Развитие

Реальные перспективы отечественного лесного машиностроения

Во времена СССР и в течение почти 20 лет после его развала Петрозаводск для отечественных лесопромышленников был связан с Онежским тракторным заводом, выпускавшим лесные гусеничные тракторы класса тяги 3. Уже давно снятые с производства, но до сих пор работающие на некоторых мелких лесозаготовительных предприятиях тракторы ТДТ-55 можно без преувеличения назвать легендой отечественного лесного машиностроения. Меньшую известность получили последующие модификации лесных гусеничных тракторов «Онежец».

Катастрофа российского лесного машиностроения не обошла стороной и Онежский тракторный завод (ОТЗ): выпуск лесных гусеничных тракторов прекратили, а колесных лесных – так толком и не наладили.

Незадолго до закрытия завод начал переводить производственные мощности из центра Петрозаводска на окраину, на вторую площадку. Здания и сооружения там закладывались еще в советские годы, но так и остались недостороенными.

После банкротства ОТЗ, в 2018 году новый собственник производственной площадки – «Амкодор-Онего» приступил к освоению проекта по производству современных машин для лесопромышленного комплекса.

Белорусский холдинг «Амкодор» хорошо известен российским лесопромышленным компаниям. С 2003 года предприятие сосредоточилось на создании лесозаготовительных машин для скандинавской технологии лесосечных работ, предусматривающей использование комплекса, состоящего из харвестера и форвардера.

Первый опытный форвардер Амкодор 2661 был изготовлен в мае 2005 года, а серийные форвардеры впервые реализовали в конце 2006 года. В последующие годы ОАО «Амкодор» – управляющая компания холдинга – стало лидером по производству колесных лесных машин не только в Республике Беларусь, но и в странах СНГ. Выбранное холдингом на основе изучения мирового опыта направление разработки системы специализированных колесных многооперационных машин с шарнирно-сочлененной рамой и бесступенчатой в рабочем диапазоне трансмиссией экономически и экологически оправданно.

В настоящее время выпускаемые «Амкодор» колесные лесные машины соответствуют тенденциям развития лесного машиностроения и технологий лесозаготовительного производства.

Модельный ряд систем колесных лесных машин представляет собой линейку техники для проведения рубок спелых и перестойных насаждений, рубок ухода за лесом, производства щепы и включает более 20 моделей, в том числе:

в серийном производстве:

  • харвестеры Амкодор 2531, Амкодор 2541, Амкодор 2551, Амкодор 2561, Амкодор 2561-01;
  • форвардеры Амкодор 2631, Амкодор 2641, Амкодор 2661-01, Амкодор 2662, Амкодор 2662-01, Амкодор 2682-01;
  • машины трелевочные (скиддеры) Амкодор 2243, Амкодор 2243В, Амкодор 2242В;
  • машина рубительная Амкодор 2904;
  • погрузчики фронтальные универсальные Амкодор 352Л, Амкодор 371Л;
  • полуприцеп универсальный Амкодор 2310; опытные образцы:
  • мульчер Амкодор-2021;
  • форвардеры Амкодор 2662Е, Amkodor FF1681;
  • харвестер Amkodor FH3081.

При создании харвестеров и форвардеров использованы технические решения, ранее не применявшиеся для машин холдинга «Амкодор» и других производителей подобной техники. Оригинальные дизайнерские и конструкционные решения защищены 33 охранными документами на территории Республики Беларусь, Российской Федерации и Европейского Союза.

Часть колесных лесных машин – форвардеры Амкодор 2662, Амкодор 2662-01, Амкодор 2682, Амкодор 2682-01, харвестеры Амкодор 2551, Амкодор 2551-01, Амкодор 2541, лесопогрузчики фронтальные универсальные Амкодор 352Л-01, Амкодор 352Л-02 – с 1 января 2014 года включены в Перечень инновационных товаров Республики Беларусь, утвержденный Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 05.12.2013 №1042.

Несколько лет холдинг был на четвертом месте в ряду мировых производителей по поставкам новых колесных лесных машин в Российскую Федерацию. За двенадцать лет (2006–2018) потребителям поставлено более 1000 лесных машин марки «Амкодор».

Холдинг продолжает расширять линейку машин для лесозаготовок. Запланирован серийный выпуск нескольких пока разрабатываемых машин: тяжелых харвестера и форвардера для сибирских регионов, мульчера для лесовосстановительных работ, лесохозяйственного трактора, скиддера и др.

Вся линейка лесозаготовительной техники разработана за счет собственных средств компании. Лишь рубительная машина Амкодор 2904 создавалась с привлечением государственных средств, в рамках госпрограммы «Леса Беларуси – продуктивность, устойчивость, эффективное использование» (2011–2015 годы). Максимальная производительность машины рубительной Амкодор 2904 достигает 130 насыпных м3 щепы в час.

Согласно данным холдинга, по производительности техника марки «Амкодор» не уступает ведущим мировым аналогам. Так, в 2011 году на соревнованиях, инициированных министерством лесного хозяйства Республики Беларусь, за 9-часовую смену харвестер Амкодор 2551 заготовил 460 м3 древесины, тогда как харвестер PonsseBeaver (Финляндия) – 360 м3. При этом удельный расход топлива белорусской машины составил 0,345 л/м, а финской – 0,361 л/м3. Средняя производительность харвестера Амкодор 2551 оценивается в 200 м3 в смену.

Уровень локализации машин наращивается и достиг для форвардеров 62,8%, для харвестеров – 55,9%, для трелевочных машин (скиддеров) – 75%.

Освоение лесных колесных машин позволило Республике Беларусь сэкономить $100 млн за счет резкого сокращения импорта зарубежной техники, а холдингу – заработать больше 3269,5 млн руб., закрепиться на новых рынках сбыта, создать дополнительные рабочие места для перспективного долгосрочного производства.

В настоящее время для удовлетворения потребностей Союзного государства коллектив холдинга расширяет модельный ряд лесозаготовительных машин, которые будут выпускаться в Петрозаводске, где реализуется инвестиционный проект федерального значения «Амкодор-Онего» по созданию в Республике Карелия производства современной лесозаготовительной техники.

Сейчас на бывшей второй площадке ОТЗ реализуется проект по освоению выпуска современных колесных лесных машин, рассчитанный до 2028 года. Производственная мощность – от 500 машин в год. Объем инвестиций составляет 19 млрд руб. В том числе в реконструкцию и строительство производственных зданий и сооружений – 2,5 млрд руб., в модернизацию производственных мощностей – 14,5 млрд руб. Отличительной особенностью проекта является реализация в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного правительством РФ (Минпромторгом), правительством Республики Карелия и холдингом «Амкодор». Причем, согласно контракту, должно быть создано производство с локализацией только в Петрозаводске.

В результате должно быть создано не менее 500 рабочих мест. Но большие производственные площади позволяют наращивать объемы выпуска до 1000 и более машин в год, что позволит увеличивать и количество рабочих мест.

Проект также предусматривает производство комплектующих, включая тандемные мосты, манипуляторы, харвестерные головки. Их будут использовать не только на заводе, но и поставлять на конвейеры других производителей техники. На предприятиях холдинга в Республике Беларусь уже изготовлено несколько тандемных мостов, сейчас они проходят испытания.

Широкое применение лесозаготовительных технологий на базе созданной системы машин обеспечит повышение экономической эффективности лесозаготовки на 7–25% за счет снижения экологического ущерба и пополнение парка лесных машин Союзного государства современной техникой с высоким уровнем локализации на сумму $350 млн в год.

Таким образом, машины, выпускаемые в Республике Беларусь и Российской Федерации, займут 70% рынка лесозаготовительной техники в России и сформируют большую часть технической базы для решения задач Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года.

Сегодня предприятие ориентируется на крупноузловую сборку. Пока работа ведется в тесной ко­операции с предприятиями холдинга из Республики Беларусь. Но степень локализации по РФ и в Петрозаводске постепенно повышается. Сначала ходовая часть машин комплектовалась шинами из Республики Беларусь (предприятия «Белшина»), в настоящее время используются шины Волжского шинного завода. Двигатели устанавливаются производства Минского моторного завода, мощностью 180 и 300 л. с. В рамках проекта предусмотрен переход на двигатель ЯМЗ 536, выпускаемый Ярославским моторным заводом, входящим в состав «Группы ГАЗ». По результатам испытаний этот двигатель получил очень хорошие отзывы и будет использоваться в серийном производстве колесных лесных машин на заводе «Амкодор-Онего».

Сейчас три основные части машин изготавливаются за рубежом. Это технологическое оборудование – гидроманипуляторы и харвестерные головки (Kesla), тандемные мосты (NAF) и гидроаппаратура.

В связи с объявленной России и Белоруссии санкционной войной нарушен ряд логистических цепочек с поставщиками зарубежных комплектующих. Например, компания Kesla разорвала сотрудничество с холдингом. Но в рамках проекта локализации производства в Республике Беларусь после производственных испытаний уже начали выпускать серийными партиями гидроманипуляторы. Разработчики постарались учесть весь мировой опыт и на его основе создали оригинальное высокотехнологичное изделие. В настоящее время в Республике Беларусь проходят производственные испытания харвестерные головки собственного производства.

Сборка манипулятора
Сборка манипулятора

Комплектация выпускаемых лесных машин осуществляется по двум направлениям – узлами и деталями собственного производства, а также аналогичными приобретенными у отечественных производителей машин другого назначения. Так, ведутся переговоры с российским подразделением компании Palfinger по поводу поставкок гидроманипуляторов. В настоящее время лесные машины марки «Амкодор», оснащенные этими гидроманипуляторами, проходят испытания.

Что касается гидроаппаратуры, то в составе холдинга есть завод, специализирующийся на ее производстве. Современное оборудование позволяет ему выпускать конкурентоспособную продукцию, еще два года назад она успешно прошла испытания и в России.

Необходимые для современных машин вычислительная техника и программное обеспечение прежде поставляла компания Kesla, но у холдинга есть собственные разработки.

В настоящее время на производственных площадях ООО «Амкодор-Онего» серийно выпускаются четыре вида машин – два вида форвардеров, шести- и восьмиколесные, и харвестеры с двумя вариантами харвестреных головок. В рамках специального инвестиционного контракта уже собраны и проходят производственные испытания харвестеры и форвардеры нового поколения, не уступающие импортным аналогам. Ассортимент выпускаемых машин будет расширяться. В планы предприятия также входит производство колесных фронтальных погрузчиков (грузоподъемностью 6 и 9 т) и тракторов с пачковым захватом (скиддеров) для весьма распространенной в Сибири канадской технологии лесосечных работ.

На сегодня завод производит узкий модельный ряд колесных лесных машин в сравнении с выпускаемым в Республике Беларусь. В дальнейшем планируется перейти на выпуск лесных машин собственной разработки, с собственной конструкторской документацией, не по лицензии, то есть полностью российского производства, с высокой долей локализации в Петрозаводске. Это касается и технологического оборудования – гидроманипуляторов, грейферных захватов и харвестерных головок. Также предприятие намерено существенно расширить модельный ряд производимой техники.

Руководство завода отмечает, что цель проекта – создание производства, не зависящего от белорусского предприятия «Амкодор». Пока ООО «Амкодор-Онего» является, по сути, его дочерней компанией, но с переносом всех бизнес-процессов, получением компетенций, повышением процента локализации производство должно стать полностью самостоятельным.

Коники
Коники

Конечно, на реализации проекта сказалась разразившаяся в 2020 году пандемия Covid-19, а затем и западные санкции. Правда, предприятия Республики Беларусь раньше стали испытывать санкционное давление и адаптироваться к ситуации. Руководству завода приходится выстраивать заново логистические цепочки покупки оборудования, комплектующих, реализации готовой продукции. Но по локализации производства проект движется с опережением графика.

Можно сказать, вследствие западных санкций перед ООО «Амкодор-Онего» открывается широкое окно возможностей. Ведущие иностранные конкуренты уходят с российского рынка, а перспективы их возвращения туманны. Руководство уверено, что предприятие в любом случае смогло бы догнать конкурентов, имеющих почти полувековой опыт производства аналогичных машин.

Если изначально проект был рассчитан прежде всего на мелкие и средние лесозаготовительные предприятия, то в сегодняшней ситуации продукцией завода интересуются и крупные лесопромышленные холдинги России.

За прошедшие 17 лет холдинг вплотную подошел к производству конкурентоспособной техники. Набранные темпы развития сохранились, что позволяет рассчитывать на дальнейшие успехи. Цены машин марки «Амкодор» минимум в два раза ниже цен иностранных аналогов, кроме того, на приобретение выпускаемой холдингом техники выделяются государственные субсидии.

Преимуществом своих машин производитель считает относительную простоту конструкции, ремонтопригодность и сравнительно низкую стоимость запасных частей и расходных материалов. При должном сервисном обслуживании, соблюдении операторами инструкций по эксплуатации машины «Амкодор» не уступят зарубежным аналогам и по производительности и коэффициенту технической готовности, при прочих равных условиях.

Большой опыт производства колесных дорожно-строительных машин позволяет холдингу «Амкодор» применять некоторые свои наработки в производстве лесных машин. На дорожно-строительных и некоторых лесных машинах установлена гидромеханическая трансмиссия. Крутящий момент от двигателя через редуктор отбора мощности передается на гидротрансформатор и двухдиапазонную коробку передач (собственного производства). В такой схеме есть свои преимущества, в том числе возможность трелевки и перегона машин своим ходом на большие расстояния. На лесных машинах нового поколения устанавливается гидростатическая трансмиссия.

Кабины машин полностью изготавливаются из деталей и узлов, выпускаемых холдингом, и получают необходимые для работы в лесу международные сертификаты безопасности FOPS (falling-object protective structures), ROPS (rollover protective structure), OPS (operator protection system).

Конечно, с комплектующими есть и проблемы: если по гидравлике и электронике необходимые позиции легко восполнил Китай, то с элементами управления современными лесными машинами – джойстиками пока решения нет. Как выяснили сотрудники предприятия, в России и Республике Беларусь их не производят. Как и поликарбонатные стекла для кабин лесных машин, обеспечивающие защиту операторов.

Из-за санкций руководство предприятия иногда оказывается перед сложным выбором. Например, по условиям проекта в области локализации производства, подписанного с Республикой Карелия, завод с 2023 года должен перейти на использование российских колесных дисков и шин. Однако немногочисленные отечественные производители шин и колесных дисков не выпускают совместимую по типоразмерам продукцию. Для сборки колеса из отечественных комплектующих есть диски 26,0´´ (Барнаульского завода механических прессов), но нет подходящих шин. Зато есть шины 26,5´´, а к ним не выпускаются соответствующие диски. Специалисты ООО «Амкодор-Онего» обратились к Барнаульскому заводу механических прессов и производителю в Челябинске с запросом о возможности производства колесных дисков размером 26,5´´, но на этих предприятиях нет необходимой оснастки, для ее приобретения необходимы инвестиции примерно 15 млн руб. То есть заводы готовы начать выпуск колесных дисков требуемых размеров, если «Амкодор-Онего» предоставит указанные средства. Предприятию выгоднее вложить эти деньги в создание собственного производства колесных дисков, но их недостаточно. Если купить и поставить необходимую оснастку в Барнаул или Челябинск, то как контролировать ее использование? Для того чтобы Барнаульский или Челябинский завод окупили собственные вложения в новую оснастку, нужен объем заказов от 10 тыс. шт. в год, а «Амкодор-Онего» не сможет его обеспечить в настоящее время и в ближайшей перспективе. К тому же цены колесных дисков, которые называют отечественные производители, значительно выше, цен, например, турецкой продукции, с учетом логистики доставки. Казалось бы, логично покупать дешевые комплектующие в Турции, но, во-первых, есть требования проекта, а во-вторых, сегодня Турция работает с Россией, а завтра – еще неизвестно. К тому же надо учитывать риски, связанные с компаниями-перевозчиками. Таким образом, на первом плане оказываются вопросы безопасности производства, возможность его обеспечения необходимыми комплектующими без рисков.

Налаживание производства шин под выпускаемые в России диски 26,0´´ обойдется куда дороже. Такие шины можно приобретать в Белоруссии, но это будет нарушением требований проекта о локализации производства.

И такие сложности не только с колесами, аналогичные проблемы с элементами гидравлики, которые сейчас решаются с участием партнеров завода в Китае и Турции. Качество российской продукции зачастую оставляет желать много лучшего. Даже если переходить на элементы гидравлики отечественного производства, невозможно это сделать одномоментно. Необходимы испытания, в том числе на совместимость продукции разных производителей.

Большой проблемой становится иногда качество комплектующих, поставляемых российскими смежниками, поэтому после выхода со сборочного конвейера и харвестеры, и форвардеры проходят приемо-сдаточные испытания. Для харвестеров это 25 часов работы в лесу, для форвардеров – 10 часов наработки штатными сотрудниками (испытателями) завода. Для проведения испытаний используется арендная база Петрозаводского лесотехнического техникума, с которым «Амкодор-Онего» заключил договор о сотрудничестве. Кроме того, на территории завода есть испытательный полигон, который планируется расширить и дооснастить до уровня испытательного центра при увеличении объемов выпуска.

После испытаний машины возвращаются на завод для устранения выявленных неисправностей, окончательной окраски, других операций предпродажной подготовки. Затем их отправляют заказчикам.

Сегодня санкции заставляют предприятие ускорить локализацию и импортозамещение. «Амкодор-Онего» довольно давно разработал и собрал новые модели лесных машин, еще с узлами и технологическим оборудованием западных производителей, но их даже не показали на выставках, сразу отправили на доработку из-за разумных опасений возможности серийного выпуска в такой комплектации.

Машины для рубок ухода (сверху вниз, слева направо): харвестер Амкодор 2531, харвестер Амкодор 2541, форвардер Амкодор 2631, форвардер Амкодор 2641
Машины для рубок ухода (сверху вниз, слева направо): харвестер Амкодор 2531, харвестер Амкодор 2541, форвардер Амкодор 2631, форвардер Амкодор 2641

Как все ведущие зарубежные компании – производители современных колесных лесных машин, «Амкодор-Онего» предлагает к своей продукции широкий набор дополнительных технических опций, позволяющих учитывать специфику природно-производственных условий клиента. Это не только изменение геометрии коников форвардера, камеры заднего вида, защиты, лебедки для работы в условиях склонов, но и толкатели (устанавливаемые по умолчанию), позволяющие работать со штабелями, выполнять мелкие земляные работы и приподнимать машину до 0,5 м в случае необходимости, например на слабых почвогрунтах, при большой колейности волока.

Машины для сплошных рубок (слева направо): харвестер Амкодор 2551, форвардер Амкодор 2661-01, форвардер Амкодор 2662-01, форвардер Амкодор 2682-01
Машины для сплошных рубок (слева направо): харвестер Амкодор 2551, форвардер Амкодор 2661-01, форвардер Амкодор 2662-01, форвардер Амкодор 2682-01

В настоящее время «Амкодор-Онего» оснащает машины системой передачи данных о позиционировании, основных режимах работы, текущем расходе топлива. В дальнейшем планируется и установка дополнительного программного обеспечения, в том числе программы проактивного сервиса.

Сейчас завод проходит глубокую модернизацию, идет реконструкция недостроенных во времена ОТЗ зданий и сооружений и одновременное оснащение основных производственных потоков. Объем строительно-монтажных и отделочных работ очень большой. Руководство завода считает, что строительство производства на новом месте завершилось бы значительно быстрее и обошлось бы дешевле, но одним из условий реализуемого проекта было сохранение ранее построенных зданий второй площадки ОТЗ, поэтому приходится адаптировать их при одновременной достройке (установке окон, заливке полов, ремонте крыш, перекладке инженерных сетей, замене газовой котельной и т. д.), к потребностям «Амкодор-Онего».

Скиддеры
Скиддеры

Территория завода составляет около 50 га, на ней большое количество зданий и сооружений, почти все они с периода ОТЗ остались незавершенным строительством. Проектная производственная площадь составляет около 68 тыс. м2. Большая часть площадей еще пустует, их планируется осваивать постепенно, по мере расширения производства и реализации проекта. За последние полтора года коллектив завода увеличился больше чем в четыре раза. На предприятии работают местные жители, специалисты из Республики Беларусь, переехавшие в Карелию, привлекаются специалисты из других регионов России. Для пополнения кадрового резерва «Амкодор-Онего» заключил соглашения с двумя техникумами из Петрозаводска – лесотехническим и автотранспортным, их выпускников в перспективе ждут на заводе.

Машина рубительная Амкодор 2904
Машина рубительная Амкодор 2904

Поскольку большая часть оборудования основного производства завода представляет собой современные импортные станки, для эффективной работы с ними специалисты предприятия проходят подготовку у представителей производителей оборудования.

К 2028 году завод должен производить по 540 машин в год. В 2021 году было выпущено 100 машин, в 2022 году ожидается выпуск 120 машин. После полной реализации проекта в 2028 году планируется дальнейшее увеличение производства колесных лесных машин до 1500 шт. в год (к 2035–2040 году) с выходом на экспортные рынки.

Товаропроводящая сеть холдинга, занимающаяся реализацией машин, сервисным обслуживанием, продажей запасных частей и расходных материалов, действует во всех федеральных округах Российской Федерации. По лесным машинам в России работают 12 дилеров и 25 сервисных центров. Разрабатываются и продвигаются сервисные контракты для клиентов компании. Сегодня холдинг для работы на местах заинтересован в сотрудничестве с другими компаниями, в том числе с прежними дилерами аналогичных импортных машин.

Лесопогрузчики (слева направо): Амкодор 352Л, Амкодор 371АС
Лесопогрузчики (слева направо): Амкодор 352Л, Амкодор 371АС

Безусловно, ведущие мировые производители лесных машин, особенно Komatsu и Ponsse, помогли заводу уверенно строить планы на будущее. Повышению конкурентоспособности отечественных лесных машин, как и в Республике Беларусь, способствует и система утилизационного сбора.

Но руководители «Амкодор-Онего» отмечают, что для возрождения российского машиностроения необходима планомерная работа органов исполнительной власти по развитию внутреннего рынка – сколько каких машин необходимо для выполнения лесохозяйственных и противопожарных работ по годам, чтобы производители могли четко понимать объем внутреннего рынка. «Амкодор-Онего» готов разработать и производить необходимые линейки машин. От органов законодательной власти прежде всего ожидают закрепленного на законодательном уровне требования приобретать при реализации крупных инвестиционных проектов в области освоения лесов лесные машины только отечественного производства или выпущенные в рамках Союзного государства. Возможно, стоит предусмотреть преференции рядовым арендаторам лесов, использующим преимущественно отечественные лесные машины, и государство, как собственник леса, в праве это сделать. Зная плановые объемы заготовки древесины арендаторами, можно без рисков планировать и выпуск машин, давать заказы смежникам.

Начатый в Российской Федерации серийный выпуск современных машинных комплексов для скандинавской технологии заготовки древесины вполне позволяет пересмотреть в сторону увеличения импортные пошлины на машины аналогичного назначения. Руководители «Амкодор-Онего» отмечают, что такие меры государственного регулирования уже давно успешно работают в Республике Беларусь и помогли встать на ноги головному предприятию – холдингу «Амкодор». Значит, и в России они ускорят возрождение лесного машиностроения.

Текст Игорь Григорьев