Партнеры журнала:

Биоэнергетика

Конференция по рынку биомассы и энергетике Eвропы в Копенгагене

В первые месяцы 2019 года в мире состоялось несколько мероприятий, посвященных использованию биомассы для выработки тепловой и электрической энергии. Среди них одно из самых значимых – это 4th Biomass Trade & Power Europa (4 Конференция по рынку биомассы и энергетике Европы), которая прошла 12–13 февраля 2019 года в столице Дании, Копенгагене.

В числе ее участников были компании Vattenfall Energy Trading GmbH, RWE Supply & Trading GmbH, Engie Energy Management SCRL, Voyage Power Ltd, CM Biomass Partners A/S, Enviva Partners, LP, Hawkins Wright Ltd, Hofor A/S, Ørsted, Uniper, Georgia Biomass, LLC, Ekman & Co AB, Simpson Spence Young, Pinewells, S.A. и другие.

Первый день работы конференции был посвящен в основном пеллетам. Международное ценовое агентство Argus Media представило аналитический обзор мирового и европейского пеллетного рынка. Производство пеллет в мире в 2017 году распределялось следующим образом: страны ЕС – 15,3 млн т (рост 6% в сравнении с 2016 годом); другие европейские страны – 2,57 млн т (+20%); США и Канада – 10,4 млн т (+5%); страны Южной Америки – 608,3 тыс. т (+385%); страны Азии и Океании – 2,7 млн т (+40%). Суммарный объем мирового производства пеллет оценивается более чем в 32 млн т. (Россию скромно учли в графе «Другие европейские производители». – Прим. авт.). Что касается потребления пеллет, то впереди планеты всей Европа – более 22 млн т в год; второе место делят Северная Америка и Азия – примерно по 3 млн т в год.

Особо следует отметить доклад Михаэля Христенсена из CM Biomass CM Biomass Partners A/S «Роль России на рынке индустриальных пеллет. Сможет ли российское производство пеллет удовлетворить растущие спрос и требования?». По оценкам специалистов CM Biomass, c 2015 года рост производства пеллет в России составлял в среднем 10% в год.

В 2020 году прогнозируется объем годового производства 2 млн т. Несмотря на то что, например, за первые 10 месяцев 2018 года в РФ не было отмечено существенного роста выпуска пеллет в сравнении с аналогичным периодом 2017 года, эксперты CM Biomass ожидают ежегодного роста производства от 100 до 400 тыс. т в год.

Производство пеллет в России в последние несколько лет показывает стабильный рост прибыльности, выпускаемая продукция почти на 100% ориентирована на экспорт, что привлекает в этот бизнес все больше инвесторов. Вводятся в эксплуатацию как крупные пеллетные заводы (мощностью от 50 тыс. т в год), так и небольшие предприятия. В России и Белоруссии лесных площадей, сертифицированных по FSC, больше, чем в Канаде, которая в списке FSC значится под номером один. Только в России сегодня заметен значительный рост заявок на сертификацию по системе FSC, несмотря на то что новые стандарты этой сертификации стали более жесткими. Эксперты выделяют в России положительные сдвиги в сфере обеспечения устойчивости лесопользования – такие, как улучшение инструкций по лесопользованию и современные проекты по лесоводству, которые реализуются ведущими компаниями отрасли; прозрачность торговли (электронные торги), успешная борьба с нелегальной лесозаготовкой, улучшение контроля транспортных средств, перевозящих древесину, и др. В России и Белоруссии хорошо развивается сертификация пеллет по стандартам ENplus и SBP: по SBP уже сертифицированы 20 компаний – производителей пеллет в России и 11 – в Республике Беларусь. Все требования стандартов SBP к сырьевой базе подтверждены сертификацией FSC, чего как раз и требуют потребители промышленных гранул в Европе. Крупные заводы получают сертификаты SBP, как правило, сразу после ввода в эксплуатацию. Почти все заводы в России производят пеллеты исключительно из отходов деревообработки, а сертификацию готовят с помощью консультантов специализированных европейских компаний (таких как Biomass Consult из Нидерландов, DIN CERTCO из Германии и др.), поэтому система управления качеством на российских пеллетных заводах полностью соответствует требованиям стандартов сертификации.

Какие проблемы и трудности отмечают специалисты CM Biomass в работе на пеллетном рынке в России? Это большие расстояния между морскими портами Санкт-Петербурга и другими портами Северо-Запада РФ, где осуществляется перегрузка продукции на морские суда; повреждения пеллет во время длительной транспортировки; недостаточная оснащенность компаний специализированным погрузо-разгрузочным оборудованием и нехватка складских площадей для оптовой торговли при больших объемах поставок пеллет; дополнительные затраты на автоперевозки (далеко не на каждом заводе есть железнодорожный тупик); дополнительный налог на автоперевозки груза весом более 12 т; ограничение автоперевозок по весу и большие штрафы за перевес; сокращение поставок в конце и начале каждого года (причина в сокращении производства пеллет из-за уменьшения объемов вывоза леса с лесосек), длительная загрузка судов в порту – 2–2,5 недели, а также сложные погодные условия: морозы, сильные ветра и ледовая обстановка. Эксперты пришли к выводу, что логистика в России вполне удовлетворительная для торговли пеллетами премиум-класса (поставка которых осуществляется напрямую от производителя заказчику автотранспортом либо морскими контейнерами с перевалкой из автотранспорта) и довольно сложная при поставках индустриальных пеллет в промышленном масштабе.

Кроме того, в докладе отмечено, что затраты на все мероприятия, необходимые для проведения сертификации производства, зачастую «неподъемны» для небольших компаний, а сырье, сертифицированное по схеме FSC, обходится дороже, чем несертифицированное, к тому же его нередко приходится транспортировать на большие расстояния от поставщиков до пеллетного завода. Эксперты также прогнозируют, что в результате растущих объемов потребления пеллет в России возможно уменьшение поставок пеллет на экспорт и увеличение поставок на внутренний рынок. Да и в структуре экспортных поставок могут произойти изменения, потому что растет азиатский рынок потребления пеллет, на котором нет жестких требований к их качеству и пока не требуются сертификаты, подобные европейским. Но сейчас Россия остается одним из перспективных поставщиков индустриальных гранул на европейский рынок, поскольку обладает огромным потенциалом сырьевой базы. В стране растет число предприятий, выпускающих пеллеты, соответствующие всем требованиям сертификатов и стандартов FSC, SBP, ENplus, и их доля в общем объеме российского производства пеллет постоянно увеличивается. Все это, а также улучшение инвестиционного климата в сфере производства биотоплива и приемлемые цены на древесные гранулы и брикеты не может остаться незамеченным европейскими потребителями. Примечательно, что в последние несколько лет Дания закупает более 40% всего объема российского экспорта пеллет.

В дискуссиях участвовали производители пеллет из США. Компания Enviva Partners, LP владеет семью заводами, расположенными в Вирджинии, Северной Каролине, Миссисипи и Флориде, которые производят более 3 млн т топливных гранул ежегодно. Enviva поставляет свою продукцию на электростанции в Великобритании и других странах Европы, которые ранее использовали уголь для выработки электроэнергии. Замена угля пеллетами и сжигание их смеси в котлах ТЭС способствовали уменьшению так называемого углеродного следа от деятельности этих станций приблизительно на 80%. Enviva экспортирует топливные гранулы через собственные морские порты Чесапик (штат Вирджиния) и Уилмингтон (штат Северная Каролина), а также морские терминалы в г. Мобил (штат Алабама) и г. Панама Сити (штат Флорида).

Фирма Georgia Biomass, LLC, образованная в 2010 году, находится в собственности энергетической компании RWE Innogy GmbH. Georgia Biomass, LLC управляет самым большим заводом топливных гранул в мире и помимо сертификатов SFI, SBP, FSC, PEFC, Green Gold Lаbel Sertificate недавно получила сертификат ENplus.

Во второй день конференции в центре внимания участников было обсуждение рынка топливной щепы в Европе. Так как для лесопромышленников России эта тема пока не очень актуальна (за исключением, может быть, приграничной торговли) в основном тоже из-за логистики, коротко представим доклады спикеров по этой теме. Менеджер по биомассе английской аналитической и консалтинговой компании Hawkins Wright Ltd Рафаэль Левинсон представил обзор международного рынка древесной щепы, рассказал о спросе на щепу, ключевых регионах поставок, возможности фьючерсных контрактов на щепу, роли Скандинавских стран на этом рынке.

Сотрудник отдела закупок биомассы датской компании Hofor A/S, обеспечивающей теплоснабжение и водоснабжение Копенгагена, Мортен Нильсен сделал краткий обзор структуры и деятельности компании, рассказал о роли биомассы в тепловой энергетике города, о проблемах, возникающих у потребителей пеллет и щепы. В дискуссии приняли участие представители самого крупного в Дании и старейшего в Европе энергоконцерна Ørsted и международной энергетической компании Uniper. Компания Ørsted (в прошлом DONG Energy) сделала в 2017 году ребрендинг ввиду полного отказа от использования на своих ТЭС угля, нефти и газа (первое название Dansk Olie og Naturgas (DONG) Energy переводится как «Датская нефтегазовая энергетическая компания», а Ørsted – это фамилия датского физика Г. Х. Эрстеда, известного в мире). В 2018 году компания увеличила долю использования возобновляемых источников энергии до 75% за счет ввода в эксплуатацию новых прибрежных ветровых электростанций на шельфе в Великобритании и Германии и увеличения объемов использования биомассы (пеллет и щепы) на электростанциях Avedøre и Skærbæk. Стратегическая цель Ørsted – достижение к 2025 году 99% использования возобновляемых источников для выработки энергии.

Вице-президент по биоэнергетике компании Ekman & Co AB Арнольд Дале свое выступление посвятил роли биомассы (в том числе пеллет) в теплоэнергетике Евросоюза, предоставил анализ европейского рынка тепловой энергетики, оценил возможности увеличения числа ТЭЦ в Европе, а также преимущества использования биомассы с точки зрения энергоэффективности и энергосбережения. Доклад директора компании Simpson Spence Young (SSY) Дерека Лангстоуна был посвящен влиянию новых правил по эмиссии серы на рынок морских перевозок (фрахта) биомассы. Основной «вклад» в загрязнение окружающей среды вредными веществами вносит автомобильный транспорт. Но и морской транспорт, в судовом топливе которого отмечается высокое содержание серы, выбрасывает в атмосферу значительный объем окисей серы. Поэтому Европейский союз принял Директиву 2012/33/EU Sulphur Emission Control Area (SECA), которая вступила в силу с января 2015 года. В этом документе содержится требование сократить выбросы серы от судовых двигателей путем снижения ее содержания в топливе или установки на судах скрубберов для очистки выхлопных газов от серы и ее соединений. Отрицательный результат реализации этой директивы – увеличение эксплуатационных расходов судовладельцев, суда которых перевозят пеллеты по Балтийскому и Северному морям и проходят через Ла-Манш, чревато сокращением морского трафика в этих акваториях. Кроме того, действие SECA не распространяется на Средиземное море, Бискайский залив и Норвежское море, что может привести к перестройке транспортных цепей. Докладчик подчеркнул, что требования по ограничению содержания серы в судовом топливе, прописанные в SECA, не должны привести к сокращению трафика или перестройке транспортных схем доставки биотоплива в Европу по морю.

Директор по сбыту крупного португальского производителя пеллет – компании Pinewells, S.A. Александра Педро поделилась информацией о рынке пеллет в Португалии. В стране функционируют 25 пеллетных заводов мощностью от 4 до 125 тыс. т пеллет в год. Суммарный годовой объем производства этих предприятий составляет около 850 тыс. т пеллет. Главные направления экспорта – Великобритания, Дания и страны Бенилюкса. Небольшие поставки осуществляются и в соседнюю Испанию. В последние шесть лет в Португалии развивается внутренний рынок – пеллеты все шире используются для отопления как жилых, так и общественных зданий, в 2016 году объем потребления на внутреннем рынке превысил 250 тыс. т гранул. Сырьевая база для производства пеллет есть, но в последние годы возникают сложности в связи с сильными лесными пожарами. Стоимость экспортных пеллет в португальских морских портах составляет около 122 евро на условиях поставки FOB.

Высказанные на конференции мнения позволяют заключить, что на мировом рынке пеллет (в первую очередь на европейском) отмечается тенденция расширения, вызванная решением некоторых европейских стран полностью отказаться от сжигания угля для выработки энергии или значительно сократить его использование, а также европейскими программами субсидирования использования биомассы для выработки тепловой и электрической энергии. Индекс цен на пеллеты понемногу, но стабильно растет.

Значительно увеличивают импорт как индустриальных пеллет, так и пеллет премиум-класса (этот термин, кстати, прижился в основном в России, а в Европе подобные гранулы часто называют domestiс / residential pellets, то есть пеллетами для местного рынка или бытовыми пеллетами) Великобритания, Дания, Нидерланды. И для российских компаний на рынке также есть довольно большая ниша. Преимущество России перед основными конкурентами – США и Канадой состоит в том, что не во все европейские порты, особенно небольшие, могут заходить крупнотоннажные океанские балкеры с большой осадкой, а для мелкосидящих судов типа «река – море» никаких проблем нет. Никто не повезет судовую партию пеллет объемом 5 тыс. т через Атлантику в ЕС, а перевозка даже 3 тыс. т пеллет навалом из балтийских и черноморских портов России в порты европейских стран вполне рентабельна.

Удивительно, но факт: на конференции в Копенгагене не было ни одного участника из России! Мероприятия, на которых присутствует много конечных потребителей биотоплива, должны представлять интерес как для российских производителей пеллет, так и для инвесторов.

В рамках подобных конференций

(о которых, к сожалению, в России информации мало или нет совсем) можно провести предварительные переговоры с потенциальными деловыми партнерами, согласовать условия и цены контракта, решить вопросы сбыта своей продукции с покупателем без посредников. Правда, участие в подобных мероприятиях обходится довольно дорого: в Копенгагене участники конференции должны были заплатить организаторам 1450 евро, а стоимость участия в конференциях, которые ежегодно по всему миру проводит компания Argus, в несколько раз больше. 

Сергей Передерий,
s.perederi@ eko-pellethandel.de