Не только береза
Финансово-промышленная группа «Профит» спасла завод от банкротства
В конце позапрошлого года на омском предприятии по глубокой переработке березы возобновился выпуск продукции. Завод приобрела финансово-промышленная группа «Профит». Задачи на ближайшую перспективу – нарастить объемы производства.
Для этого в первую очередь необходимо обратить внимание на сырьевую безопасность – собственную лесозаготовку. О том, как это будет сделано, корреспонденту журнала «ЛесПромИнформ» рассказал коммерческий директор ООО «Профит Вуд Трейд» (входит в ФПГ «Профит») Андрей Фиалковский.
– Андрей, расскажите, пожалуйста, об активах компании в Омской области.
– Деятельность финансово-промышленной группы «Профит» в Омской области представлена тремя компаниями, которые специализируются на определенных направлениях: ООО «Профит ЛесСнаб» отвечает за лесообеспечение и лесозаготовку, ООО «Профит Сибирская береза» занимается лесопилением и производством изделий из березы, а ООО «Профит Вуд Трейд» – сбытовое подразделение. В ФПГ «Профит» также входит ООО «Профит Машин Тулз», созданная с целью организации единого центра компетенций по техническому оснащению и обслуживанию предприятий основным производственным и вспомогательным оборудованием.
Завод по глубокой переработке березы мы приняли в управление в довольно сложном положении. С 2017 года предприятие проходило процедуру банкротства, в течение почти четырех лет его деятельность была остановлена. После того как мы приобрели этот актив, в октябре прошлого года арбитражный суд Омской области в рамках дела о банкротстве принял решение о прекращении процедуры конкурсного производства. Нам удалось сохранить и производственные мощности, и рабочие места, и технологии. Сейчас наша цель – развивать компании как единый производственный комплекс. Виды продукции, на которые мы ориентируемся, – сортовые пиломатериалы, мебельный щит, паркет, чистовая мебельная заготовка и компоненты мебели.
– В конце прошлого года ООО «Профит ЛесСнаб» стало крупнейшим арендатором лесных участков в Омской области, в планах на 2022 год переход на собственную лесозаготовку. Почему это потребовалось?
– Спрос на изделия из березы значительно опережает наши текущие возможности и будет только расти. Наличие собственной лесозаготовительной базы является гарантией стабильного поступления сырья. На текущий момент «Профит ЛесСнаб» ведет лесозаготовку на собственной лесной арендной базе в четырех районах Омской области, в том числе в Тарском и Тевризском. Площадь арендованных лесных участков холдинга составляет около 200 тыс. га.
В конце 2021 года мы закупили новую высокопроизводительную лесозаготовительную технику – харвестеры и форвардеры производства компании John Deere, вспомогательную технику для обеспечения лесозаготовки, а также лесовозную технику для вывозки и доставки лесоматериалов на нижний склад и на головное предприятие в Омске. Большая часть техники на сегодня уже введена в эксплуатацию. Благодаря этим приобретениям в Омской области впервые был применен передовой метод лесозаготовки, который позволяет использовать высококвалифицированный труд.
Отмечу, что мы уделяем большое внимание всем технологическим аспектам производственного процесса. В конце февраля 2022 года вахтовый городок лесозаготовительного участка в Тарском районе был подключен к сети интернет, обеспечено Wi-Fi-покрытие территории, настроена телефония. Таким образом, реализована возможность оперативного обмена информацией с головным предприятием в городе Омске и филиалом в городе Таре, а также возможность проводить оперативные совещания по рабочим вопросам. Сотрудники, в свою очередь, могут в свободное от работы время общаться со своими родными.
– Насколько для омских предприятий ФПГ «Профит» болезненна кадровая проблема в лесной отрасли? Кто готовит для вас специалистов, способных эффективно работать на современной технике?
– На рынке труда в любой отрасли мы сталкиваемся как с дефицитом, так и с профицитом кадров, в зависимости от специальностей. Лесная отрасль, на мой взгляд, всегда была, есть и будет интересной и перспективной. Поэтому, когда стала распространяться информация о том, что мы запустили деревообрабатывающий завод, к нам стали поступать звонки от бывших работников. Они поздравляли нас с успешным перезапуском и говорили о готовности вернуться работать в компанию. В итоге сегодня на предприятии около 80% сотрудников – это бывшие работники, профессионалы, которые давно работают в отрасли. А свежую кровь вливаем как обычно: проводим отбор соискателей на рынке труда, рассматриваем выпускников средних и высших учебных заведений, причем на многих обращаем внимание во время производственной практики.
После принятия решения о собственной лесозаготовке в первую очередь мы обратили внимание на жителей своего региона. Параллельно, ввиду явной нехватки кадров нашего профиля, мы предлагаем работу жителям соседних регионов – Тюменской и Томской областей, Красноярского края и др. Конечно, мы заинтересованы в операторах харвестеров и форвардеров с опытом работы в лесозаготовке, однако готовы проводить и проводим переобучение водителей или машинистов с опытом работы на другой спецтехнике.
– Известно, что целью омской группы предприятий является производство продуктов с высокой степенью переработки, которые несут в себе значительную часть добавленной стоимости. На каком сегменте планируете сосредоточиться? Останется ли приоритетной глубокая переработка березы?
– Да, именно глубокая переработка березы является нашим приоритетом. Однако в лесу растет не только эта порода. В этой связи не исключаем, что наше внимание ограничится не только березой.
– В рамках проектов освоения лесов ФПГ «Профит» планирует весь комплекс лесохозяйственных мероприятий и создание лесной инфраструктуры. Чего больше всего не хватает?
– Да, мы обязательно будем поводить весь комплекс лесохозяйственных и лесовосстановительных мероприятий, и это не только требование закона. Это понимание ответственности за то, что мы оставим нашим детям.
Если говорить о проблемах, то одна из проблем лесозаготовителей – состояние дорог в районах, то есть вопрос логистики. И речь не о лесовозных дорогах, которые заготовители строят самостоятельно, а об областных и муниципальных дорогах, состояние которых оказывает сильное влияние на эффективность бизнеса. Традиционное ограничение грузоподъемности наших дорог на фоне отсутствия иной инфраструктуры (кроме речного транспорта в период навигации) – явно выраженный сдерживающий фактор. Причем для развития не только нашей отрасли. Другими словами, в отсутствие возможностей транспортировки по железной дороге автомобильный транспорт остается основным способом доставки сырья.
– С 1 января 2022 года в России введен запрет на экспорт круглого леса. Это решение как-то повлияет на вашу деятельность?
– Поскольку мы не являемся экспортерами круглого леса, каких-либо негативных последствий для нас нет. Однако мы рассчитываем на увеличение объема предложения сырья на внутреннем рынке.
Вместе с тем запрет на экспорт круглого леса – это полумера, потому что тот лес, который в итоге останется внутри страны, надо как-то переработать. И вот тут возникает очень большой вопрос: кто и на каком оборудовании сможет это сделать. Вопрос риторический, поскольку готовой производственной инфраструктуры, которая смогла бы «переварить» весь этот объем внутри страны, просто не существует. Отсутствуют мощности по пилению, по сушке, элементарно не хватает компетенций в части правильной и эффективной сортировки, и так далее. Перечислять можно долго. Важно одно – промышленность не готова проглотить этот объем. И в этой связи как бы не получился противоположный эффект – снижение объемов лесозаготовки со всеми вытекающими последствиями.
Текст Мария Алексеева
Другие статьи рубрики Регион номера: Омская область