Если наступит оттепель
Лесной план субъекта РФ, как известно, типовой документ. Форма и состав плана, порядок его подготовки и внесения в него изменений разработаны и утверждены Министерством природных ресурсов РФ. Однако в разных регионах, даже схожих по климатическим особенностям и лесистости, документы отличаются. И если посмотреть, какие разделы проработаны более тщательно, можно понять, какие приоритеты у местной администрации и какие риски она видит в перспективе. В Вологодской области это изменение климата и отношение к лесу исключительно как к ресурсу.
Для Вологодчины лес большая ценность. «Социально-экономическое развитие региона неразрывно связано с расширением и рациональным использованием имеющихся в регионе природных ресурсов, главным из которых являются леса», – указано на официальном сайте правительства Вологодской области. При этом данные ресурса, посвященные лесопромышленному комплексу, не обновлялись с 2014 года.
Разумеется, в Лесном плане информация более актуальная. Прежде всего потому, что он разрабатывался в течение прошлого года и вступил в силу 1 января 2019 года. Здесь анализ показывает, что лесная промышленность и ЛПК занимают в структуре экономики региона весьма заметное место. Например, согласно данным Росстата за 2017 год (предшествующий разработке плана), всего в экономике региона занято 370 тыс. человек, около 10% – в сфере леса. Представлены почти все возможные виды деятельности: от лесозаготовки и лесопиления до производства целлюлозы, бумаги и картона и изделий из них. Интересно также, что на землях лесного фонда «доля достижения объемов, запланированных предыдущим лесным планом за период его действия по заготовке древесины, составила 95,94%», то есть власти ставили перед собой реальные цели и практически сумели их достигнуть. Фактический объем заготовки древесины в Вологодской области в 2009–2018 годах вырос, что обусловлено как природными, так и экономическими причинами.
«В 2010 году на территории Вологодской области прошли грозы с ураганными ветрами, результатом которых стали массовая гибель и повреждения лесных насаждений. Оперативные работы по ликвидации ветровала повлияли на увеличение объемов заготовки древесины, которые составили 12 371,3 тыс. м2. Также увеличение ежегодных объемов изъятия древесины обусловлено заключением новых договоров аренды лесных участков, в том числе с целью реализации приоритетных инвестиционных проектов», – указано в Лесном плане.
Как и для большинства сравнительно удаленных от европейского центра страны и крупных городов-миллионников, субъектов РФ, основной проблемой в сфере освоения лесов для Вологодской области остается транспортная доступность. «Ведущую роль в планировании лесных дорог играют интересы предприятий лесопромышленного комплекса, и от них во многом зависит рентабельность дорожного строительства. Развитая сеть ухоженных лесных дорог является предпосылкой эффективного лесного хозяйства, конкурентоспособности лесозаготовок и низких затрат на лесоперевозки, а также позволяет круглогодично поставлять сырье на предприятия отрасли», – отмечают разработчики ЛП.
Потребность Вологодской области в строительстве дорог круглогодичного действия составляет 500–600 км ежегодно. Однако до 2028 года удовлетворение этой потребности будет фактически нулевым. Согласно официальным данным, на момент разработки действующего ЛП протяженность грунтовых дорог круглогодичного действия в регионе составляла 4104,9 км. К окончанию периода действия плана этот показатель должен составить 4187 км, то есть за 10 лет будет построено чуть более 80 км. При этом общая плотность дорог в регионе увеличится с 2,1 до 2,3 км на 1000 га (для сравнения: в Финляндии этот показатель выше в шесть раз: более 12 км на 1000 га). Прирост будет достигнут за счет увеличения протяженности зимников с 19,1 до 21,04 тыс. км.
Все вышеперечисленные факты, нашедшие отражение в Лесном плане Вологодской области, довольно типичны для всех регионов РФ, в которых ведется промышленная заготовка и переработка леса. Но вот оценка рисков, которую провели эксперты, обращает на себя внимание. Прежде всего потому, что во главу угла поставлены не экономические и даже не геополитические потрясения, а глобальное изменение климата.
«Необходимо отметить наличие устойчивого тренда потепления (на один-два градуса) ноября и декабря – месяцев, которые в значительной степени определяют условия ведения лесозаготовок. Этот тренд реализуется в последние 20 лет в виде часто сменяющихся оттепелей и похолоданий, сопровождающихся обильными снегопадами, в результате которых происходит намерзание значительных масс снега и снижается физическая устойчивость деревьев, – отмечают эксперты. – Одновременно сумма летних осадков растет, и это происходит на фоне роста их годового количества. Условия роста лесных насаждений и их устойчивость зависят от ухудшающегося водного режима почв, который меняется на фоне общего преобладания общего количества осадков над испарением».
Все это, по мнению экспертов, создает условия для повышения заболеваемости деревьев, роста количества вредителей. «С учетом изложенного представляется необходимым планировать на период до 2027 года ряд мер постоянного характера, сгруппированных в блоки по основным источникам рисков, вызванных климатическими изменениями», – констатируют авторы Лесного плана.
Среди таких мер проведение санитарных рубок и рубок с предварительным лесовосстановлением, меры противопожарной безопасности и регулярное обследование древостоев, соблюдение лесоводственных правил. На первый взгляд, ничего особенного. Однако если принять во внимание, что все эти мероприятия будут проводиться не для галочки, а с четким пониманием проблемы и возможных путей ее решения, результат может оказаться серьезным. Основные цели Лесного плана Вологодской области на 2019–2028 годы – это сохранение лесистости региона на уровне 69,2% и увеличение объема рубок лесных насаждений с одного гектара земель лесного фонда до 1,75 м3, на 10% выше показателя 2017 года.
Кстати
Интересная особенность ЛП Вологодской области – составление планов развития лесного хозяйства с учетом как действующего российского законодательства, так и пробелов в нем.
«С наступлением рыночных отношений при государственной собственности на леса основной моделью лесопользования является передача лесов в аренду. Арендная плата устанавливается как сумма платежей по видам лесопользования (заготовка древесины, второстепенных лесных ресурсов, побочного пользования, нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целей). Договор аренды является единственной формой долгосрочного возмездного использования лесного участка, – указано в ЛП. – Арендатор обязан соблюдать условия договора и требования правил ведения лесного хозяйства согласно лесному законодательству. Но предоставление лесных участков связано с передачей в хозяйственный оборот как лесных ресурсов, так и услуг леса нерыночного характера. При этом ни в природоохранном законодательстве, ни в справочных материалах нет таких понятий, как "экологическая услуга" или "плата за экологическую услугу"».
В ЛП региона приведены даже примеры расчета взимания платы за использование полезных функций лесов, например, за поглощение вредных выбросов. Суммы получились довольно существенные, «поэтому от лесного хозяйства в ближайшем будущем требуется перенести управление лесами с ресурсной позиции на экологическую (леса – как средство предоставления экологических сервисов)», – считают в Вологодской области.
Экономическая оценка градообразующих, водоохранных, защитных и иных полезных функций лесов представлена в отдельной таблице, суммы исчисляются миллиардами. Но вот с кого и каким образом брать плату за использование этих функций, осталось за рамками Лесного плана.
Текст Мария Алексеева
Фото gorodche.ru
Другие статьи рубрики Регион номера: Вологодская область