Производство плит

Under the Sea

На гребне фанерной волны

Создание «океанской волны» из фанеры в небольшом суши-баре казалось трудновыполнимой задачей. Но проект был реализован. И стал прорывом в сфере интерьерного дизайна, получив высокие награды и принеся авторам мировую славу. А великому городу – новую достопримечательность.

Массивная, но не громоздкая конструкция из фанерных пластин вздымается под потолок, нависая над посетителями ресторанчика Under the Sea на первом этаже старинного жилого дома в историческом центре Санкт-Петербурга. Это не страшно, но дух захватывает. В остальном пространство заведения чистое, светлое и пустынное, как песчаный морской берег нежарким утром.

Сильная визуальная метафора – творческое достижение команды молодых архитекторов петербургского бюро DA. Она воспринимается сразу. Гребень волны торжествует в воображении и вызывает светлые ощущения. В Under the Sea фанера не прикидывается волной, а это и есть волна. Ее воплощенный дух.

Титанический труд переговоров

История начиналась так. Трое выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств имени И. Е. Репина, работающих в серьезных архитектурных компаниях, решили основать свое бюро. Им нравился дух Скандинавии, они объездили ее города. Испытывали жажду личных свершений. Их цель – творить, «быть теми, кто высказывается». Первые опыты совместного творчества – «интерьерчики для друзей».

«Мы сразу договорились, что будем делать только то, что нам нравится, – рассказывает архитектор и один из основателей бюро Федор Горегляд. – Рынок дизайна, когда мы на него пришли, был весьма среднего уровня. Наверное, тогда мы были исключением из правил. Дизайн интерьера считался бытовой услугой. Вузы выпускали "бумажных" архитекторов.

В академии нас научили пространственно мыслить. Все остальное нужно было добывать самим. Но это нас особо не останавливало. Была сильная жажда познания всего, что могло улучшить наши профессиональные навыки. Мы брались и за маленькие проекты, считая главной целью результат. Искали людей, понимающих наши идеи... нет, мы стали чуть ли не навязывать людям наши идеи и представления!»

По убеждению Федора, ни в каком вузе никто не расскажет, что за каждым красивым проектом почти всегда стоит титанический труд переговоров: «Даже строительная бригада почти всегда старается сделать как проще и дешевле для них. Задача архитектора – уговорить их сделать так, как нужно».

«Переговоры с некоторыми заказчиками могли продолжаться и пять часов в холодном помещении», – добавляет красок архитектор Юлия Грицюк. Она пришла в команду в 2019 году, как раз во время работы над проектом Under the Sea. Как раз вовремя, считают в команде.

Момент озарения

Маленький ресторан-бар японской кухни в старом жилом доме. Название Under the Sea – «На дне морском». Вот и все исходные данные, которые получили архитекторы от владельца заведения. Да, еще свобода. Этого заказчика не пришлось ни в чем убеждать.

«У нас была возможность реализовать практически все, что мы придумаем. Начались творческие поиски. Что-то убиралось, что-то прирастало... Итерации три были точно. Все то, что внизу, уже было придумано. Не хватало чего-то наверху, под потолком. А это, как потом оказалось, было главным, – рассказывают создатели проекта. – В конце концов все вышло как в типичном сериале. Однажды вечером мы сидели с ребятами, крутили 3D-модели и увидели, что процесс пошел не совсем в то русло. И тут у кого-то как лампочка зажглась – встает и говорит: "Я придумал! Я понял, как это должно быть!" И всем стало ясно, что идея все время лежала у нас под носом: Under the Sea, море, большая волна… И тогда все сложилось. Это был момент озарения».

Лучшие идеи имеют свойство консолидироваться. «Идея отвечала и специализации ресторана, и названию, и стилю – частично японскому минимализму, частично скандинавскому. Потом появились эти светильники – то ли рыбацкие поплавки, то ли крючки. Самих рыбаков не видно, они над волной. Оставалось только реализовать», – вспоминают архитекторы.

Проблемы приносят свежие решения

Вторая часть истории – реализация. «Это сложный и трудоемкий процесс, который требует твердости характера, и не только архитекторов, но и заказчика, – рассказывает Юлия Грицюк. – Тут мы сразу же столкнулись с рядом проблем. Например, пришлось придумывать, на что опирать конструкцию. Помещение ресторана находится в историческом здании. Я не помню, сколько весила конструкция, по предварительным расчетам, но в любом случае ее нельзя было опирать на пол: под ним старые, слабые перекрытия».

Посетителю Under the Sea кажется, что «волна» только касается стен. На самом деле она прочно базируется на них. «За стенами вшита специальная конструкция, на которую все опирается, вес распределяется по стенам. Мы полностью демонтировали помещение, очистили стены до кирпичной кладки, пригласили конструкторов. Вопрос безопасности был на первом месте. Это выглядит как металлический кокон, охватывающий все помещение по периметру», – объясняет Федор.

Форма «волны» дорабатывалась долго. Сначала на стадии визуализации, потом на стадии выдачи рабочей документации, вплоть до отправки на чертежи. Некоторые нюансы были лучше видны в чертежах.

«Мы приглашали людей, которые писали нам дополнительные скрипты для нашей программы, потому что нам не хватало нужных опций, чтобы выдать нужный контур нарезки. И нарезка тоже несколько раз менялась, – говорит Юля. – Вот у нас уже есть модель, мы отправляем ее на просчет, и оказывается, что она и сейчас весит в два раза больше, чем нужно».

Надо было сделать конструкцию вдвое легче и обязательно сохранить форму. Фанерные ребра, составляющие конструкцию «волны», толщиной два сантиметра и воспринимаются как склеенные из нескольких слоев нетонкой фанеры. На самом деле внутри них пустота. Еще там спрятаны крепления. «А иначе нам пришлось бы сильно проредить, увеличивая расстояние между пластинами, эффект бы пропал.

Мы решили быть «прогрессивными» и попросили программистов поработать с нами в тандеме. В результате, когда мы отправили все это в нарезку, не было ни одной ошибки, ни на миллиметр. Каждая деталь была пронумерована. Оставалось собрать их и прикрепить. Я помню день, когда мы зашли сюда, еще не было мебели, но конструкция уже была на потолке. И мы поняли, что это лучший проект, который мы сделали», – говорит Юлия.

«Лучший за последнее время», – справедливо уточнил Федор.

Не рассматривался никакой материал, кроме фанеры. «Мы даже не принимали во внимание искусственные материалы, – пояснил Федор. – Нужно было сохранить баланс чистоты, минимализма и чего-то теплого. Выбери мы пластик, здесь было бы холодно и неуютно. А сейчас каждая деталь является кусочком паззла, и он сложился. Теплая волна собирает весь интерьер».

А Юлия добавляет: «Нам говорили о фанере: да у вас все поведет! Но, смотрите, стоит. Нам повезло – попались очень грамотные строители».

Проект Under the Sea неоднократно отмечен на профессиональных конкурсах: Muse Awards 2020 Interior Design (победитель в категории «Рестораны»), AD Design Award 2020 (победитель в категории «Рестораны, бары и кафе»), Best Public Space Award (победитель в категории «Интерьеры заведений общественного питания»), Interior Design's Best of Year 2020, ADD Awards 2019 Horeca, «Архиwood Интерьер», FX Awards Bar & Restaurant, FRAME.

Текст Нина Чугунова, по материалам компании UPM
Фото Евгений Стецко