Все стабильно
Лесной план Тульской области будет действовать до 2025 года
Лесное хозяйство Тульской области нельзя назвать типичным для России. Большинство регионов РФ располагают промышленными запасами древесины, которую заготавливают и пускают в переработку или на продажу. Почти все леса Тульской области относятся к лесам защитной категории – 99,6% общей площади лесного фонда; их рубка серьезно ограничена законом.
Такое положение ставит регион в сложную ситуацию. С одной стороны, леса, расположенные близ городов, населенных пунктов, приобретают особое значение – и санитарно-гигиеническое, и рекреационное, и как места отдыха местного населения. При этом, как отмечают разработчики государственной программы «Развитие лесного хозяйства Тульской области», «средообразующие функции лесов имеют тенденцию к снижению в связи с неблагоприятным воздействием вредных выбросов промышленных предприятий и изменением климата». С другой стороны, запасы леса в регионе так ничтожны, а промышленная нагрузка столь велика, что спланировать позитивное развитие лесного хозяйства не представляется возможным. По официальным данным, общий запас насаждений в области 65,7 млн м3, средний процент лесистости 14,3%, на одного жителя приходится в среднем 0,2 га земли, покрытой лесом. Для сравнения: в Рязанской области, которая граничит с Тульской, последний показатель 0,82 га, а в Калужской – 1,34 га.
Отсутствие возможности прогресса лесного хозяйства и статус местных лесов позволяют властям региона не беспокоиться о своевременной актуализации соответствующих документов. Так, Лесной план (ЛП) Тульской области был разработан в 2015 году, хотя большинство регионов РФ свой первый (после внесения изменений в Лесной кодекс РФ) Лесной план составили и осуществили в 2009–2018 годах, а следующий представили на 2019–2028 годы.
Между тем срок действия ЛП Тульской области – те же 10 лет, то есть он актуален до 2025 года. За это время он, определенно, устареет, ведь при его разработке были использованы данные государственного лесного реестра на 1 января 2010 года и 1 января 2014 года, а также годовые отчеты об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов Комитета лесного хозяйства Тульской области и Федерального агентства лесного хозяйства России за 2010–2013 годы. То есть на момент окончания срока действия плана данным, положенным в его основу, будет уже около 15 лет. Однако количественная и качественная оценка изменений состояния лесов за предшествующую разработке Лесного плана пятилетку показала, что в этой сфере региональные тенденции не меняются. Разработчики ЛП отмечают, что ухудшается породный состав лесов области: уменьшается площадь хвойных и твердолиственных насаждений, в то время как увеличивается площадь мягколиственных, наблюдается ухудшение возрастной структуры древостоев, снизилась площадь молодняков до 20 лет при одновременном значительном увеличении площадей спелых и перестойных насаждений.
«Отрицательные изменения в динамике земель лесного фонда объясняются недостаточным финансированием бывших лесхозов при проведении работ по охране, защите и воспроизводству лесов в 1990-х – начале 2000-х годов. Проведенное лесоустройство 2012 года лишь подтвердило общую ситуацию, сложившуюся в лесном фонде страны в период перестроек и недофинансирования», – считают авторы ЛП.
При этом планы администрации Тульской области по использованию лесов, обозначенные в ЛП, не исключают заготовки древесины. Более того, с учетом обеспеченных и запланированных объемов по всем видам рубок в 2024 году объемы заготовки древесины относительно показателей 2013 года должны увеличиться в 2,4 раза, как отмечается в Лесном плане. В местных лесах для спелых и перестойных насаждений разрешены только выборочные рубки, для средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных – только рубки погибших и поврежденных лесных насаждений и рубки ухода, кроме того, возможно изъятие древесины на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, однако все это не обеспечивает промышленных объемов лесодобычи в области. Альтернативное использование лесов, например, создание лесных плантаций, заготовка живицы, тоже недоступно в Тульской области в силу природных и законодательных ограничений. Говорить же об инвестиционных планах в ЛПК региона, обозначенных в Лесном плане, сегодня нецелесообразно, поскольку геополитическая ситуация в мире существенно изменилась с момента его разработки.
Государственная программа Тульской области «Развитие лесного хозяйства Тульской области» на сегодня тоже отчасти устарела, поскольку разработана на 2014–2020 годы и на основе тех же данных, что и Лесной план. Правда, последний раз эта программа корректировалась в 2017 году, однако ее фактическое содержание исчерпывается указанием объемов и источников финансирования. Например, цель подпрограммы «Обеспечение использования лесов» (в ред. Постановления правительства Тульской области от 09.11.2017 №534) обозначена как «создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием лесов». В итоге ожидается «увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда с 76,0 до 82,7% и увеличение отношения количества лесонарушений с установленными нарушителями к общему количеству выявленных лесонарушений с 90,5 до 93,5%».
Статистика
Общий запас лесных насаждений Тульской области – 65,7 млн м3. Большую часть составляют мягколиственные – 41,2 млн м3 (63%). Запас хвойных насаждений 6,8 млн м3 (10%), твердолиственных – 17,8 млн м3 (27%).
Справочная информация
(По данным действующего Лесного плана Тульской области, утвержденного указом губернатора Тульской области от 25 февраля 2015 года №51)
Общая площадь лесов территории Тульской области по данным государственного лесного реестра на 01.01.2014 составляет 388,2 тыс. га или 14,3% от ее общей земельной площади. Лесные участки области в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Федеральный орган лесного хозяйства – Федеральное агентство лесного хозяйства – должен обеспечивать рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов через орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. До 1 октября 2014 года органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере лесных отношений по Тульской области в Центральном Федеральном округе являлся комитет лесного хозяйства Тульской области. Согласно Указу губернатора Тульской области от 1 октября 2014 года №122 комитет лесного хозяйства вошел в состав Министерства природных ресурсов и экологии.
В его ведении находятся леса, расположенные на землях лесного фонда – 283,0 тыс. га (72,9% от общей площади лесов). Кроме того, в области имеются леса на землях обороны и безопасности – 11,8 тыс. га (3,0% от общей площади лесов), леса на особо охраняемых природных территориях – 0,8 тыс. га (0,2%), леса на землях поселений – 2,2 тыс. га (0,6%), прочие леса – 90,4 тыс. га (23,3%).
По состоянию на 01.07.2007 в области действовали 16 лесхозов, а также Крапивенский лесхоз-техникум и Московское военное лесничество Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.07.2014 №258 из лесов, находящихся в ведении комитета лесного хозяйства, в границах административных районов Тульской области создано 12 лесничеств и 33 участковых лесничества. Доля лесов на землях особо охраняемых природных территорий невелика – всего 0,2% от общей площади лесов.
Величина лесистости по отдельным районам области варьируется от 34,5% в Суворовском и 32,7% в Дубенском районах до 1,9% – в Узловском районе и 1,1% – в Новомосковском.
По проценту лесистости административные районы Тульской области можно разделить на следующие группы: с высокой лесистостью (более 25% территории района): Алексинский, Дубенский, Заокский, Ленинский, Суворовский районы; с умеренно высокой лесистостью (от 20 до 25%): Арсеньевский, Белевский, Одоевский районы; со средней лесистостью (от 15 до 20%): Ясногорский район. Все эти районы (кроме Арсеньевского) согласно лесорастительному районированию относятся к зоне хвойно-широколиственных лесов, лесному району хвойно-широколиственных лесов европейской части Российской Федерации. По лесорастительному районированию административные районы области с лесистостью менее 15% отнесены к лесостепной зоне, лесостепному району, за исключением Веневского района (лесистостью 14,6%), отнесенного к зоне хвойно-широколиственных лесов.
Общая площадь земель лесного фонда – 283 тыс. га В том числе с преобладанием хвойных пород – 25,2 тыс. га.
Площадь эксплуатационных лесов на территории Тульской области составляет 1577 га или 0,4%. Резервных лесов на территории региона нет.
Защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, – на площади 1539 га.
Общая площадь лесов лесопарковых зон составляет в Тульской области 55,5 тыс. га или 19,6% площади лесов лесного фонда области Городские леса – 2,25 тыс. га.
Из всех покрытых лесом земель лесного фонда на долю хвойных и твердолиственных насаждений приходится соответственно 10% и 27%. Мягколиственные насаждения, возникшие, в основном, в результате хозяйственной деятельности человека (после сплошных рубок и лесных пожаров), составляют 63% площади лесов. Доля хвойных древостоев варьирует в лесничествах Тульской области от максимальной в северо-западных районах (24,3% в Заокском, 19,0% в Суворовском, 18,6% в Алексинском), до минимальной (3,5% в Веневском районе, по 4,5 и 4,7% соответственно в Плавском и Чернском районах). Доля твердолиственных насаждений колеблется от 66,4% в Ефремовском, 56,6% в Богородицком и 45,4% в Веневском районах до 11,7% в Алексинском и 8,5% в Заокском районах.
Текст Мария Алексеева
Фото на превью pixabay.ru
Другие статьи рубрики Регион номера: Тульская область