Желание быть полезным…
Разговаривая с основателем компании «Леспромсервис» Николаем Екимовским, быстро понимаешь, что это творческий человек, увлеченный своим делом. В начале 1990-х годов он уже преподавал в Сыктывкарском филиале Ленинградской лесотехнической академии гидравлику лесных машин. Стремление развиваться, азарт и энтузиазм почти заставили его создать собственную компанию по обслуживанию лесных машин – «Леспромсервис».
Поначалу в ней было всего три сотрудника, а сейчас их триста, и каждый, кто заготавливает и возит лес в Республике Коми, эту компанию знает.
Николай Екимовский сразу взял за правило предлагать лесопромышленникам только такую технику, которую сможет обслуживать профессионально, качественно и быстро. Поэтому в «Леспромсервисе» постоянно отслеживают качество поставляемой продукции, работают с сервисной службой производителя оборудования, обучают менеджеров-продавцов и механиков своей сервисной службы. Мы решили узнать, как и почему вот уже много лет компания остается успешной.
– Николай Васильевич, вы ведь не сразу пришли в лесной бизнес?
– Началось все в 1993 году. Я тогда преподавал в Институте повышения квалификации работников лесного комплекса (так в то время назывался Сыктывкарский лесной институт). Вспоминаю те годы с большим теплом. Для того, чтобы студентам было проще понять гидравлику, я стал делать специальные учебные стенды: начал с совсем простых и наглядных, постепенно создал полную имитацию сучкорезной машины. Конечно, вместо большого гидромотора поставил маленький, вместо гидроцилиндров – цилиндрики, а пульт управления был с действующей сучкорезной машины. На этом стенде я и экзамены принимал: намеренно организовывал какую-то неисправность, а студенты должны были выяснить, в чем проблема. Мне удавалось увлечь их учебой.
Потом для меня купили ЗИЛ-131, я установил на него стационарный сепаратор для очистки машинного масла и ездил по всей Республике Коми – чистил масло в экскаваторах, валочных машинах, сучкорезках, линиях ЛО-15. Установка подключалась к технике, требующей обслуживания, машина заводилась и, трясясь, перегоняла масло. Как специалисту по гидравлике мне хотелось развиваться. И результаты работы этой установки были просто поразительные. Помню, в Сыктывдинском районе почистил около 10 новых машин ЛП-19, только с завода: через смотровое окно масло казалось чистым как слеза, но после очистки из него вышло ведро грязи! Главный механик увидел это и поразился. С гидравликой у этих машин два года не было никаких проблем.
– А когда появилось ваше предприятие?
– Создав свою учебную лабораторию, поработав на выездной установке с лесопромышленниками, я стремился развиваться дальше. Но в начале 1990-х годов все стало рушиться… Мне предлагали очень высокооплачиваемую работу, но я отказался. Желание быть полезным людям, используя свои знания и опыт, подтолкнуло меня в 1993 году к идее создания предприятия по обслуживанию и ремонту лесной гидравлической техники. Ведь даже на известном у нас в регионе Сыктывкарском механическом заводе не могли отремонтировать сучкорезные машины ЛП-30Б для лесозаготовителей.
Я арендовал небольшой участок в цеху, сделал там необходимые стенды, принял на работу двух человек, обучил их и стал заниматься обслуживанием техники. В основном мы диагностировали и ремонтировали насосы сучкорезных машин и агрегаты валочных машин ЛП-19. Потекли первые деньги.
Мы отточили технологию ремонта гидромоторов, и я купил первый расточной станок – тогда это были для меня колоссальные инвестиции и очень большие риски. Я не был уверен, что все получится, но глаза боятся, а руки делают: начали растачивать блоки цилиндров, гидромоторов, гидронасосов. Покупали только ремонтные поршни, а все остальное делали своими руками. Клиентов прибавилось.
Дальше – больше. Купил токарный станок, принял на работу токаря, и мы стали выполнять токарные работы.
Отдельно стоит сказать про условия работы в то время: наш цех не отапливался. Утром мы приходили на работу и видели, что вода замерзла. Пришлось соорудить для отдыха небольшую будку с обогревателем, где мы с утра грелись перед началом рабочего дня. Потом включали ванну для мойки гидроагрегатов и в теплой солярке грели руки. Но мы были молоды, и это было… прекрасное время. Отработав в этом цеху семь лет, я купил здание в Сыктывкаре, на улице Первомайской, 114, и там уже были созданы цивилизованные условия. Так у «Леспромсервиса» появился свой дом.
– Ваша страсть – гидравлика лесных машин. Но ведь есть и другие направления деятельности?
– Да, еще торговля бензоинструментом. В 1996 году мы открыли магазин и стали продавать бензопилы Husqvarna, но тут грянул кризис 1998 года, все рухнуло, цены на лесопродукцию упали, а стоимость иностранного оборудования, наоборот, взлетела. Тогда мне казалось, что бензопилу Husqvarna никто не купит – она стоила как пять отечественных бензопил «Урал»! Однако в 1999 году экспортные цены на лесоматериалы сильно повысились и лесники активизировались. Я помню, тогда только ленивый не побежал в банк за кредитом на лесную технику. Люди закладывали квартиры и покупали трелевочные тракторы ТДТ-55, стали покупать и бензопилы Husqvarna. С этого начался наш торговый бизнес, мы продавали бензопилы разных брендов. Штат магазина был больше 30 человек. Затем занялись продажами лесной гидравлики, а в 2003 году на нас вышла компания Ponsse и мы получили статус ее официальной сервисной службы. Так мы начали развивать сервис харвестеров и форвардеров этой марки.
– А помните, какую первую технику продали в 2003 году?
– Это были машины Ponsse: харвестер Cobra и форвардер Bison – для Жешартского фанерного комбината. Конечно, бывшие в употреблении. Наши знания в этой области были близки к нулю, приходилось консультироваться по телефону по каждому вопросу. В «Леспромсервисе» был лишь один специалист, который занимался программным обеспечением и электроникой, но в гидравлике мы уже что-то могли, и постепенно создали службу сервиса лесных машин.
Сейчас наши механики – многократные победители конкурсов в странах СНГ. Мы очень много сил и средств вкладываем в обучение своих сотрудников. У нас был механик лесных машин с творческими способностями, он отлично знал английский язык, год обучался в Финляндии. К сожалению, вскоре он нашел работу в Канаде, что говорит о его профессионализме.
– Сами умеете управлять харвестером?
– Конечно, я «катался», но работать на нем не могу – это не так просто.
– Вы ведь работаете не только в Республике Коми?
– В 2014 году мы купили участок земли в Кирове и построили центр, который по функционалу и презентабельности даже превосходит сыктывкарский, потому что создавался специально для обслуживания наших заказчиков.
– От Сыктывкара до Троицко-Печорска 550 км, до Усть-Кулома – более 200 км… Как вам удается при таких расстояниях оперативно помогать клиентам в Коми?
– С 2014 года сервисом лесных машин занимается специализированное предприятие «Мобильный сервис», входящее в группу компаний «Леспромсервис». Сегодня у нас работают восемь механиков, организовано постоянное дежурство 7/24, они выезжают на любую удаленную делянку, если нужно, для этого закуплены специальные автомобили, оснащенные всем необходимым инструментом. А в Троицко-Печорске есть филиал.
– Можете назвать своих основных клиентов по лесным машинам и грузовикам?
– Конечно. Это АО «Монди СЛПК», ООО «Лес-сервис», ООО «ПечораЭнергоРесурс», ООО «Азимут», ООО «Лесозавод №1», ООО «ФорматЛес», ООО «Промтех-инвест». В зоне нашей ответственности более 300 машин – в Кировской области, Республике Коми и на юге Архангельской области.
В 2012 году мы подписали с АО «Монди СЛПК» контракт на полное обслуживание техники Ponsse. И это стало одним из поворотных моментов в развитии нашей компании. На «Монди СЛПК» сократили своих механиков, а наши механики обеспечивают ТО и ремонт 60 машин прямо на лесных участках. Мы получаем за мото-часы, которые отработала техника, если она стоит – оплата не поступает.
В 2019 году при реорганизации структуры компании для обслуживания грузовой техники Volvo было создано предприятие «Автопромсервис». Сейчас оно реконструирует цех грузовиков на нашей базе в селе Выльгорт Сыктывдинского района. Параллельно кировское подразделение строит еще один цех для обслуживания грузовиков Volvo Trucks, которых покупают все больше.
В 2020 году на «Монди СЛПК» все грузовики «Мерседес» поменяли на Volvo Trucks. Это было связано в первую очередь с сервисом. Мы взяли в аренду в Эжвинском районе Сыктывкара АТП площадью 5000 кв. м, там создан филиал, который обслуживает всю технику комбината. Мы подписали с АО «Монди СЛПК» контракт на полный сервис грузового транспорта Volvo. Наши механики выпускают машины в рейс и принимают их.
В 2019–2020 годах у нас хватало мощностей только на обслуживание «Монди СЛПК». Чтобы не отказывать другим заказчикам, было принято решение о строительстве нового цеха, наборе работников, обучении по формату Volvo. А обучение каждого механика обходится примерно в 800 тыс. рублей.
– Как на бизнес повлияла эпидемия коронавируса?
– Понятно, что лесопромышленный бизнес несет убытки, страдаем и мы, так как зависим от него. В марте – апреле 2020 года мы приостанавливали работу до получения разрешения на продолжение деятельности. В апреле 2020 года большая часть сотрудников была на самоизоляции, часть работала дистанционно. Но мы не могли перестать обслуживать технику и подвести клиентов, поэтому специальная группа работала по сокращенному дежурному графику.
Выручка предприятия в этот период по сравнению с прошлым годом снизилась на треть. К тому же добавились расходы на дезинфицирующие средства, антисептики, средства индивидуальной защиты, дополнительные услуги по уборке помещений. Лесная промышленность, к которой относится наша компания, и лесной сектор вообще не вошли в перечень отраслей экономики, сильно пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Так что приходится надеяться только на свои силы. А меры безопасности в сервисных пунктах и магазинах мы и сейчас соблюдаем.
– А какие у «Леспромсервиса» дальнейшие планы?
– Мы собираемся заниматься не только металлообработкой, поэтому создали свое конструкторское бюро, которое решает разные задачи. Сами проектируем и изготавливаем все гидроцилиндры, многие узлы для лесной техники. Со временем планируем расширить КБ и освоить производство элементов лесных машин Ponsse на месте. Для этого уже приобрели станок для плазменной резки и сейчас устанавливаем на него ЧПУ, чтобы резать в автоматическом режиме металл толщиной до 32 мм. Так что в планах у нас выпуск деталей с шильдиком «Леспромсервис».
Справка
Группа предприятий «Леспромсервис» создана в 1993 году. Основное направление деятельности – обслуживание гидросистем мобильной техники лесозаготовительных, дорожно-строительных и коммунальных предприятий. Компания является официальным дистрибьютором ведущего производителя гидронасосов и гидромоторов для отечественной техники – ОАО «Пневмостроймашина». Предприятие располагает цехами ремонта гидроагрегатов, тяжелой техники и грузового автотранспорта. Современные диагностические стенды позволяют выполнять в условиях цеха обкатку и тестирование любого гидравлического оборудования, в том числе импортного производства. На участке металлообработки и сварки изготавливаются элементы гидроагрегатов и выполняется их термическая обработка. Предприятие занимается диагностированием гидравлических систем мобильной лесозаготовительной и дорожно-строительной техники во дворе заказчика.
«Леспромсервис» является официальным дилером в Республике Коми трех фирм: шведской Husqvarna, итальянской Olео-Mаc и немецкой Stihl. У предприятия восемь магазинов по продаже инструмента и товаров для него. В специальном цехе выполняется ремонт и техническое обслуживание бензо- и электроинструмента отечественного и импортного производства.
С 2003 года «Леспромсервис» является официальной сервисной службой Ponsse в Республике Коми, в октябре 2005 года стал официальным дилером компании в Коми и Кировской области. Для обслуживания лесных машин создан цех по ремонту тяжелой техники Ponsse, склад запчастей, организована современная техническая служба и система стажировки операторов и механиков заказчика.
С 2011 года «Леспромсервис» осуществляет полный спектр услуг по техническому и гарантийному обслуживанию, ремонту систем, узлов и агрегатов грузовых автомобилей Volvo на специализированной сервисной станции.
Предприятием оформлено три патента на изобретение в области объемного гидропривода, по созданию специализированных стендов для диагностирования гидросистем и проведению обучения специалистов этого направления. При участии собственного конструкторского отдела проектируются и изготавливаются гидроцилиндры любого уровня сложности. Создана система повышения квалификации специалистов компании, прежде всего механиков лесозаготовительных машин Ponsse и грузовиков Volvo.
В группе предприятий «Леспромсервис» сегодня работают 320 человек.
Текст Андрей Кривошеин, начальник отдела лесопромышленного комплекса,
машиностроения и легкой промышленности Министерства промышленности Республики Коми