Регион номера

Все стабильно

Лесной план Тульской области будет действовать до 2025 года

Лесное хозяйство Тульской области нельзя назвать типичным для России. Большинство регионов РФ располагают промышленными запасами древесины, которую заготавливают и пускают в переработку или на продажу. Почти все леса Тульской области относятся к лесам защитной категории – 99,6% общей площади лесного фонда; их рубка серьезно ограничена законом.

Такое положение ставит регион в сложную ситуацию. С одной стороны, леса, расположенные близ городов, населенных пунктов, приобретают особое значение – и санитарно-гигиеническое, и рекреационное, и как места отдыха местного населения. При этом, как отмечают разработчики государственной программы «Развитие лесного хозяйства Тульской области», «средообразующие функции лесов имеют тенденцию к снижению в связи с неблагоприятным воздействием вредных выбросов промышленных предприятий и изменением климата». С другой стороны, запасы леса в регионе так ничтожны, а промышленная нагрузка столь велика, что спланировать позитивное развитие лесного хозяйства не представляется возможным. По официальным данным, общий запас насаждений в области 65,7 млн м3, средний процент лесистости 14,3%, на одного жителя приходится в среднем 0,2 га земли, покрытой лесом. Для сравнения: в Рязанской области, которая граничит с Тульской, последний показатель 0,82 га, а в Калужской – 1,34 га.

Отсутствие возможности прогресса лесного хозяйства и статус местных лесов позволяют властям региона не беспокоиться о своевременной актуализации соответствующих документов. Так, Лесной план (ЛП) Тульской области был разработан в 2015 году, хотя большинство регионов РФ свой первый (после внесения изменений в Лесной кодекс РФ) Лесной план составили и осуществили в 2009–2018 годах, а следующий представили на 2019–2028 годы.

Между тем срок действия ЛП Тульской области – те же 10 лет, то есть он актуален до 2025 года. За это время он, определенно, устареет, ведь при его разработке были использованы данные государственного лесного реестра на 1 января 2010 года и 1 января 2014 года, а также годовые отчеты об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов Комитета лесного хозяйства Тульской области и Федерального агентства лесного хозяйства России за 2010–2013 годы. То есть на момент окончания срока действия плана данным, положенным в его основу, будет уже около 15 лет. Однако количественная и качественная оценка изменений состояния лесов за предшествующую разработке Лесного плана пятилетку показала, что в этой сфере региональные тенденции не меняются. Разработчики ЛП отмечают, что ухудшается породный состав лесов области: уменьшается площадь хвойных и твердолиственных насаждений, в то время как увеличивается площадь мягколиственных, наблюдается ухудшение возрастной структуры древостоев, снизилась площадь молодняков до 20 лет при одновременном значительном увеличении площадей спелых и перестойных насаждений.

«Отрицательные изменения в динамике земель лесного фонда объясняются недостаточным финансированием бывших лесхозов при проведении работ по охране, защите и воспроизводству лесов в 1990-х – начале 2000-х годов. Проведенное лесоустройство 2012 года лишь подтвердило общую ситуацию, сложившуюся в лесном фонде страны в период перестроек и недофинансирования», – считают авторы ЛП.

При этом планы администрации Тульской области по использованию лесов, обозначенные в ЛП, не исключают заготовки древесины. Более того, с учетом обеспеченных и запланированных объемов по всем видам рубок в 2024 году объемы заготовки древесины относительно показателей 2013 года должны увеличиться в 2,4 раза, как отмечается в Лесном плане. В местных лесах для спелых и перестойных насаждений разрешены только выборочные рубки, для средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных – только рубки погибших и поврежденных лесных насаждений и рубки ухода, кроме того, возможно изъятие древесины на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, однако все это не обеспечивает промышленных объемов лесодобычи в области. Альтернативное использование лесов, например, создание лесных плантаций, заготовка живицы, тоже недоступно в Тульской области в силу природных и законодательных ограничений. Говорить же об инвестиционных планах в ЛПК региона, обозначенных в Лесном плане, сегодня нецелесообразно, поскольку геополитическая ситуация в мире существенно изменилась с момента его разработки.

Государственная программа Тульской области «Развитие лесного хозяйства Тульской области» на сегодня тоже отчасти устарела, поскольку разработана на 2014–2020 годы и на основе тех же данных, что и Лесной план. Правда, последний раз эта программа корректировалась в 2017 году, однако ее фактическое содержание исчерпывается указанием объемов и источников финансирования. Например, цель подпрограммы «Обеспечение использования лесов» (в ред. Постановления правительства Тульской области от 09.11.2017 №534) обозначена как «создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием лесов». В итоге ожидается «увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда с 76,0 до 82,7% и увеличение отношения количества лесонарушений с установленными нарушителями к общему количеству выявленных лесонарушений с 90,5 до 93,5%». 

Статистика

Общий запас лесных насаждений Тульской области – 65,7 млн м3. Большую часть составляют мягколиственные – 41,2 млн м3 (63%). Запас хвойных насаждений 6,8 млн м3 (10%), твердолиственных – 17,8 млн м3 (27%).

 

Справочная информация

(По данным действующего Лесного плана Тульской области, утвержденного указом губернатора Тульской области от 25 февраля 2015 года №51)

Общая площадь лесов территории Тульской области по данным государственного лесного реестра на 01.01.2014 составляет 388,2 тыс. га или 14,3% от ее общей земельной площади. Лесные участки области в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Федеральный орган лесного хозяйства – Федеральное агентство лесного хозяйства – должен обеспечивать рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов через орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. До 1 октября 2014 года органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере лесных отношений по Тульской области в Центральном Федеральном округе являлся комитет лесного хозяйства Тульской области. Согласно Указу губернатора Тульской области от 1 октября 2014 года №122 комитет лесного хозяйства вошел в состав Министерства природных ресурсов и экологии.

В его ведении находятся леса, расположенные на землях лесного фонда – 283,0 тыс. га (72,9% от общей площади лесов). Кроме того, в области имеются леса на землях обороны и безопасности – 11,8 тыс. га (3,0% от общей площади лесов), леса на особо охраняемых природных территориях – 0,8 тыс. га (0,2%), леса на землях поселений – 2,2 тыс. га (0,6%), прочие леса – 90,4 тыс. га (23,3%).

По состоянию на 01.07.2007 в области действовали 16 лесхозов, а также Крапивенский лесхоз-техникум и Московское военное лесничество Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.07.2014 №258 из лесов, находящихся в ведении комитета лесного хозяйства, в границах административных районов Тульской области создано 12 лесничеств и 33 участковых лесничества. Доля лесов на землях особо охраняемых природных территорий невелика – всего 0,2% от общей площади лесов.

Величина лесистости по отдельным районам области варьируется от 34,5% в Суворовском и 32,7% в Дубенском районах до 1,9% – в Узловском районе и 1,1% – в Новомосковском.

По проценту лесистости административные районы Тульской области можно разделить на следующие группы: с высокой лесистостью (более 25% территории района): Алексинский, Дубенский, Заокский, Ленинский, Суворовский районы; с умеренно высокой лесистостью (от 20 до 25%): Арсеньевский, Белевский, Одоевский районы; со средней лесистостью (от 15 до 20%): Ясногорский район. Все эти районы (кроме Арсеньевского) согласно лесорастительному районированию относятся к зоне хвойно-широколиственных лесов, лесному району хвойно-широколиственных лесов европейской части Российской Федерации. По лесорастительному районированию административные районы области с лесистостью менее 15% отнесены к лесостепной зоне, лесостепному району, за исключением Веневского района (лесистостью 14,6%), отнесенного к зоне хвойно-широколиственных лесов.

Общая площадь земель лесного фонда – 283 тыс. га В том числе с преобладанием хвойных пород – 25,2 тыс. га.

Площадь эксплуатационных лесов на территории Тульской области составляет 1577 га или 0,4%. Резервных лесов на территории региона нет.

Защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, – на площади 1539 га.

Общая площадь лесов лесопарковых зон составляет в Тульской области 55,5 тыс. га или 19,6% площади лесов лесного фонда области Городские леса – 2,25 тыс. га.

Из всех покрытых лесом земель лесного фонда на долю хвойных и твердолиственных насаждений приходится соответственно 10% и 27%. Мягколиственные насаждения, возникшие, в основном, в результате хозяйственной деятельности человека (после сплошных рубок и лесных пожаров), составляют 63% площади лесов. Доля хвойных древостоев варьирует в лесничествах Тульской области от максимальной в северо-западных районах (24,3% в Заокском, 19,0% в Суворовском, 18,6% в Алексинском), до минимальной (3,5% в Веневском районе, по 4,5 и 4,7% соответственно в Плавском и Чернском районах). Доля твердолиственных насаждений колеблется от 66,4% в Ефремовском, 56,6% в Богородицком и 45,4% в Веневском районах до 11,7% в Алексинском и 8,5% в Заокском районах. 

Текст Мария Алексеева

Фото на превью pixabay.ru


Другие статьи рубрики Регион номера: Тульская область

Обзоры ЛПК регионов России