Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Отрасль

Четыре региона получат новые лесные стратегии

Ленинградская и Кировская области, Пермский край и Республика Коми могут получить региональные лесные стратегии в течение года. Их реализация увеличит на 80% выручку предприятий отрасли и в 1,5 раза – количество рабочих мест в регионах.

Администрации этих регионов России вместе со Сбербанком, консалтинговой компанией Strategy Partners (входит в экосистему Сбербанка) и отраслевыми бизнес-сообществами приступили к обсуждению возможности разработки региональных стратегий развития лесной отрасли. Эта задача предусматривает декомпозицию федеральной Стратегии лесного комплекса РФ до 2030 года, утвержденной правительством РФ в 2018 году на указанные регионы. В разработку региональных стратегий будут вовлечены местные власти, компании ЛПК, финансово-кредитные организации, отраслевые и научные сообщества. Результатом станут дорожные карты, в которых будут прописаны инвестиционные проекты с планом реализации.

Разработка лесных стратегий поможет регионам привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, получать дополнительные доходы в бюджет. При этом бизнес получит прозрачные и понятные правила работы, оптимальные условия финансирования строительства и модернизации производственных мощностей, а также поддержку проектов, отвечающих специфике лесной отрасли региона. В целом по отрасли в результате реализации Стратегии ЛК РФ 2030 выручка предприятий отрасли вырастет почти в два раза и составит к 2030 году 2,1 трлн руб. При этом количество рабочих мест увеличится в полтора раза и достигнет 773 тысяч, а налоговые поступления в бюджет составят 158 млрд рублей.

«Сейчас у всех лежат инвестиционные проекты. Но, поскольку нет такого понятия, как долгосрочные правила игры, реализовывать их никто не торопится. Должна сформироваться межотраслевая платформа, на которой видны все компоненты и вся специфика территории: какими ресурсами и какой транспортной инфраструктурой располагает регион (железные дороги, дороги общего пользования, лесные дороги, возможности складирования). В региональных администрациях будут формироваться инвестиционные проектные офисы. Исчезнет элемент неизвестности, так как совместными усилиями всех заинтересованных сторон в стратегии будут прописываться понятные долгосрочные правила игры. Инвестиционные проекты могут пересекаться с общим развитием территории, например, инфраструктуры дорог. В результате у региональных властей и инвесторов появится возможность от лица региона системно разговаривать с РЖД, дорожными строителями, получать преференции, создавать зоны ускоренного экономического развития», – рассказал один из авторов-разработчиков лесной стратегии, партнер Strategy Partners, руководитель практики «ТЭК и ресурсы» Андрей Заутер.

Реализация этой программы должна поддержать развитие всех сегментов промышленного комплекса лесной отрасли: лесозаготовки, деревообработки, целлюлозно-бумажного, плитного и фанерного производства, деревянного домостроения и т. д. – и дать им новый импульс. Проблем здесь накопилось немало. Во многих регионах России данные о лесоустройстве не обновлялись последние 25 лет. Не было системного подхода к работе, специфика регионов не учитывалась в комплексе. Например, в Ленинградской области хорошее логистическое плечо до европейских рынков сбыта, но большая проблема с ресурсной базой, которая практически исчерпана, так что приходится закупать лес в других регионах. В Коми, наоборот, самые богатые лесные массивы, но огромные проблемы с покрытием дорожной сетью.

По задумке разработчиков стратегии, опыт пилотных регионов распространится на все регионы страны, даже те, которые не могут похвастаться лесными чащами. Там можно разместить предприятия по переработке леса и вторичных ресурсов, которые сегодня используются в нашей стране лишь на 50–60%. Предполагается развивать межрегиональную миграцию сырья, возможности получения вторичных материальных ресурсов, например, макулатуры. Тем более что, по подтвержденным гипотезам аналитиков, эти сегменты набирают рост.

«Глобальная конъюнктура диктует свои законы. Чем больше доход у домохозяйства, тем выше потребление санитарно-гигиенических изделий: салфеток, туалетной бумаги и т. д. Мы в 10 раз отстаем от крупных стран, США и стран Европы – у нас этот сегмент потребления растет на 5–6% в год. Но мы догоняем. Сейчас также актуален тренд на электронную коммерцию. В результате все больше используется гофроупаковка», – говорит Андрей Заутер. 

Текст Strategy Partners

Фото на превью www.pexels.com