Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревообработка

Цена роскоши: ореховый пол и дубовые двери

Натуральная древесина в обустройстве загородного жилья

Приобретение загородного дома – это обретение нового формата жизни. Отличается ли отделка загородного жилья от обустройства стандартной квартиры? В эпоху удешевления строительства и смещения потребительского интереса в сторону имитирующих, композитных и суррогатных материалов спрос на деревянные отделочные изделия дорогого стоит.

Причем как в переносном, так и в буквальном смысле.

Загородное жилье: роскошь или норма жизни?

Когда речь заходит об индивидуальном доме, возникает ощущение чего-то более масштабного, нежели обычная квартира. В России загородное жилье все еще ассоциируется с высоким доходом. Отсюда тянется логическая цепочка – владелец коттеджа за городом наверняка не станет экономить на качественных материалах.

Впрочем, собственный дом уже не всегда признак роскоши. При сопоставлении динамики индивидуального жилищного строительства в стране с уровнем реальных доходов россиян в 2000–2014 годы специалисты пришли к выводу о повышении доступности жилья. Правда, после 2014 года с реальными доходами у населения стало похуже, но и стоимость многих строительных материалов тоже упала. Все чаще покупка собственного дома обходится не намного дороже бетонной коробки в многоквартирном доме, даже если в цену входит земельный участок. Так что за два последних десятилетия отказавшихся от существования в многоэтажных муравейниках в пользу спокойного ритма загородной жизни стало значительно больше.

Но даже при необходимости экономии выбор отделочных материалов для собственного дома, скорее всего, будет отличаться от того, что обычно приобретают владельцы городского жилья. Загородные дома, даже самые скромные, по площади обычно превосходят среднестатистическую квартиру. Согласно проведенному в 2017 году Ассоциацией деревянного домостроения исследованию спроса, потребительские предпочтения распределились следующим образом:

  • одноэтажные дома – 26%;
  • двухэтажные дома – 72%;
  • трехэтажные дома – 2%.
Рис. 1. Спрос на загородные дома разной площади
Рис. 1. Спрос на загородные дома разной площади

Наиболее востребованы на рынке загородной недвижимости двухэтажные дома площадью 140–150 м2 (данные АДД и Росстата; рис. 1 и 2). И все это пространство нуждается в качественной отделке.

Интерес заключается в следующем: близки владельцам загородных домов понятия «дешево, надежно и практично», или приобретение дома кардинально меняет вкусы собственников? Очевидно, что жизнь в отдельно стоящем доме (и даже таунхаусе) – это минимизация рисков порчи имущества по вине сторонних лиц. Соседей нет, а значит, никто не устроит пожар, потоп или обрушение несущих конструкций из-за незаконной перепланировки. Такая независимость усиливает мотивацию к приобретению более качественных материалов.

Именно поэтому загородные жители чаще отдают предпочтение натуральным деревянным покрытиям и элементам интерьера. Экологические характеристики дерева и его текстура вселяют уверенность в завтрашнем дне, радуют глаз и создают особую атмосферу в доме.

Рис. 2. Динамика площади жилья в разных сегментах домостроения, м2
Рис. 2. Динамика площади жилья в разных сегментах домостроения, м2

Внешние и эксплуатационные характеристики покупаемого товара подчинены основной дизайнерской идее. Важны не свойства материала, а его престижность, редкость и т. п. Технологические сложности обработки и установки материалов приветствуются. Экологичность – вопрос принципиальный (но непроверяемый).

Потребители сегмента «эксклюзив», несмотря на малый рыночный масштаб, являются самыми активными приверженцами деревянных изделий, в том числе и потому, что они, как правило, обнаруживают комплексный спрос на натуральные материалы: для пола и потолка, стен и лестниц, окон и дверей, а также наружной отделки дома и приусадебного участка. Дорогие и по-настоящему качественные деревянные материалы гораздо лучше смотрятся в компании подобных элементов интерьера.

Таблица 1. Влияние эксплуатационных особенностей загородного жилья на выбор отделочных материалов
Таблица 1. Влияние эксплуатационных особенностей загородного жилья на выбор отделочных материалов

Деревянные напольные материалы

Список деревянных покрытий для пола довольно широк. Например, паркетные покрытия – это классика жанра, не исключающая возможностей для эксперимента. Можно экспериментировать не только с габаритами напольной доски, но и с формой. А мода на экзотику выражается в использовании пробки и других редких пород древесины.

Одним из универсальных вариантов натурального напольного покрытия является массивная доска. В ассортименте специализированных магазинов, предлагающих деревянные напольные покрытия, по-прежнему преобладает дубовая доска, на ее долю приходится более трети позиций. Доску из дуба производят как отечественные, так и зарубежные фабрики. Дуб – порода распространенная, но весьма разнообразная. Его везут в Россию из Германии, Канады, Нидерландов, Великобритании и других европейских стран. Также довольно популярны ясень и клен. А вот сосна, ель, кедр, береза и лиственница – сугубо российское сырье. Некоторые виды вишни и ореха, поставляемые из Северной Америки, считаются редкими, так же как граб, клен, вяз, каштан или ольха.

Массивная напольная доска из экзотических видов древесины составляет всего 10–15% объема предложения, зато впечатляет разнообразием. Экзотика поступает к нам из Бразилии и других стран Южной Америки, Индонезии, Австралии, стран Африки. Наиболее распространено дерево мербау. Также довольно частый гость в России – венге. Самые качественные его сорта произрастают в Африке, но дефицит этой породы приводит к тому, что иногда за африканский венге импортеры выдают заменители: сиамский или азиатский венге, дерево панга-панга и др.

Также спросом пользуются тик, лапачо (иначе: ипе или бразильский орех), зебрано, ятоба, кемпас, кумару, тайгервуд (тигровое дерево). Самыми экзотическими среди экзотических считаются такие виды, как татаюба, пальма сахарная, чемпака (золотой тик), макоре (красное дерево), амарант (фиолетовое дерево), итауба, кап тэха и ряд других.

Что касается цен на массивную доску и паркет, то самым доступным можно считать бамбук (тонкие бамбуковые планки, наклеиваемые на более дешевую основу), а самыми дорогими остаются эбеновое дерево и палисандр. К высокой ценовой категории также относятся тайгервуд, зебрано, мербау, отдельные виды тика, венге и ятобы. А популярную экзотику (мербау, венге, тик, ятобу и др.) иногда можно приобрести и по невысокой цене.

Поскольку стоимость массивной доски из экзотической древесины довольно высока, игроки верхнего ценового сегмента частично удовлетворяют спрос путем замены натуральной дорогостоящей экзотики технологическими способами обработки поверхностей: состариванием, окраской и т. п. При этом выясняется, что для настоящих ценителей качества допустимы послабления по стилю или дизайну, но никак ни по качеству в пользу цены.

На российском рынке представлено немало зарубежных поставщиков массивной доски: Surya Wood Flooring и Komofloor (Индонезия), Rainforest (Бразилия), Junglewood (Индонезия-Бразилия), европейские компании Osmo, Paradoor, Teka, Berthold, Alpina, Sherwood Parquet, Magestik Floor, Inpa и др.

Таблица 2. Использование деревянных напольных покрытий в загородном доме
Таблица 2. Использование деревянных напольных покрытий в загородном доме

Деревянные межкомнатные двери

Натуральный деревянный пол не только красив, но и отличается прочностью и износостойкостью. К межкомнатным дверям такие требования не предъявляются, так как они не испытывают при эксплуатации аналогичной нагрузки, однако двери из натуральной древесины в просторных помещениях с высокими потолками смотрятся лучше, чем каркасные и филенчатые. Тем более что древесина гармонично сочетается с любыми материалами.

Если рассматривать сегмент массивных дверей, то на российском рынке чаще всего встречаются двери из хвойных пород. Сосна – самый дешевый и распространенный материал на сегодня. Хвойная древесина красива и проста в обработке, но гигроскопична и подвержена внешним механическим воздействиям. При заметных перепадах температуры и влажности элементы дверного блока могут изменить геометрию, то есть дверь искривится. На сосновых изделиях, даже обработанных лаком, легко появляются вмятины, царапины и другие «травмы».

Лиственная древесина отличается от сосны не только прочностью, но и большей красотой и уникальностью. Однако лиственные породы сильно разнятся. Наиболее популярны в России двери из дуба и бука.

Ценные породы и сложная технология производства делают двери из массива довольно дорогим удовольствием. Дизайн таких дверей тоже обычно продуманный и изысканный, так как производителям невыгодно пускать на ветер драгоценное сырье. Применяются две основные технологии изготовления массивных дверей:

  • из цельного куска дерева (традиционная)
  • из клееного массива (более современная, но несложная).

Самые известные двери из массива – итальянские и испанские. И хотя за последние 15 лет отечественные фабрики успешно освоили (скопировали) как зарубежный дизайн, так и технологию, итальянские двери по-прежнему ассоциируются с качеством уровня люкс. Всемирно известные итальянские фабрики SJB, Barausse, 3elle, Garofoli, Legnoform, Sige, Tre-Piu и другие продолжают поставлять продукцию в Россию, но в заметно меньших объемах. На рынке работают официальные дилеры этих производителей, которые предпочитают иметь дело исключительно с итальянской продукцией и не засоряют продуктовую линейку товарами других стран, то есть стараются обособиться. Это компании Union, «Италон», «Новый интерьер», «Лендор», «Дориан».

Двери из экзотических пород дерева поступают в Россию из Бразилии и стран Восточной Азии. В основном это дорогие двери из цельного массива твердых пород: венге, красного дерева, меранти, ньято, тика, мербау и др. Поэтому большая часть их поставляется под заказ с предоплатой 100%. Индонезийские двери изготавливаются преимущественно из красного дерева теплых тонов, которые варьируют от телесно-розового до светло-коричневого. Компаний, специализирующихся на подобной продукции, немного, работают они в Южной Азии, но на европейском оборудовании. Двери из массива красного дерева на российский рынок также поставляет английская фирма Komodoor (а напольные материалы – Komofloor).

Таблица 3. Характеристики популярных и редких видов экзотической древесины
Таблица 3. Характеристики популярных и редких видов экзотической древесины

Что касается российских производителей дверей, то можно назвать «Александрийские двери», «ОСБ-Титул» (ГК «Волховец»), «Европан», «Свобода» (марки Valdo Puertas, ВВ, ElettI), «Стендор», «Мебель-Массив» («Тульские двери»), «Дариано Порте» и ряд других. Эти компании производят двери из массива ценных пород дерева, также шпонированные. Есть также небольшие фабрики, работающие только на заказ.

В дорогом сегменте довольно распространены комбинированные двери, в том числе с сотовым заполнением. Например, даже для довольно дорогих итальянских дверей такой вариант не редкость. То есть массив как таковой в дорогом сегменте не стал приоритетом, массивные двери, конечно, встречаются, но массив разный. В целом можно выделить несколько вариантов массива, используемого при производстве межкомнатных дверей: массив цельный, массив клееный, массив наборный (брусками), массив инженерный (поперечно-волоконное склеивание). Наиболее качественными вариантами являются клееный (особенно так называемый инженерный массив), а также наборный. В зависимости от исходного качества склеенного каркаса такой массив покрывают плитами MDF, HDF или оставляют как есть, готовым для финишной отделки лаком, краской, воском или шпоном.

Таблица 4. Варианты применения массива при производстве межкомнатных дверей
Таблица 4. Варианты применения массива при производстве межкомнатных дверей

Деревянные окна

В последние годы на фоне стагнации рынка пластиковых стеклопакетов отмечается рост интереса к деревянным окнам. Их охотно покупают как владельцы городских квартир, так и собственники загородной недвижимости. Устанавливать деревянные окна в обычном многоквартирном доме вряд ли имеет смысл, так как достоинства «дышащих» оконных рам и теплосберегающих стеклопакетов сводятся на нет при центральном отоплении.

Поэтому главным фактором роста рынка деревянных окон, скорее всего, будет сегмент индивидуального домостроения. В коттеджах чаще требуются оконные рамы нестандартных размеров и стекла большой площади. Другим фактором станет мода на экологически чистые материалы.

Деревянные окна существенно дороже пластиковых, но здесь тоже есть ниша «эконом». Многие российские и белорусские производители предлагают дешевые окна. Им свойственна простота конструкции, незатейливая фурнитура, предсказуемый дизайн и недорогое исходное сырье – древесина ели и сосны.

Импортные деревянные окна занимают незначительную часть рынка, но оказывают серьезное влияние на российских производителей в плане дизайна и конструкции. Торговых марок много, среди наиболее известных на рынке Geka-Exklusiv, Bayerwald, Anton Wetzel, Unilux AG, Kneer-Sudfenster, Wessel Fenstertechnik (Германия), Stolbud, Galux, Sokolka (Польша), Bocchio, Molaro, Panto (Италия), Skaala, Tiivi, Profin, Lammin, (Финляндия), Silber (Австрия), Doleta, Megrame (Литва), Flora (Латвия), Fenestra (Эстония), Falke (Белорусия – Германия), Skandi-Inwido Group (Польша – Швеция), Eurodeck Windows (Чехия), Sky-Frame (Швейцария).

Немецкие окна воспринимаются российскими покупателями как задающие тон, моду и уровень качества. Польские, финские и прибалтийские бренды относятся к среднему у сегменту.

Таблица 5. Деревянные окна разных стран-производителей
Таблица 5. Деревянные окна разных стран-производителей

Цветовая гамма

Рис. 3. Наиболее популярные цвета деревянных напольных покрытий на российском рынке
Рис. 3. Наиболее популярные цвета деревянных напольных покрытий на российском рынке

Цвет и оттенок материала имеют большое значение, будь то напольные покрытия, двери или окна. В ассортименте напольных покрытий самой популярной породой (либо ее имитацией) считается дуб, который весьма разнообразен (русский, европейский, американский, осветленный, состаренный и т. д.), да и спектр дубовых оттенков весьма широк – от густого темного до светло-розового. Самый распространенный и узнаваемый оттенок дуба светло-коричневый, с умеренно выраженными белыми или желтоватыми прожилками (рис. 3). Второе место делят темно-коричневый орех и светлый ясень, их популярность примерно одинакова. Орех, как и дуб, предлагает множество вариаций: темный, светлый, средний орех, медовый орех и другие, более яркие, оттенки.

Также российским покупателям нравится светло-желтый клен, рыжий мербау и черный венге. Зеленоватый тик, по цвету напоминающий бамбук, оказался в середине рейтинга. Остальные виды древесины для изготовления паркета и напольной доски светло-коричневых, рыжеватых и бежевых оттенков. Пробковое дерево с его неповторимым рисунком не очень популярно.

Рис. 4. Наиболее популярные цвета межкомнатных дверей на российском рынке
Рис. 4. Наиболее популярные цвета межкомнатных дверей на российском рынке

Выбор цвета напольного покрытия, как правило, обусловлен цветом межкомнатных дверей. Сочетание цветов пола и дверей задает тон дизайну помещения. Классические белые двери хорошо сочетаются с любой расцветкой пола, остается только дополнить интерьер такими же белыми окнами. Однако наиболее востребованы черные двери под цвет венге (рис. 4). Темные двери лучше всего сочетаются с напольными покрытиями холодных оттенков, а слишком пестрый пол создает неуютный контраст.

Таким образом, для напольных покрытий потребители предпочитают теплые оттенки: коричневые, соломенные, бежевые, слегка рыжеватые и т. п. Яркие и контрастные цвета – черный, белый, красный, огненно-рыжий – не востребованы в «напольном» дизайне. А для дверей все наоборот: цвет слоновой кости, полосатый зебрано и красный махагон одинаково хорошо смотрятся в дверном проеме. Еще одно отличие: дверная поверхность не просит сильно выраженной древесной текстуры, а предпочитает монотонность. Зато двери из массива часто украшены глянцевыми и матовыми стеклами, замысловатыми узорами и орнаментом. 

Текст Вера Никольская,
директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research