Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

Экология, экономика, криминал

Что не так с лесными пожарами 2019 года

Площадь лесных пожаров, с которыми пришлось бороться в этом году в Сибири и на Дальнем Востоке, начала уменьшаться только в середине августа. По данным Федерального агентства лесного хозяйства, режим ЧС к этому времени сохранялся в четырех субъектах Российской Федерации: на всей территории Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Иркутской области и в трех муниципальных районах Республики Бурятия.

В этом году лесные пожары в российских регионах называют не иначе как аномальными. Прежде всего на это повлияло приближение огня к населенным пунктам: люди жалуются на гарь и запах дыма, используя любые средства распространения информации – от официальных СМИ до обращений к властям и социальных сетей. Однако официальные эксперты отмечают, что «площадь, пройденная огнем», год от года остается примерно одинаковой – около 8 млн га. Если говорить об «аномальности», то семь лет назад, в 2012 году, в Сибири огнем было охвачено около 12 млн га леса, то есть в полтора раза больше, чем обычно и в этом году, посчитали в Институте леса Сибирского отделения (СО) РАН.

«В Красноярском крае проводятся работы по тушению 72 лесных пожаров на площади 126 155 га. В локализации и ликвидации пожаров задействованы 1062 человека, 125 единиц техники, 18 воздушных судов в тушении, девять – в авиапатрулировании. Среди них вертолеты МЧС России Ми-8 и самолеты-амфибии Бе-200. В Иркутской области проводятся работы по тушению 84 лесных пожаров, площадь, пройденная огнем, составила 150 тыс. га. В Республике Саха (Якутия) проводятся работы по тушению 18 пожаров, площадь, пройденная огнем, составила 1242 га. На удаленных территориях в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутия) проводятся работы по тушению 37 пожаров», – уточнили в Рослесхозе.

Сейчас помощь Красноярскому краю, Иркутской области и Республике Саха (Якутия) оказывает сводная группировка сил ПДПС из 792 авиапожарных с авиабаз Томской, Тывинской, Бурятской, Тюменской, Свердловской, Ханты-Мансийской авиалесоохраны, а также ФБУ «Авиа­лесоохрана». При этом в ведомстве официально подтверждают, что часть пожаров тушить нецелесообразно. Сейчас таких пожаров уже около 300, они охватывают 2,8 млн га и «находятся под постоянным наблюдением лесопожарных формирований и контролируются космическим мониторингом».

«Работы по тушению прекращены на основании решений региональных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. По данным пожарам отсутствует угроза населенным пунктам и объектам экономики, и прогнозируемые затраты на их тушение превышают прогнозируемый вред, который может быть ими причинен», – сообщает ФБУ «Авиалесоохрана».

Напомним, решения о прекращении или приостановке работ по тушению лесных пожаров принимают комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании статей 81–84 Лесного кодекса РФ, Приказа Минприроды России №426 от 8 октября 2015 года «О внесении изменений в правила тушения лесных пожаров». Однако каждый раз такие решения вызывают весьма неоднозначную реакцию в обществе. В конце июля губернатор Красноярского края Александр Усс заявил, что лесные пожары – «обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может, даже где-то и вредно». Свои слова он объяснил заботой о безопасности пожарных и спасателей, которых трудно доставить в отдаленные районы и трудно эвакуировать в случае резкого повышения уровня опасности, например, если пожар станет верховым. Однако это заявление главы региона почти сразу вызвало резкую волну критики. Даже первый заместитель главы МЧС России Александр Чуприян сказал, что, когда население задыхается от дыма, «никакие экономические доводы не могут повлиять на то, чтобы помощь была получена». А в социальных сетях появились флешмобы #SaveSiberiaForests и #яхочудышатьвсибири

Между тем официальная статистика площади пожаров расходится с цифрами экологов. По информации российского отделения международной некоммерческой организации Гринпис, к середине августа площадь пожаров достигла максимума с начала года – 5,4 млн га, а всего «огнем пройдено» в три раза больше.

Как уточняют экологи, в официальной сводке «Авиалесоохраны» фигурирует другая цифра: 3 млн га. При этом тушение огня сегодня проводится лишь на 283,2 тыс. га (9% действующих пожаров). C начала года огнем пройдено уже 14,9 млн га (по данным ИСДМ-Рослесхоз). К концу 2018 года площадь, пройденная огнем, составила 15,4 млн га, а рекорд – 18,1 млн га зарегистрирован в 2012 году.

Получается, что данные Гринпис почти в полтора раза превосходят официальные. Однако экологи видят проблему не только в том, что гибнет древесина – ценный ресурс, люди страдают от задымления, а дикие животные лишаются среды обитания.

«Лесные пожары вносят колоссальный вклад в изменение климата. В этом году по результатам лесных пожаров в атмосферу планеты попадет более 225 млн т углекислого газа. Это сопоставимо с выбросами 49 млн автомобилей за год, – сказано в сообщении на официальном сайте Гринпис. – Подавляющее большинство лесных пожаров, бушующих сейчас в Сибири, происходят в так называемых зонах контроля, на удаленных территориях, где по закону не требуется тушить пожары. Именно из-за того, что эти пожары не стали тушить вовремя, они охватили миллионы гектаров лесов».

Еще в марте нынешнего года президент РФ Владимир Путин подписал разработанный правительством федеральный закон об административной ответственности за недостаточное привлечение сил и средств к тушению лесных пожаров. В соответствии с новым ФЗ КоАП РФ дополнился статьей 8.32.3 «Невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта». При особом противопожарном режиме или режиме чрезвычайной ситуации это влечет «наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей».

Под петицией, требующей от властей пересмотреть зоны контроля и обеспечить необходимое бюджетное финансирование деятельности по борьбе с пожарами, подписи поставили уже более 400 тысяч человек. Кстати, суммы, которые федеральный центр тратит на ликвидацию огня, сопоставимы с годовыми бюджетными расходами некоторых регионов. Например, бюджет города Каменск-Уральский (Свердловская область) с населением около 170 тыс. человек на 2019 год составляет 6,6 млрд рублей. Между тем только в августе на борьбу с огнем в Сибири и на Дальнем Востоке по распоряжению главы Правительства РФ Дмитрия Медведева дополнительно направлено 6 млрд рублей.

Помимо финансовой и экологической составляющей, проблема лесных пожаров может быть отягощена и криминальной. Следственными органами СК РФ по Красноярскому краю в отношении должностных лиц регионального министерства лесного хозяйства уже возбуждено уголовное дело о халатности по статье 293 УК РФ. «По предварительной версии следствия, с 22 марта по 1 августа 2019 года должностные лица министерства лесного хозяйства Красноярского края не приняли мер, направленных на ликвидацию возникших лесных пожаров, в связи с чем пожары распространились на значительные территории. Сумма ущерба в настоящее время устанавливается, проводятся следственные действия и оперативные мероприятия, а также обыски в министерстве лесного хозяйства края, региональном управлении МЧС России и КГАУ “Лесопожарный центр” с целью изъятия интересующей следствие документации», – указано в материалах СК РФ.

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету РФ и МВД России провести проверки «на предмет выявления намеренного создания лесных пожаров как способа сокрытия незаконной заготовки древесины». Сразу после этого глава СК РФ Александр Бастрыкин направил сотрудников центрального аппарата в пожароопасные регионы «для оказания практической помощи в установлении причин и условий, способствовавших возникновению и масштабному распространению огня». «Глава ведомства потребовал от подчиненных тщательной фиксации следов происшествия, детального исследования всех полученных в ходе работ сведений и отработки всех возможных версий произошедшего, а также установления лиц, чьи действия повлекли большой ущерб для граждан и государства», – сообщили в СК РФ.

О результатах проверок исполнители из всех правоохранительных и надзорных органов обязаны доложить в Правительство РФ до 1 ноября 2019 года. А вот Минприроды поручено в более короткий срок – до 15 августа – «совместно с заинтересованными субъектами РФ подготовить и представить в Правительство РФ предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов лесной охраны, в том числе установления зон контроля лесных пожаров». В дни подготовки номера в печать эти предложения еще не были обнародованы. 

Текст Мария Алексеева

Фото на превью pixabay.ru