Нужна ли бумажникам физподготовка?
Рубрика Тема номера: Кадры
Особенности постсоветского образования
Реформа образования, как среднего, так и высшего, осуществляется в России не первый год. Многочисленные публикации в прессе свидетельствуют о наличии проблем, которые лишь усугубляются. Однако какую бы реформу ни затевали в последние годы, желаемый результат пока не был достигнут в полной мере.
Резкий и многолетний спад промышленного производства в годы реформирования экономики страны привел, кроме всех прочих бед, к утрате квалифицированных кадров. В настоящее время на отечественных предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности ощущается острая нехватка специалистов. Период перестройки экономики РФ, который продолжается до сих пор, характеризуется не только разорением большинства предприятий и стагнацией производства, но и полной утратой отлаженной системы взаимоотношений между вузами и предприятиями. Отсутствует тесная связь производства и науки, подготовка молодых специалистов осуществляется без учета нужд производства.
целлюлозно-бумажного производства»
Реформа системы образования в целом также не способствует совершенствованию подготовки специалистов. Чиновники «оторваны» от народа, а решение глобальных проблем невозможно осуществить без объективного рассмотрения дел на местах. В процессе реформирования системы образования из Министерства образования и науки и подчиненных ему комитетов поступает непрерывный поток указаний по составлению всевозможной отчетной документации, в результате чего школы и вузы завалены «бумажной» работой. По сути же качественных изменений в системе подготовки высококвалифицированных кадров не происходит.
Учебные планы обучения студентов насыщены огромным количеством дисциплин, дублирующих школьные программы, а также дисциплин, которые в некоторой степени повторяют друг друга и могут быть изучены в более сжатом виде. Тотальное сокращение учебных часов по специализации при одновременном стремлении «объять необъятное» приводит к тому, что вуз не может дать студенту максимум знаний по будущей специальности.
Например, учебный план подготовки специалиста в течение пяти лет по специализации «Технология целлюлозно-бумажного производства» включает только 600 часов практики, при том что только военная подготовка и факультативные занятия занимают 450 часов, а общее количество часов учебного плана составляет 8262 часа.
Как видно из приведенных данных (см. PDF-версию статьи ), доля учебного плана, отведенного для изучения дисциплин специализации, составляет лишь 15,4% количества часов. В то время как более 60% часов (ГСЭ и ЕН) посвящено изучению дисциплин, многие из которых в таком объеме не являются необходимыми для специалиста.
Самое удивительное то, что специальные дисциплины изучаются на последних курсах высшего учебного заведения (четвертый и пятый курс). Если ранее при подготовке инженера это было допустимо, то сейчас, в связи с переходом на систему образования в соответствии с Болонской конвенцией, необходимо срочно принять меры для радикального изменения учебных планов с целью усиления профильной специализации начиная с первого курса. Студенту-бумажнику с первых дней необходимо создать условия полного погружения в специальность для осознанного обучения и заинтересованности в получении знаний. Основной акцент должен быть сделан на специальных дисциплинах, а остальные предметы должны изучаться по необходимости для понимания сущности технологических процессов производства волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона.
Для сравнения приведем учебный план подготовки бакалавра (4 года) по специализации «Технология целлюлозно-бумажного производства» Южно-Карельского технического университета прикладных наук (Финляндия). Доля отведенных для изучения специальных дисциплин часов составляет 37,5%.
Профессиональная подготовка технологов целлюлозно-бумажного производства в Финляндии в настоящее время признана лучшей в мире. В финских высших учебных заведениях обучаются студенты из различных стран Европы и Азии, в том числе и из России. Прекрасное научно-методическое и материально-техническое оснащение аудиторий и лабораторий университетов в Финляндии, более 100 дней производственной практики на предприятиях, оборудованных по последнему слову науки и техники, применяющих передовую технологию, - все это позволяет студентам в короткий срок овладеть сложной специальностью.
Мы постоянно вспоминаем, что образование в Советском Союзе было наилучшим в мире, но его совершенствование сводится в основном к увеличению объема информации, которую должно освоить подрастающее поколение. «Лучшее» часто бывает врагом «хорошего». В итоге всеобщее падение образовательного уровня школьников у всех на устах. Выпускники школ поступают в вуз и начинают вновь изучать то, что уже пройдено впопыхах, и все по одной схеме «вызубрил - забыл».
Согласно Болонской конвенции двухуровневая система образования предполагает подготовку бакалавров и магистров. Поскольку выпускники высших учебных заведений должны прежде всего быть специалистами высшего класса в определенной области, то специализация должна включать не менее 30% времени обучения.
Бакалавриат - первая ступень высшего образования. Бакалавр - основной специалист на любом предприятии цивилизованного мира, который получил как общеинженерную, так и специальную подготовку. Он владеет всеми необходимыми знаниями современной технологии производства волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона. Магистратура - вторая ступень высшего образования.
В магистратуру поступают бакалавры, желающие в дальнейшем заниматься либо научной, либо преподавательской деятельностью. Это известно во всем мире. В нашей стране об этом либо не знают, либо не хотят знать.
В настоящее время многие вузы разрабатывают или совершенствуют учебные планы и учебные программы в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС), подготовленным подразделениями Министерства образования и науки РФ. Новый ГОС регламентирует по сути старую схему обучения и подготовки специалистов и бакалавров. При этом специалисты и бакалавры обучаются по одинаковым учебным планам с той лишь разницей, что последние дополнительно выполняют выпускную квалификационную работу. Удивительно, но в высших учебных заведениях России считают, что выпускная работа бакалавра должна быть обязательно научно-исследовательской. Далее студенты обычно переходят на пятый курс и уже наконец-то углубленно изучают специальные дисциплины, разрабатывают дипломный проект и получают диплом специалиста.
А те, кто получил диплом бакалавра, могут продолжить обучение в магистратуре, занимаясь научными исследованиями под руководством преподавателя.
Однако выпускники бакалавриата не получают необходимых знаний по специальности в полном объеме (изучена только 1/4 часть специальных дисциплин) и не могут быть востребованы на отечественных предприятиях. А магистр - это научный работник, оторванный от реального производства и также не получивший знания по конкретной специальности. Таким образом, существующий бакалавриат не соответствует требованиям Болонской конвенции: система не срабатывает! Поскольку в ближайшее время подготовка специалистов в вузах России (пять лет обучения) будет прекращена, то многочисленная армия бакалавров и магистров, не владеющих конкретной специальностью, будет искать работу там, где получится.
Сейчас острая нехватка квалифицированных технологов целлюлозно-бумажного производства ощущается на всех предприятиях. Решением проблемы кадров может стать направление работников предприятия на профессиональную подготовку или переподготовку в высшее учебное заведение. В Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии существует факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. Кроме того, с прошлого года на факультете химической технологии и биотехнологии академии проводится бесплатное ускоренное обучение по специальности «Технология целлюлозно-бумажного производства» для лиц, имеющих среднее профессиональное образование.
Интенсивное развитие техники и технологий привело к значительному увеличению объема информации, которой должен овладеть инженер-технолог целлюлозно-бумажного производства. Поскольку в настоящий момент специальным дисциплинам в вузе уделяется недостаточное количество времени для глубокого понимания технологии ЦБП, то обучение в среднем профессиональном учебном заведении является оптимальным для подготовки таких специалистов. Это среднее звено в системе образования является крепкой ступенькой, базой для дальнейшего совершенствования в профессии. Поэтому подготовка высококвалифицированных технологов должна проводиться практически по индивидуальной программе с учетом будущей специализации.
Обсуждение проблемы подготовки специалистов целлюлозно-бумажного производства может быть бесконечным, но вряд ли это как-то повлияет на установку Министерства образования учить всему понемногу. Если вы посмотрите на учебные планы подготовки инженера, то увидите массу второстепенных, а порой и ненужных дисциплин, которые приходится изучать студенту.
Достаточное материально-техническое обеспечение лабораторий вузов при отсутствии отечественного лабораторного оборудования довольно проблематично. Квалификация преподавателей в настоящее время вполне достаточна, так как в вузе работают люди, преданные своей профессии, но длительное отсутствие пополнения профессорско-преподавательского состава молодыми сотрудниками вскоре может привести к утрате научно-педагогического опыта в области подготовки специалистов целлюлозно-бумажного производства.
Многие абитуриенты при поступлении в высшее учебное заведение имеют смутное представление о будущей профессии. Отсутствие заинтересованности крупных предприятий, которыми владеют частные лица или компании, в практической подготовке специалистов, слабая материально-техническая база вузов, проведение производственной практики на предприятиях, оснащенных устаревшим оборудованием и использующих технологии производства прошлого века, низкие зарплаты работников предприятий - все это причины, вызывающие нежелание студентов связывать дальнейшую судьбу с целлюлозно-бумажной промышленностью. Современная молодежь желает получать достойные деньги и жить в цивилизованных условиях, что вполне естественно.
Увлеченных и перспективных студентов, к сожалению, мало, а остальных выпускников не увлечешь свежим воздухом, низкой зарплатой и отсутствием благоустроенного жилья. Довольно пессимистично, но это реальность.
Перестройка системы образования должна происходить более радикально, возможно, путем разрушения устаревших стереотипов о том, что студент должен получить всесторонние знания и обязательную физическую подготовку в ущерб профессиональным навыкам.
Россия
Учебный план подготовки специалиста по специализации «Технология целлюлозно-бумажного производства»:
1. Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) - 1800 часов, из них 620 аудиторных, в том числе иностранный язык, физкультура, отечественная история, культурология, политология, правоведение, психология и педагогика, русский язык и культура речи, социология, философия, экономика, национально-региональный компонент (340 часов), дисциплины по выбору (408 часов).
2. Цикл математических и естественно-научных дисциплин (ЕН) - 2941 час, из них 1632 аудиторных, в том числе математика, информатика, физика, экология, общая и неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия и ФХМА, физическая химия, поверхностные явления и дисперсные системы, национально-региональный компонент (255 часов), дисциплины по выбору (136 часов).
3. Цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД) - 1870 часов, из них 986 аудиторных, в том числе начертательная геометрия и инженерная графика, механика, электротехника и электроника, техническая термодинамика и теплотехника, процессы и аппараты химической технологии, общая химическая технология, системы управления химико-технологическими процессами, безопасность жизнедеятельности, экономика и управление производством, метрология, стандартизация и сертификация, материаловедение, национально-региональный компонент (170 часов), дисциплины по выбору (136 часов).
4. Цикл специальных дисциплин (СД) - 1201 час (665 аудиторных), из них комплексная химическая технология, очистка и рекуперация промышленных выбросов, химия древесины и синтетических полимеров, основы научных исследований и проектирование предприятий, дисциплины специализации (603 часа).