«Вторая молодость» лесосплава на Северо-Западе России
В нашей стране много огромных лесных массивов, дорог к которым как не было, так и нет, и лесосплав по рекам и озерам традиционно имел большое значение в логистике древесного сырья. Еще не так давно по полноводным рекам Северо-Запада, Урала и Сибири огромные объемы леса доставлялись баржами и плотами до крупнейших лесоперерабатывающих комбинатов страны. В последние десятилетия перевозки леса по водным артериям существенно сократились, а лесосплавное оборудование и техника почти полностью выработали свой ресурс и износились.
Но, как показывает опыт компании «Архсплав», работающей в Архангельской области, лесосплав не потерял актуальности, а при хозяйском и творческом подходе квалифицированных специалистов опыт вновь доказывает, что в условиях Поморья это самый удобный и надежный вид транспортировки древесного сырья. С 2006 года «Архсплав» осуществляет транспортировку леса даже из самых отдаленных районов области, используя новые технологии и адаптируя технику к местным условиям.
Рассказывает учредитель компании «Архсплав» Александр Федулов: «Труднодоступность лесных районов Поморья диктует особые условия транспортировки древесины, ведь до многих делянок по суше просто не добраться. В последнее время лесосплав переживал тяжелый период: речная техника не обновлялась, а себестоимость погрузки лесосырья плавкранами постоянно росла. Мы решили заменить плавкраны другой техникой, сами разработали стрелу, которая установлена на экскаватор Volvo и успешно работает уже третий год. Для погрузки мы используем переоборудованный нами экскаватор Volvo EC250. Лесоматериалы подвозят фронтальным погрузчиком Volvo L120. В этой связке две машины в сутки могут погрузить 1,5 тысячи кубометров».
По замыслу «Архсплава», 17-метровая стрела с лесным грейфером должна была справиться с погрузкой сплавленного леса на транспорт с необорудованного берега, а также снизить риск при проведении работ на зыбких и опасных участках. В компании отмечают: несмотря на то что ее сотрудники работали на технике Volvo CE с 2006 года, научиться управлять модернизированным экскаватором было непросто. «Было сложно приноровиться брать лес грейфером плотно, грейфер захватывал мало или слишком много бревен, либо они выпадали, либо их приходилось выравнивать. Но методом проб и ошибок мы нашли нужный алгоритм, и все получилось», - описывает свои ощущения первый оператор переоборудованного экскаватора Сергей Лукин.
Главное, на что обращают внимание специалисты «Архсплава», это возможность адаптировать машины к условиям работы каждого производства. «Претензий к качеству машин нет. Надежность высокая: когда зимой пиковая нагрузка доходила до 4000 кубометров в сутки, машины справлялись», - комментирует Александр Федулов полевые испытания погрузчика и модернизированного экскаватора. Переоборудование экскаватора Volvo CE позволило сократить время погрузки и снизить ее себестоимость настолько, что сегодня специалисты говорят о «второй молодости» лесосплава.
«Себестоимость погрузки сократилась в пять раз, к тому же стоянка автомобилей на погрузке и разгрузке стала минимальной. Если до того, как мы стали эксплуатировать модернизированную технику, сортиментовозы обычно делали два рейса в день, то после внедрения новшества число ездок выросло до восьми. Подобная интенсивность перевозок заставила лучше работать дорожную службу: для обеспечения движения большого потока машин потребовалось подводить дороги. Была систематизирована работа леспромхоза. Словом, повысилась культура производства», - отмечает Александр Федулов.
В планах предприятия дальнейшее расширение использования эффективных технических новинок в процессе лесосплава: громоздкие плавкраны на берегах Северной Двины все больше будут уступать место быстрым и мощным экскаваторам и погрузчикам.
Материал предоставлен ООО «Ферронордик Машины»,
официальным дилером Volvo Construction Equipment в России