Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Тема номера: Кредитование в ЛПК

Вступление в ВТО: снижения ставок по кредитам не будет

Со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) отечественные предприниматели ожидали больших экономических свобод, в частности снижения банковских ставок по кредитам. Эти надежды связывались с предположениями о том, что в связи со вступлением в ВТО западные банки смогут открывать в нашей стране собственные филиалы по упрощенной схеме. Разумеется, возможность иностранных банков привлекать крупные средства для обеспечения «длинных» кредитов заставила бы сильно нервничать российские финансовые организации. И, вероятно, эти кредиты действительно могли бы стать значительно более дешевыми. Но Россия еще не успела никуда вступить, а экспертам уже понятно, что процентные ставки по кредитам не снизятся.

В середине марта прошли очередные международные переговоры, посвященные вступлению России в ВТО: Алексей Кудрин, вице-премьер министр финансов РФ, встретился с Питером Мендельсоном, еврокомиссаром по торговле. Встреча носила технический характер; тем не менее господин Мендельсон заявил, что, по его ожиданиям, Россия сможет вступить в ВТО до конца лета 2008 года.

По мнению экспертов, фурора на банковском рынке это давно ожидаемое событие не произведет: практически все западные банки, желавшие работать в России, уже делают это. «С присоединением РФ к ВТО режим для иностранных банков на нашей территории, в общем-то, не изменится, - говорит Алексей Портанский, директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО. - Принципиальный момент здесь состоит в том, что условия присоединения не предполагают допуск в Россию филиалов иностранных банков, которые могли бы заметно повлиять на банковскую ставку в сторону снижения. Эти банки смогут функционировать у нас, так же как и сегодня, только в виде дочерних компаний с российским юридическим лицом. А это принципиально не изменит ситуацию на рынке кредитования. Разумеется, в случае массового прихода иностранных банков (что пока вовсе не очевидно) ставка по кредитам может несколько снизиться в результате возросшей конкуренции».

Задает тон в этом вопросе, несомненно, Центробанк, считающий, что работу филиалов западных банков в России допускать не стоит. То есть не совсем так: конечно, работать в России западные финансовые предприятия могут, но на определенных условиях. Они должны создать дочерний банк, действующий по российским законам, поднадзорный российским органам и платящий налоги в России. Следует учитывать и то, что некоторые российские банки западным игрокам будет потеснить очень и очень непросто: такие имена, как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, звучат достаточно громко и уверенно для того, чтобы опасаться серьезной конкуренции. Капитал и активы трех этих крупнейших российских банков составляют более 50 % совокупного капитала и активов банковского сектора. Но это в целом, а вот отдельные сегменты банковских услуг вполне уязвимы: прежде всего иностранным банкам проще иметь дело с «длинными» деньгами - ипотекой и прочими долгосрочными кредитами

(к которым относятся, несомненно, кредиты для ЛПК). У российских банков меньше возможностей в получении денег на долгий срок, отсюда и более высокие ставки.

В России уже работают 14 из 30 крупнейших по капиталу иностранных банков. На 1 января 2008 года доля иностранных инвесторов составляла 25,1 %. За прошлый год она увеличилась на 9,2 %. По прогнозам Банка России, в этом году эта доля вырастет до 30 %.

На сегодняшний день иностранные инвесторы контролируют 87 банков. Из них 8 % (семь финансовых организаций) находятся под контролем резидентов, которые действуют через иностранные компании. Объявлено уже и о сделках текущего года: банк Barclays приобрел 100 % акций Экспобанка. А британский банк HSBC заявил, что планирует вложить в развитие бизнеса в России порядка $200 млн. Активно осваивать розницу хочет и крупнейший банк Франции BNP Paribas - он не исключает покупки российского банка. Так что иностранцы на наш рынок все-таки приходят.

Другое дело, что со вступлением в ВТО связывают и ограничения банковского сектора.

Как предполагается, квота на участие иностранного капитала в российской банковской системе не должна будет превышать 50 %. Такое ограничение Россия еще в прошлом году оговорила с торговым представительством США. Но при этом реальная доля иностранцев на российском банковском рынке может и превысить «официальные» 50 %: дело в том, что согласно достигнутому с американцами соглашению вычисление этого уровня исключает западные инвестиции, сделанные до 1 января 2007 года (на тот момент они составляли 12,92 %). Здесь уместно привести сравнение со странами Восточной Европы, в ряде которых иностранная доля в банках превышает 90 %, что по сути означает потерю банковского сектора. Для России подобная ситуация вряд ли была бы выигрышной.

Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России, считает, что «свободно» впускать иностранных инвесторов на российский банковский рынок можно не раньше чем через 15 лет после вступления в ВТО. Для начала нужно на государственном уровне создать условия для того, чтобы отечественные банки смогли реально конкурировать с зарубежными кредитными организациями. «Правовые условия, в которых работают наши банки, намного хуже западных, - отмечает Анатолий Аксаков. - В России банки пока не могут проводить финансовую защиту своих активов путем выпуска ценных бумаг, работать с производными финансовыми инструментами на фондовом рынке, выпускать облигации, обеспеченные кредитами, кроме ипотечных облигаций. В отечественном законодательстве не урегулированы залоговые отношения, и наши банки, выдавая кредит под залог даже очень надежного актива, очень сильно рискуют. То есть масса проблем правового характера не решена. Надо сначала создать нормальные условия для работы российских кредитных организаций, а уже после этого ставить вопрос о конкуренции с западными банками».

Существенным моментом является и то, куда будут инвестированы средства, заработанные западными банками в России. И хотя этот вопрос пока остается теоретическим, менее важным от этого он не становится. Получается, что у иностранных банкиров есть возможность демпинга, не нарушающего принципов тарифных ограничений со стороны ВТО, но есть и, как нетрудно предположить, интерес к инвестициям добытых за счет этого демпинга средств на нероссийских территориях. Возможно (и стоит ли?) ограничивать этот момент в финансовых взаимоотношениях с западными банками, должны решить законодатели. И для этого им также потребуется время.
Софья ВЕЧТОМОВА