Рубки ухода в молодняках
Интенсификация обучения
Принято считать, что Россия, обладающая примерно 20,1% площади мировых лесов и 1/4 запасов древесины, необычайно богата лесными ресурсами, а современный объем заготовки древесины (около 190 млн м3 ежегодно) почти в 3,5 раза меньше якобы возможного рассчитаного без ущерба для лесов.
Однако привлекательные для промышленности леса Европейско-Уральской части РФ, юга Сибири и Дальнего Востока уже в значительной степени истощены и разорены масштабными промышленными рубками, проводившимися в XX веке.
Лесоводство есть дитя нужды в лесе
По экспертной оценке, достигнутый к настоящему времени объем лесозаготовок соответствует полному вовлечению в эксплуатацию экономически привлекательных лесов России (не более 80 млн га, то есть примерно 10% покрытой лесами площади страны).
С подобной ситуацией столкнулись 300–400 лет назад страны Центральной Европы, а более полувека назад – Финляндия и скандинавские страны. Исчерпание доступных лесных ресурсов заставило задуматься, как дальше пользоваться лесом, что стало отправной точкой для развития лесного хозяйства.
Основы классического лесного хозяйства были сформулированы в Германии к концу XVIII века. Примером наивысшего развития лесного хозяйства в таежных лесах являются Финляндия и Швеция, которые ежегодно заготавливают 150–160 млн м3 древесины на площади, составляющей 5% площади лесов России.
От лесопользования – к лесному хозяйству
С 2017 года в России происходит переход к так называемому интенсивному лесному хозяйству. Фактически так называемая экстенсивная модель ведения лесного хозяйства, предполагающая изъятие спелой древесины и проведение лесовосстановительных мероприятий (схема «вырубил – посади») меняется на интенсивную модель, предусматривающую серию мероприятий по уходу за выращиваемым лесом.
При интенсивной модели человек, однажды срубив на участке спелый лес, начинает на нем выращивать новый лес, с заранее заданным породным составом, густотой и даже размерами отдельных деревьев. При этом он посещает участок после рубки минимум шесть раз: для подготовки почвы, восстановления леса (посевом, посадкой или иначе), проведения агроухода, осветления, прочисток и коммерческих рубок ухода, при которых возможна заготовка хозяйственно-ценной древесины.
Уже действуют или находятся в стадии утверждения новые нормативы лесовосстановления и ухода за лесами для Архангельской, Ленинградской, Вологодской, Иркутской областей, республик Карелия, Коми и Бурятия. В этих регионах сосредоточено около 80% российских мощностей по производству целлюлозы, бумаги и картона.
Полный переход на новую модель ведения лесного хозяйства позволит на весь цикл ведения хозяйства – от возобновления леса до финальной рубки спелого насаждения – увеличить в России среднегодовой объем заготовки с 1,5–2 м3/га до 3–4 м3/ га для условий северной тайги и 5–6 м3/га для средней и южной тайги, то есть до показателей стран с развитым лесным хозяйством.
Кадры решают все
Очевидно, что для выполнения растущего объема работ в лесу придется привлечь значительно больше квалифицированных инженеров и работников. Высокая квалификация исполнителей необходима для выращивания бóльшего объема древесины за укороченный срок, в соответствии с новыми нормативами интенсивной модели. Квалификация нескольких поколений исполнителей должна обеспечить за десятилетия выращивание 2–3 тыс. молодых высаженных деревьев высотой 10–15 см до стадии рубки спелого леса – взрослых деревьев в возрасте 80–100 лет высотой 15–30 м.
При этом всех исполнителей работ в лесу можно подразделить на три группы:
- представители арендатора (инженеры) – планируют весь лесохозяйственный цикл, подбирают участки лесного фонда;
- подрядчики – непосредственно осуществляют лесохозяйственные работы;
- представители органов лесного хозяйства – оценивают целесообразность и качество выполненных лесохозяйственных работ.
Результат будет зависеть от понимания всеми группами исполнителей требований к качеству работ, а также объективно существующих возможностей и ограничений, в первую очередь по стоимости работ.
Знание – сила
Правильные представления о подготовке почвы и посадке саженцев у работающих в лесу частично сформированы, однако вопрос профессионального планирования и проведения рубок ухода в молодняках (РУМ) по нормативам интенсивной модели сегодня весьма актуален.
По нашей оценке, новые подходы к выполнению РУМ в кратчайшие сроки можно внедрить путем совместного практико-ориентированного обучения представителей всех перечисленных групп исполнителей.
Летом 2019 года ООО «Лесная территория» на основе своего опыта планирования и выполнения РУМ, в том числе по нормативам интенсивной модели, разработало и апробировало практико-ориентированный трехдневный семинар «Рубки ухода в молодняках: организация и эффективное выполнение». Семинар был подготовлен по материалам практического руководства «Рубки ухода в молодняках: как построить лесохозяйственное предприятие» (Марковский А. В., Родионов А. В., 2018).
Семинар проводили на территории аренды лесного фонда АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (Республика Коми) четыре раза – для совместной подготовки инженеров, подрядчиков и представителей лесничеств. В теоретической части семинара участвовали 48 человек, в практической – 46 человек.
В рамках теоретической части (0,5 дня) семинара участники знакомились с лесохозяйственным эффектом от ухода за молодняками разного породного состава и основами подбора подходящих делянок на основе бесплатных космоснимков и открытой лесохозяйственной информации. Во время практической части (2,5 дня) семинара участники на предварительно подобранных делянках молодняков отрабатывали следующие навыки:
- подбора и оценки делянок, планируемых для РУМ;
- обращения с мотокусторезом (подготовка к работе, направленная валка деревьев);
- выполнения осветлений и прочисток в хвойных и лиственных молодняках (отбор деревьев в рубку, перемещение по делянке, контроль норматива разреживания);
- оценки производительности, качества и стоимости осветлений и прочисток;
- оформления документации и сдачи/приемки работ.
Не боги горшки обжигают
По нашей оценке, подобное совместное практико-ориентированное обучение представителей всех групп исполнителей позволяет решить несколько задач:
1. Достичь понимания необходимости оценки состояния лесного фонда и подбора лесных участков для РУМ с целью интенсивного выращивания леса.
Исполнители усваивают, что продуктивность лесных участков зависит от почвенно-климатических условий, получают единое представление о принципах отбора лесных участков для выполнения РУМ с целью интенсивного выращивания леса, осознают связь наличия подходящих для РУМ делянок с историей освоения лесного фонда (например, на территории, где более десяти лет не проводились сплошные рубки леса, трудно найти пригодные для РУМ делянки молодняков).
Полученные представления помогают в дальнейшем формировать наборы подходящих для РУМ лесных участков и ускорять переход к интенсивному лесному хозяйству на территории арендованного лесного фонда.
2. Достичь понимания затрат на выполнение качественных РУМ.
Исполнители адекватно оценивают возможную производительность работ при РУМ по нормативам интенсивной модели, возможную стоимость различных РУМ (осветлений и прочисток), а также знакомятся с методами оценки качества работ, их сдачи/приемки.
Полученные представления помогают в дальнейшем исключать из набранных для РУМ делянок неподходящие – без достаточного количества целевых пород, избыточно трудоемкие и прочие.
3. Гармонизировать подходы к качеству РУМ для интенсивного выращивания леса.
Исполнители получают представление о конечном результате качественных РУМ, выполненных по нормативам интенсивной модели (согласно принципу «оставить только нужное»), согласуют подходы к оформлению документации на РУМ с учетом особенностей перехода к интенсивному лесному хозяйству.
4. Получить навыки проведения качественных РУМ.
Исполнители осваивают различные умения и навыки, имеющие отношение к РУМ: арендаторы – подбор делянок, формирование планов и бюджета РУМ, формирование расценок на РУМ; подрядчики – выполнение РУМ на делянке, подготовку документации на делянки; работники органов лесного хозяйства – приемку выполненных РУМ, контроль документации по РУМ.
В ходе совместного обучения все исполнители лучше усваивают особенности и специфику РУМ. В результате у всех групп формируется целостное представление о результате качественных РУМ.
Текст: Александр Марковский, Андрей Родионов,
ООО «Лесная территория»