Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

В центре внимания

Сенатор Татьяна Гигель о законодательном обеспечении развития лесного комплекса России и стоящих перед отраслью задачах

«Основу устойчивого развития любой сферы составляет стабильная и прозрачная нормативная правовая база. Не исключение и лесопромышленный комплекс. И в этом смысле минувший год стал знаковым для всей лесной отрасли», – такую оценку дала сенатор, член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, председатель Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу Татьяна Гигель на пленарном заседании XXIII Петербургского международного лесопромышленного форума.

Татьяна Гигель
Название

1 октября 2020 года правительство по поручению главы государства утвердило план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса. План составлен по результатам глубокого анализа основных проблем лесной промышленности и лесного хозяйства.

Перед Федеральным собранием и ответственными органами исполнительной власти поставлена важнейшая задача – принятие нормативных правовых актов и стратегических документов разного уровня, направленных на выполнение поручения президента РФ и повышение эффективности лесного комплекса и его социально-экономической значимости. Более того, эти задачи постоянно находятся в фокусе внимания верхней палаты и на особом контроле председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. По ее поручению создана и активно работает межведомственная рабочая группа по совершенствованию лесного законодательства под председательством заместителя председателя Совета Федерации Юрия Воробьева. Не останавливает работу и Экспертно-консультативный совет (ЭКС) по лесному комплексу при Комитете по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Как результат его работы и тесного взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти и общественных институтов за минувший год был принят целый ряд федеральных законов, значительно изменивших структуру правового регулирования лесной отрасли. Ключевым направлением изменений, внесенных в законодательство, стала цифровизация лесного комплекса. По многим законам предусмотрен парламентский контроль за возможностью их применения на практике, а также за разработкой и принятием нормативных правовых актов, необходимых для реализации этих законов.

Ключевые изменения в законодательстве за последний год

1. Федеральный закон от 04.02.2021 №3-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений».

Закон предусматривает создание системы контроля за оборотом древесины. По этому закону сейчас осуществляется парламентский контроль..

2. Федеральный закон от 09.03.2021 №35-ФЗ «О внесении изменений в статьи 80 и 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации».

В силу этого закона субъекты малого и среднего предпринимательства будут заключать договоры купли-продажи лесных насаждений на аукционах, проводимых в электронной форме.

3. Федеральный закон от 11.06.2021 №170-ФЗ, предусматривающий разделение надзора и лесной охраны как отдельного института и обеспечивающий возрождение лесных династий.

4. Федеральный закон от 02.07.2021 №304-ФЗ, касающийся порядка управления в сфере лесоустройства и разграничения полномочий между органами государственной власти; вступает в силу 1 января 2022 года.

В связи с низкой эффективностью управления этот вопрос неоднократно поднимался в Совете Федерации. И согласно этому закону полномочия по лесоустройству переданы на федеральный уровень, установлены квалификационные требования к лесоустроителям. В соответствии с законом Рослесхоз готовит План проведения лесоустроительных работ на основе предложений регионов. В настоящее время площадь земель лесного фонда, которые в первую очередь подлежат лесоустройству, или территория интенсивного освоения лесов, оценивается в 300 млн га.

5. Федеральный закон от 02.07.2021 №302-ФЗ унифицировал и дал определение всем терминам, применяемым в лесной отрасли.

«Обработанные и необработанные лесоматериалы», «продукция из древесины с высокой добавленной стоимостью», «лесоперерабатывающая инфраструктура» и т. д. – единая терминология необходима как для цифровизации отрасли, так и для обеспечения контроля за оборотом древесины.

6. Федеральный закон №303-ФЗ от 02.07.2021 напрямую связан с лесовосстановлением российских лесов.

Законом вводится новый вид использования лесов – создание лесных питомников и их эксплуатация, а также устанавливаются правила для этого. Теперь разрешается создавать лесные питомники на землях разных категорий в соответствии с их правовым режимом. Кроме того, вводится возможность выращивания посадочного материала государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, в том числе и для нужд лесопользователей.

Срок компенсационного лесовосстановления увеличивается с одного года до трех лет при условии обеспечения посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках, и агротехнического ухода за лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки.

Принятый закон позволит увеличить количество лесных питомников, объем выращиваемого посадочного материала и повысить качество работ по компенсационному лесоразведению.

Законопроекты в работе

На сегодня в высокой степени готовности находится ряд законопроектов, касающихся лесной отрасли.

Подготовлен и направлен на рассмотрение в правительство РФ законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования арендных отношений», наделяющий федеральный орган исполнительной власти полномочием по предоставлению лесных участков, необходимых для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Добросовестным арендаторам гарантируется предоставление лесных участков на новый срок без проведения аукциона, путем исключения избыточных требований и установления исчерпывающего перечня существенных нарушений договора аренды.

Рассматривается законопроект «О семеноводстве», внесенный правительством РФ.

Обсуждается долгожданный законопроект о внесении изменений в законодательные акты РФ в части регулирования отношений по созданию, ремонту и эксплуатации лесных дорог. В проекте федерального закона предлагается сформулировать блок норм, непосредственно направленных на регулирование отношений в сфере создания, ремонта и эксплуатации лесных дорог.

О новой стратегии развития лесной отрасли

Важным документом планирования и совершенствования отрасли стала принятая в феврале этого года новая Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия). Она подготовлена с учетом национальных целей и стратегических задач, определенных указом президента Российской Федерации, и предполагает цифровую трансформацию лесной отрасли.

Приоритетное внимание в Стратегии уделяется переориентации отрасли с экспорта необработанных лесоматериалов на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. На это будут нацелены мероприятия по совершенствованию инструментов господдержки, в том числе таможенно-тарифной политики, что должно стимулировать открытие новых предприятий и создание рабочих мест. Иными словами, реализация Стратегии должна способствовать повышению привлекательности условий для запуска крупных инвестиционных проектов.

Основой реализации Стратегии должен стать План мероприятий. Как рассказала Татьяна Гигель, «в Совете Федерации все это время велась активная работа над проектом этого плана и в рамках рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства, и в рамках работы ЭКС по лесному комплексу». Был подготовлен пакет предложений и внесен в правительство Российской Федерации.

«Часть наших предложений, касающихся лесопереработки, научного и кадрового обеспечения вошли в проект плана, но, к сожалению, не все, – поделилась сенатор. – В связи с этим комитет направил в Минприроды свою позицию с предложением конкретизации мероприятий проекта плана, целевых показателей их исполнения с использованием количественных и (или) качественных показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе стратегического планирования, а также предложением согласования Плана мероприятий с основными "лесными" регионами страны, в которых лесной комплекс имеет приоритетное значение».

Таким образом, Совет Федерации совместно с правительством, федеральными органами власти, субъектами, научным и экспертным сообществом последовательно и системно работает над возрождением лесной отрасли. За минувший год проделана большая работа. Тем не менее остаются вопросы, которые продолжают требовать особого внимания и системного подхода, – это цифровизация, охрана лесов, лесовосстановление, продолжение работы по лесоустройству, проблемы лесных пожаров, утверждение новой методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов РФ. Кроме того, незамедлительного решения требуют задачи, связанные с развитием отделенных отраслей ЛПК и преодолением существующих в них проблем.

Деревянное домостроение

В числе этих задач развитие в стране деревянного домостроения.

«Одной из вершин всей деятельности лесопромышленного комплекса, начиная с заготовки древесины через производство пиломатериалов, древесных плит и заканчивая возведением домов и комплектацией их мебелью, является деревянное домостроение, поэтому развитие этой стратегически важной отрасли можно отнести к первоочередным задачам, направленным на исполнение поручений президента», – считает Татьяна Гигель.

Неслучайно первое заседание ЭКС по лесному комплексу, который и возглавляет сенатор, в 2015 году было посвящено строительству домов из древесины. С того времени началась серьезная работа. Проведено большое количество мероприятий, в том числе выездных заседаний и в регионах, и на предприятиях. С экспертным сообществом на таких встречах обсуждаются вопросы развития отрасли.

В последние годы в нашей стране сформировалась полноценная высокотехнологичная отрасль по заводскому производству деревянных домов. Например, в Вологодской области запущены два завода по производству инновационных материалов из перекрестно склеенной древесины – комбинат Segazha Group, выпускающий CLT-панели, и Череповецкий фанерно-мебельный комбинат, изготавливающий фибролитовые плиты и панели.

Использование деревянных домов заводского изготовления позволит значительно увеличить долю глубокой переработки древесины, что соответствует основному направлению развития лесной промышленности, установленному Стратегией.

В последнее время растет спрос на деревянные дома, в 2020 году он повысился на 30%.

Сегодня в палате тема деревянного домостроения рассматривается в разных аспектах. Прежде всего как главный драйвер активного развития рынка индивидуального жилищного строительства. Это направление в увязке с программами комплексного развития сельских территорий, сельского туризма обеспечит территориальное развитие, решение социальных вопросов села и городских агломераций, а также поспособствует оперативному расселению пострадавших в чрезвычайных ситуациях.

Кадровый дефицит

Вряд ли кто-то оспорит, что вопрос кадров остается одной из ключевых проблем отрасли.

«Это серьезный вопрос, которому мы посвятили очень много времени, провели целый ряд круглых столов, совещаний, экспертных советов и увидели истинную картину, – рассказала парламентарий. – Руководители предприятий, представители научных институтов – все говорят, что существует большая проблема с кадровым обеспечением лесной отрасли. Поэтому мы внесли ряд предложений. Прежде всего это, конечно же, увеличение финансирования. А также организация производственных участков, где молодые специалисты, получающие теоретические знания, должны пройти еще и практику на современном производственном оборудовании, чтобы руководителю предприятия не приходилось в дальнейшем их переучивать».

К слову, многие предложения, сформированные в решениях комитета, частично реализованы в федеральных законах, концептуально учтены в новой Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, в проекте Плана мероприятий по ее реализации, разработанном Минприроды России.

Отечественное станкостроение

Еще одним важным аспектом развития лесной отрасли является оснащение всего лесного комплекса современным оборудованием и технологиями.

Стране нужны современные машины и для лесохозяйственной деятельности, и для плантационного выращивания саженцев, сеянцев лесных растений. Наконец, для неистощимого лесопользования с учетом зон и регионов произрастания – машины для лесозаготовок, обеспечивающих как природоохранное законодательство, так и экономическую целесообразность.

Этой теме тоже было посвящено большое количество заседаний. Их участники – и отраслевые эксперты, и представители бизнеса – пришли к единому мнению: российский рынок может стать весьма перспективным для производителей современной лесохозяйственной и лесозаготовительной техники. Но, к сожалению, современное отечественное лесное машиностроение пока заметно отстает от мирового уровня. И потому решение проблем лесного хозяйства видится в организации отраслевого технопарка, который не только обеспечит научную основу для создания перспективной техники для лесного хозяйства посредством проведения опытно-конструкторских работ, но и позволит создать условия для проведения полного комплекса испытаний, опытной эксплуатации и последующего серийного производства техники и оборудования и их внедрения в лесное хозяйство.

Таким образом, совершенствование лесного законодательства продолжается. На период осенней парламентской сессии 2021 года намечен комплекс мероприятий, в рамках которых будут обсуждаться актуальные вопросы лесного комплекса. В частности, запланировано проведение выездного заседания рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства, а также заседание ЭКС «О мерах, направленных на привлечение инвестиций в лесопромышленный комплекс».

«Мы всегда открыты для диалога, готовы к сотрудничеству и продвижению инициатив, необходимых для развития лесного комплекса страны. Когда-то ЛПК стоял в экономике страны на третьем месте и даже конкурировал с нефтяной и газовой промышленностью. И сегодня у всех нас есть задача и большое желание восстановить мощь лесного комплекса, чтобы появлялись рабочие места и увеличивались доходы населения», – завершила свое выступление Татьяна Гигель.

И в этой сфере экономики необходим комплексный подход, касающийся как лесоустройства, так и производства продукции глубокой переработки древесины и ее реализации, развития смежных отраслей, в том числе биоэнергетики и деревянного домостроения. Только тогда можно рассчитывать на достижение стоящих перед отраслью целей.