Grand Wood – новое имя из Республики Коми
Проблема обеспеченности деревообрабатывающих предприятий сырьем в России обостряется. Все жестче рыночная конкуренция за лес на корню и заготовленную древесину. Даже в таком лесном регионе, как Республика Коми, свободных, экономически доступных лесных ресурсов почти не осталось.
Тем удивительнее, что недавно в Сыктывкаре открылось лесопромышленное производство, не имеющее арендованных лесных участков и не закупающее древесное сырье. Древесные отходы – в первую очередь опилки и горбыль – стали ресурсной базой для нового завода Grand Wood.
У города лесопромышленников Сыктывкара есть топонимический колорит – местечки, так исторически называются некоторые районы столицы Коми. В местечке Човью и открылся в декабре 2020 года биотопливный завод Grand Wood. Расположение выбрано не случайно, поскольку это развитая промышленная зона. Там железнодорожная станция с развитой сетью тупиков, торговые и промышленные базы, склады, а главное – много лесопильных производств, на которых генерируется значительный объем опилок.
С чего все началось
В 2013 году в Республике Коми заработала программа развития биоэнергетики на основе местных древесных отходов. В лесных муниципалитетах при лесопилках стали создавать производства по переработке опила в топливные брикеты. Развитие сети биотопливных предприятий обусловило спрос на определенное оборудование. И этот спрос оперативно стала удовлетворять K-BEG – специализированная компания из Пермского края, занимающаяся производством, поставками, монтажом, запуском и сервисным обслуживанием оборудования для производства пеллет, брикетов, древесной муки, бобышек для поддонов, а также производством и продажей топливных брикетов и пеллет.
При производстве биотоплива сушка опила, особенно на небольших предприятиях, весьма сложная задача, но она была решена K-BEG за счет оригинальной конструкции сушилки, которая компактна и пожаробезопасна и позволяет поддерживать оптимальные параметры технологического процесса.
В результате K-BEG стала хорошо известна лесопромышленным предприятиям Республики Коми как производитель биотопливного оборудования. За последние годы она установила более десяти своих линий в лесных районах республики. Только в 2018 году цеха по производству топливных брикетов от K-BEG заработали на «Лесозаводе №1» в поселке Казлук Усть-Вымского района, в «Промтех-инвесте» в поселке Первомайский Сысольского района, у предпринимателя Вячеслава Панюкова в Усть-Куломском районе и на предприятии «ИИКО» в Прилузском районе.
Завод Grand Wood тоже построен на основе технологий, предоставленных компанией K-BEG, он будет перерабатывать в год до 130 тыс. м3 древесных отходов, в том числе опилки, горбыль и щепу. Объем инвестиций составил более 200 млн руб., после запуска на полную мощность на предприятии будет работать до 50 человек.
«Сейчас мы выходим на новый уровень развития и сами становимся производителями биотоплива, – говорит директор компании K-BEG Артур Киракосян. – Мы решили построить в Сыктывкаре собственный завод по выпуску из древесных отходов пеллет и прессованного бруса (бобышек) для поддонов. У нас для этого есть и опыт, и ресурсы, а постоянно растущий спрос на биотопливо в Республике Коми и за ее пределами подтолкнул нас к этому решению. В 2018 году мы приобрели помещения для нового завода, привели их в порядок, параллельно закупили и смонтировали необходимое оборудование. Мощность нового завода 28 тыс. т в год».
Компания, начинавшая бизнес в Пермском крае, не случайно решила инвестировать в новое производство в Сыктывкаре: к тому располагала развитая лесопромышленная инфраструктура и налаженное взаимодействие с региональными властями в рамках программы по переработке древесных отходов.
О технологии
Технологический цикл предприятия начинается с заготовки сырья. Опилки поступают с соседних лесопильных предприятий и размещаются в ангаре. При хранении на крытом складе влажность опилок снижается. Также на завод поступает горбыль, который используется только в качестве топлива.
Фронтальный ковшовый погрузчик засыпает опил в приемник пневмотранспорта, доставляющего его в цех переработки. Там сырье измельчается, высушивается и направляется на пресс-гранулятор. Выходящие из пресс-гранулятора пеллеты просеиваются, охлаждаются и расфасовываются в биг-бэги.
Часть подготовленного сухого опила поступает на станки по производству прессованного бруса. В отличие от производства пеллет, при этой технологии к сырью добавляется клей. Готовый брус (шашка поддона) в нераскроенном виде поставляется потребителям. Часть продукции используется для изготовления собственных поддонов.
Ставка на бобышки
«Почему мы стали производить бобышки? Да ведь это очень перспективный продукт, – отвечает директор Артур Киракосян. – Эти детали из прессованного бруса имеют преимущества перед цельным брусом: характеризуется высокой прочностью, влагостойкостью и отвечает требованиям международных санитарных и фитосанитарных стандартов».
И действительно, чуть ли не из мусора получается высококачественный продукт. А рынок древесных поддонов постоянно растет: только в России сейчас продается более 32 млн шт. в год. В среднем поддоны служат около трех лет (максимум пять), спрос на материалы для их изготовления есть и он растет.
На заводе Grand Wood гибкая технологическая цепочка позволяет перенаправить все подготовленное сырье с производства пеллет на выпуск бобышек. Сейчас, когда цены на пеллетном рынке нестабильны, такая возможность особенно актуальна.
Налаженное производство могло бы стать примером для тиражирования на лесопромышленных предприятиях Республики Коми. Он демонстрирует, что древесные отходы можно перерабатывать не только в биотопливо.
Что дальше?
Завод открылся всего несколько месяцев назад, и, возможно, рано строить планы его дальнейшего развития, но они есть. Одним из новых направлений может стать производство древесно-стружечных поддонов. Для их производства, как и для прессованного бруса, используются древесные отходы. Готовый продукт – стандартных размеров фасонные древесно-стружечные поддоны высокой прочности гораздо удобнее при хранении по сравнению с обычными деревянными поддонами. Технологически наладить такое производство можно довольно быстро, сдерживающий фактор – неготовность торговых сетей и потребителей вообще к пользованию этим необычным продуктом.
«Идей по направлению использования древесных отходов, биотоплива у меня много. Почему бы не построить производство мобильных и стационарных снегоплавильных машин, которые будут работать на пеллетах собственного производства? Это гораздо выгоднее, чем сжигать для этих целей дизельное топливо или пропан. Здесь, на севере, где зимой всегда много снега и проблемы с его вывозом с улиц городов, с предприятий, из аэропортов, внедрение экономичных и экологичных снегоплавильных машин могло бы стать новым направлением развития биоэнергетики и благоустройства», – делится планами Артур Киракосян.
Новый завод Grand Wood выделяется на фоне серого индустриального пейзажа промышленной зоны Човью светлыми чистыми стенами корпусов и большими окнами, обеспечивающими высокую освещенность. Выделяется и идея завода: утилизация опилок сторонних лесопилок с выгодой, производство новых продуктов из древесных отходов. Таких производств в России должно быть больше.
Текст
Андрей Кривошеин, начальник отдела лесопромышленного комплекса,
Министерство экономического развития и промышленности Республики Коми