предприятиях ЛПК.

В формировании и реализации управленческих решений на перспективу решающая роль принадлежит стратегическому планированию. Часто стратегическое и долгосрочное планирование рассматриваются как синонимы, но это не совсем так: стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному и отличается от него, прежде всего подходом к трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно прогнозировать, исходя из сложившихся тенденций роста; разработчики таких планов обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности предприятия должны обязательно улучшаться. Поэтому при планировании цели ставятся исходя из оптимистического сценария. Подобный подход повсеместно использовался при директивной системе хозяйствования, существовавшей в советские времена. В системе стратегического планирования, которой свойственны рыночные отношения, допущения, что в будущем ситуация будет непременно лучше, не делается. Зато важное место отводится анализу перспектив предприятия с учетом выявления разных факторов его развития, которые способны изменить сложившиеся к текущему моменту тенденции.

Стратегическое планирование осуществляется совместно руководством предприятия и специалистами экономической службы. Последние увязывают все подразделения предприятия в единую систему и готовят необходимую информацию для разработки стратегического плана. Высшее управленческое звено, работая в контакте со всеми управленческими структурами и анализируя как внутреннюю, так и внешнюю среду предприятия, принимает решение по выработанной стратегии. Кроме того, руководство предприятия осуществляет постоянный контроль реализации стратегических задач.

При строительстве новых предприятий разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО), в котором учитываются: рациональное потребление природных ресурсов, близость сырьевой базы, экологическая безопасность, развитие производственных связей и др.

Для предприятий разного профиля важно построить новый объект как можно ближе к источнику сырья или рынку сбыта готовой продукции. Так, предприятия с высоким удельным весом сырья и топлива на единицу продукции, например целлюлозно-бумажные комбинаты и деревообрабатывающие производства, следует организовывать вблизи сырьевой и топливно-энергетической базы. Один из важных факторов, влияющих на выбор месторасположения нового предприятия, - обеспечение рационального природопользования. Надо сказать, что еще недавно экологические факторы размещения предприятий часто недооценивались.

Природопользование понималось чаще всего в весьма узком смысле и отождествлялось с ресурсопотреблением. Сейчас при выборе варианта строительства большое значение придается минимизации рисков нанесения возможного вреда окружающей среде. Имеются в виду: рациональное использование и охрана вод, обеспечение охраны атмосферы, предотвращение вредного воздействия производственной деятельности на земельные ресурсы и природные ландшафты. С экологической точки зрения организация предприятия должна находиться в зависимости от сложившейся средозащитной обстановки в регионе, специфических характеристик территории, фактора землеобеспечения и др.

В рыночных условиях важно учитывать спрос. Поэтому в ТЭО обосновывается товарный ассортимент, объем выпуска профилирующих видов продукции; дается краткая характеристика каждого вида товара, раскрываются его основные потребительские свойства, указываются основные потребители продукции проектируемого предприятия и дается краткая характеристика рынков сбыта.

Сбор сведений о сырьевой базе начинается с определения ресурсов сырья в предполагаемом районе строительства предприятия. Обоснование сырьевой базы при использовании древесины в качестве технологического сырья ведется в такой последовательности: дается краткая характеристика района лесосырьевой базы (выбирается по признаку транспортного тяготения); приводится состав лесосырьевой базы и указываются ее границы; характеризуются основные магистральные пути сухопутного и водного транспорта, соединяющие лесные массивы сырьевой базы с проектируемым объектом; указываются объемы заготовки и вывозки древесины в настоящее время и на перспективу; приводятся ресурсы низкокачественной древесины, указываются ее потенциальные потребители.

Помимо установления ресурсов древесины, оценка сырьевой базы должна включать в себя также анализ условий, способов и стоимости доставки сырья к проектируемому предприятию. Для транспортировки древесины очень важно использовать наиболее дешевые транспортные коммуникации, особенно водные пути.

На предприятиях ЛПК широко используются разнообразные материалы (химикаты), энергетические ресурсы (электроэнергия, вода, тепло), топлива (мазут, каменный уголь, газ, древесина, лигнин и др.). Обоснование обеспеченности проектируемого предприятия основными материалами и топливом ведется в такой последовательности: определяется годовая потребность предприятия в материалах и топливе; выявляются поставщики конкретного вида топлива и материалов; выбираются виды транспорта для доставки материалов и топлива на предприятие; выполняется расчет заготовительной стоимости материалов и топлива.

После определения потребности предприятия в материалах и топливе указываются возможные источники их получения и условия доставки.
В тех случаях, когда могут быть использованы материалы и топливо разных видов или разного качества, необходимо сопоставить нормы их расхода и стоимости в расчете на единицу продукции. На основании этого сопоставления могут быть установлены наиболее экономичные виды материалов и топлива, которые следует предусмотреть для использования на проектируемом объекте.

Некоторые производства весьма энергоемки и являются крупными потребителями тепловой энергии. На подобных предприятиях на энергетическое хозяйство приходится порой 15% и более общего объема инвестиций. В этом случае задача заключается в том, чтобы выбранный район строительства обеспечивался необходимым объемом энергетических ресурсов, потребных для бесперебойной и длительной эксплуатации проектируемого предприятия, а их получение обеспечивалось благоприятными экономическими показателями деятельности предприятия.

Проектируемое предприятие должно обеспечиваться водой в необходимом объеме и при разумных затратах. Необходимо предусмотреть специальное оборудование для минимизации загрязненных стоков, что позволит снизить стоимость строительства очистных сооружений.

При выборе района строительства надо рассмотреть вопрос обеспечения проектируемого предприятия рабочей силой. В ТЭО указываются ориентировочная потребность предприятия в кадрах и условия обеспечения этой потребности.

После обоснования выбора района нового строительства отбираются конкретные промплощадки для организации проектируемого предприятия.

Требования к промышленной площадке:

  • наличие территории, площадь которой соответствует проекту строительства;
  • соответствие нормативам по сейсмичности;
  • наличие источников водоснабжения и организации возможного сброса очищенных промстоков (с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических нормативов);
  • наличие железнодорожных путей и возможность подведения к территории предприятия подъездной ветки;
  • наличие свободной рабочей силы в районе или возможность укомплектования персонала за счет жителей из других районов;
  • возможность оптимальной организации доставки сырья, материалов и топлива;
  • близость источников тепловой и электрической энергии;
  • благоприятный рельеф местности, соответствие грунтов на месте строительства СНиП и другим нормативам, незатопляемость площадки, отсутствие грунтовых вод выше основания фундаментов зданий;
  • возможность обеспечения строительства местными стройматериалами;
  • благоприятное направление господствующих ветров по отношению к населенным пунктам;
  • близость объекта к предприятиям, с которыми можно предусмотреть производственные и хозяйственные связи (возможность кооперирования деятельности и устройства совместных инженерных сетей, энергетики, организации жилого строительства и т. п.).

Перечисленные выше требования неравноценны. Так, несоответствие пунктов 1-5 требованиям строительства проектируемого объекта означает, что площадка не подходит для реализации проекта. Хотя при несоответствии пунктов 6-11 требованиям строительства объекта и допускается организация предприятия на выбранной площадке, потребуются дополнительные затраты на возведение и эксплуатацию объекта. Поэтому для выбора наиболее экономичного варианта строительства следует наметить несколько промплощадок, и чем больше будет проработано вариантов проекта, тем более эффективным окажется выбор.

Варианты организации нового предприятия на разных промплощадках сопоставляются с учетом разных факторов и для реализации выбирается наиболее оптимальный вариант.

Таблица 2. Технико-экономическая характеристика промышленных площадок для строительства предприятия ЦБП
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 2. Технико-экономическая характеристика промышленных площадок для строительства предприятия ЦБП

Допустим, для строительства целлюлозного завода пригодны три площадки, технико-экономическая характеристика каждой из которых представлена в виде данных, приведенных в табл. 2.

К достоинствам площадки №1 можно отнести: благоприятные условия обеспечения сырьевыми ресурсами (60% сырья концентрируется на месте; 40 % - привозное, среднее расстояние плеча перевозки - 12 км); наличие надежного и близкого источника водоснабжения, подходящего для строительства водовода протяженностью 0,2 км; оптимальное расстояние (0,2 км) и возможность прокладки железнодорожной ветки к путям соседнего предприятия (лесокомбината); размеры и конфигурация площади, дающие возможность расширить площадь предприятия; отсутствие строений, требующих сноса. Недостатки площадки: наличие грунтовых вод выше основания фундамента; необходимость намыва грунта (42 тыс. м3); необходимость строительства собственной котельной.

У площадки №2 следующие основные достоинства: незатопляемость, отсутствие грунтовых вод выше основания фундамента; возможность прокладки железнодорожной ветки к эксплуатируемым путям (протяженность ветки - 1,2 км). Недостатки: неблагоприятное направление господствующих ветров по отношению к населенному пункту; необходимость строительства собственной котельной; требуется частичный снос жилых строений; реализация проекта затруднена по причине несоответствия размеров площадки данным генерального плана объекта.

Достоинства площадки №3: возможность получения пара от районной ТЭЦ; возможность расширения промплощадки; сноса строений не требуется; направление господствующих ветров благоприятно по отношению к населенным пунктам. Серьезные недостатки этой площадки - значительная удаленность поставщиков сырья от местонахождения объекта и необходимость строительства железнодорожной ветки протяженностью 3,5 км.

Исходя из данных, представленных в табл. 2, наиболее экономичным вариантом является строительство завода на площадке №1. В сравнении с данными о площадке №3 этот вариант обеспечивает экономию в сумме 887 тыс. руб., а при сравнении с данными о площадке №2 экономия составляет 6.980 тыс. руб. Следовательно, строительство проектируемого предприятия предпочтительно вести на площадке №1.

При выполнении экономических расчетов, служащих обоснованием нового строительства, рассматриваются такие вопросы, как производственная программа, стоимость строительства (инвестиции), кадры, издержки производства, финансовые потоки; делаются выводы об эффективности проекта.

В бизнес-плане подробно указываются, помимо экономических, коммерческие, финансовые и рыночные аспекты проекта.

Обычно бизнес-план содержит резюме, описание продукции (услуг), производственный план, план маркетинга, финансовый план, приложения.

Резюме является визитной карточкой бизнес-плана. Оно должно содержать в сжатом виде основные сведения о проекте: цель предприятия, наименование его организационно-правовой формы; описание продукции (в том числе - чем эта продукция будет отличаться от продукции конкурентов); предполагаемые финансовые результаты деятельности предприятия.

Бизнес-план должен содержать маркетинговую информацию, в частности:

  • сведения о рынке (емкость сегмента, уровень спроса и степень его удовлетворения, характеристика конкурирующих фирм и др.);
  • объем выпуска продукции и товарного ассортимента, уровень конкурентоспособности товара, обоснование цен на продукцию;
  • организация сбыта и условий поставки (система сбыта, договоры и протоколы о намерениях реализации товара по определенным ценам, затраты на сбыт и др.);
  • рекламные возможности предприятия и затраты на рекламу.

Обобщить материалы бизнес-плана и представить их в стоимостном выражении призван финансовый план. Он состоит из трех частей: план доходов и расходов (прибылей и убытков); прогноз движения денежных средств; баланс активов и пассивов предприятия.

Данные финансового плана выступают основой расчетов эффективности инвестиционных проекта.

Характер и масштабы производства диктуются маркетингом. Эффективное использование производственных мощностей, новой техники и прогрессивных технологий предопределяются маркетингом. Маркетинг представляет собой процесс (от закупки сырья до обслуживания покупателя), целью которого является обеспечение наиболее полного удовлетворения рыночного спроса. Коммерческий успех предприятия зависит, с одной стороны, - от возможностей (потенциала) самого предприятия, а с другой, - от того, насколько его продукция будет соответствовать требованиям рынка.

Важной составляющей маркетинга выступает ценообразование - определение обоснованного уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых предприятием.

Важная роль в управлении экономической деятельностью предприятия принадлежит логистике, задача которой - организация материальных потоков и управления ими.

Материально-техническое обеспечение

Закупочная логистика (то есть управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами) должна выполнять следующие задачи: определение потребности в материальных ресурсах; исследование рынка закупок; выбор поставщиков; заключение хозяйственных договоров на поставку товаров; контроль хода исполнения заказа; получение и проверка товара и др.

Большое значение отводится договорам поставки. Как правило, применяются унифицированные формы контрактов на поставку товаров, включающие в себя: определение сторон и предмет контракта, цену и общую сумму контракта, сроки и объемы поставки товаров, указание на качество товара, организацию платежей (порядка расчетов), пути и методы защиты интересов продавца и покупателя, порядок предъявления претензий и возмещения убытков, другие условия.

Логистическая организация производства

Производственная логистика включает: определение последовательности продвижения товаров через места складирования, пути устранения нерациональных внутрипроизводственных перевозок, обеспечение рабочих мест всем необходимым для выполнения производственных заданий, методы сокращения потерь материалов, пути повышения эффективности использования производственных и складских помещений. Для выполнения этих задач необходимо тщательно проанализировать особенности предприятия, характер производственного цикла (длительность которого во многом зависит от движения материальных потоков), тип производства, систему снабжения основного производства и подачи материальных ресурсов на рабочие места, систему технического нормирования, параметры эффективности использования ресурсов, инфраструктуру предприятия и т. п.

Логистическая организация производства призвана обеспечить оптимальные процессы передвижения сырья и материалов, поступающих на предприятие; перемещения полуфабрикатов и запасов внутри предприятия.

Управление запасами

Оптимизация материальных запасов - одна из наиболее важных логистических функций. По назначению запасы делятся на производственные и товарные (готовая продукция), которые в свою очередь по выполняемой функции подразделяются на текущие, страховые и сезонные. По отношению к производству запасы разделяют на переходящие, подготовительные, неликвидные, запасы в пути и др.

На предприятиях ЛПК наибольшую значимость имеют производственные запасы, предназначенные для обеспечения бесперебойного, ритмичного функционирования производственного процесса.

Чем больше объем производственного запаса, тем меньше вероятность простоев производства. С другой стороны, большие запасы влекут за собой значительные затраты на их содержание. Разнонаправленное действие этих факторов создает почву для постановки и решения оптимизационных задач по управлению запасами.

Предположим, необходимо оптимизировать объем текущего запаса.

Объем заказа и интервал поставки можно определить, выполнив расчеты по следующим формулам:

где: q - объем заказа; t - интервал поставки; С1 -затраты поставщика на оформление заказа; С2 - затраты на хранение материалов; T -плановый (договорный) период; R - потребность в материальных ресурсах.

Допустим, мебельная фабрика расходует в год для отделки щитов лак на сумму 850 тыс. руб. Затраты на хранение оцениваются из расчета 10 руб. на 1 тыс. руб. в месяц, а на оформление заказа и переналадку оборудования на химкомбинате (поставщике) -
3 тыс. руб. Оптимальный объем заказа будет равен:

а интервал поставки

Организация складского хозяйства

Склады современных предприятий - это сложные технические сооружения, которые представляют собой непростую структуру в общей логистической системе. Основное назначение складского хозяйства - концентрация запасов, их хранение и своевременное обеспечение производства необходимыми материалами и комплектующими.

На складах выполняются следующие операции: прием товара, разгрузка транспорта, который доставил товары; приемка товаров, их размещение (укладка, штабелевка), хранение, комплектование и погрузка, внутрискладские перемещения. Специфика подобных работ зависит от вида и характера материалов и транспортных средств, степени и средств механизации, емкости зон хранения складских помещений и т. д. Все перечисленное требует квалифицированных управленческих решений.

Эффективность деятельности складского хозяйства оценивается рядом показателей, в числе которых: грузооборот склада (т), себестоимость складских работ (руб./т), степень использования складской площади (%), уровень механизации складских работ (%) и другие.

Сбыт готовой продукции, сервисное обслуживание

Под сбытом понимаются все операции, совершаемые с товаром с момента его выхода от изготовителя до передачи покупателю, к которым относится комплекс задач по управлению материальным потоком на участке «поставщик - покупатель». Логистика в области сбыта нацелена на выполнение поставленных маркетингом задач, обеспечивает с учетом конъюнктуры рынка физическое продвижение необходимой товарной массы к покупателю и призвана ответить на вопросы: «Как наиболее рационально довести готовую продукцию до потребителя? По какому каналу наиболее целесообразно осуществлять товародвижение? Как обеспечить надлежащий уровень обслуживания покупателя?».

Сбыт продукции - одна из наиболее важных сторон деятельности предприятия. В определенных ситуациях он может играть решающую роль. Предприятие может выпускать превосходный товар, не уступающий товарам конкурентов, и даже в чем-то превосходящий их, но все будет бесполезно при отсутствии доступа к потребителю. Причин для этого может быть немало: все каналы сбыта могут принадлежать конкурентам или быть неразвитыми, а то и вовсе может не быть каналов сбыта; затраты на сбыт могут быть весьма высокими и т. д. К задачам подразделения, отвечающего за сбыт продукции, относятся: обработка и оформление заказов потребителей; контроль качества изделий, отправляемых потребителю; подбор оптимальных партий заказов; упаковка товаров; оформление документов и страховок; организация рациональной отгрузки; контроль выполнения транспортных операций и др.

Для формирования стабильного сбыта и определения объема продаж предприятию необходимо организовать работу сервисного подразделения, задача которого - оказание комплекса услуг в системе обслуживания, в том числе в сфере поставки товаров. Организация высококачественного сервиса, особенно в современных условиях, способствует успеху, повышению конкурентоспособности предприятия.

Предпродажный сервис включает в себя консультирование заказчика, подготовку необходимой документации, предпродажную подготовку с целью исключения дефектов и др. Услуги, осуществляемые в процессе продажи товаров сводятся: к подбору ассортимента, упаковки и доставки товара. Послепродажный сервис - это обязательства предприятия по рассмотрению претензий покупателей, при необходимости обмен товара, гарантийное обслуживание, если оно требуется.

При организации сервиса важно хорошо знать потребителей товара. Ими могут выступать как конечные потребители (которые приобретают товары для личного пользования), так и организации (предприятия) - потребители основных средств. Важно иметь в виду, что рынки товаров широкого потребления во многом отличаются от рынков основных средств производства.

В первом случае, во внимание принимаются географические, демографические, социальные факторы. Во втором первостепенное значение имеют экономические и технологические признаки, поскольку товар приобретается для производственных нужд.

Важное звено управления экономической деятельностью предприятия - бухгалтерский учет, который охватывает по сути все процессы, связанные с движением средств. Этот вид учета включает в себя получение учетных документов, их обработку и проверку, систематизацию, отражение операций в учетных регистрах, составление сводных показателей и оформление их в отчетность предприятия по схеме первичные документы - проводки - обработка - баланс и отчетность. Бухгалтерский учет позволяет получить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять экономической деятельностью предприятия. Бухгалтерский учет необходим для решения ряда задач, основные из которых названы ниже.

Контроль процесса производства и реализации продукции

Есть три вида контроля: предварительный (выполняется до начала производственной операции, чтобы прогнозировать ее результат); текущий (осуществляется во время совершения производственной операции и обеспечивает ее выполнение с наибольшим эффектом); последующий (проводится после завершения операции и позволяет корректировать полученный результат и прогнозировать дальнейший ход событий).

Обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей достигается путем использования развернутого плана счетов, охватывающего все аспекты движения и хранения материальных ценностей и денежных средств. Для решения этой задачи используются механизмы учета и инвентаризации.

Обеспечение обратной связи реализуется путем сбора и анализа информации о хозяйственных средствах и процессах. Результаты этого анализа передаются в необходимые инстанции для принятия соответствующих решений.

Аналитическая функция позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия, эффективности инвестиций и кредитной политики.

Бухгалтерский учет является важным источником информации для проведения экономического анализа, который выступает одним из основных механизмов управления производством. Экономический анализ необходим для:

  • выявления основных факторов, оказывающих существенное влияние на производственную и хозяйственную деятельность предприятия;
  • объективного и всестороннего изучения хода выполнения плана и соблюдения нормативов (по количеству и качеству продукции, выполненных работ и услуг);
  • оценки эффективности использования труда, материальных и финансовых ресурсов (средств и предметов труда, рабочей силы, капитала);
  • изучения причин, вызвавших изменения плановых показателей;
  • выявления и измерения наиболее существенных резервов на всех стадиях деятельности предприятия.

Общий подход к изучению деятельности предприятия образует метод экономического анализа. Он заключается в комплексном изучении исследуемых процессов на основе взаимосвязи и взаимообусловленности различных факторов. Основные приемы изучения деятельности предприятия с помощью экономического анализа:

  • детальное рассмотрение разных сторон экономических процессов в их частностях и подробностях (или детализация);
  • сопоставление изучаемых данных с другими данными (или сравнение);
  • установление взаимной связи отдельных сторон экономических процессов, а также взаимосвязи и взаимодействия одних процессов с другими (или взаимосвязанное изучение);
  • исключение признаков, которые не подвергаются непосредственному изучению, для выделения влияния одного признака, одной из сторон изучаемого объекта (элиминирование);
  • выявление наиболее важных, наиболее существенных моментов, характеризующих основные результаты исследования.

После того как изучены отдельные стороны деятельности предприятия, выявлены взаимосвязи и взаимозависимости исследуемых процессов, возникает необходимость обобщить весь материал исследования. Обобщение выступает в качестве самостоятельного приема экономического анализа, позволяющего синтезировать результаты частных исследований, разобраться в сложном комплексе факторов, оказывающих влияние на результаты производства, установить наиболее важные из них и отвлечься от несущественных.

При обобщении необходимо из всей массы разных по своему значению данных и фактов выбрать основные, от которых в наибольшей степени зависят экономические результаты деятельности предприятия. Обобщение позволяет дать развернутую характеристику деятельности предприятия, установить экономическую целесообразность хозяйственных процессов и рациональные методы хозяйствования, когда при необходимых затратах достигаются наилучшие экономические результаты.

Владимир МОСЯГИН, д-р экон. наук, проф. СПбГЛТУ